2.1.21. Клетки, кильблоки, упоры, подставы и другие устройства, поддерживающие судно, находящееся на судоподъемном сооружении, не должны иметь повреждений. Указанные устройства разрешается снимать только по указанию (с разрешения) администрации судоподъемного сооружения (докмейстера, начальника слипа, эллинга).
2.1.22. Судоподъемные сооружения должны быть снабжены спасательными кругами и другими спасательными средствами, расположение которых должно обеспечивать немедленное оказание помощи людям со стороны судоподъемного сооружения, граничащей с акваторией.
2.1.23. Очистка цистерн пресной воды плавучих доков должна производиться регулярно и в соответствии с требованиями органов санитарного надзора.
2.1.24. Администрация судоподъемного сооружения должна обеспечить установку в определенных местах аптечек для оказания первой медицинской помощи и кранов (бачков) питьевой воды.
2.2. Подъемно-спусковые работы в доках
2.2.1. Докмейстер несет ответственность за обеспечение безопасности работ при подготовке дока к судоподъемным операциям и их выполнении.
2.2.2. Перед началом докования докмейстер обязан ознакомить палубную команду дока с особенностями предстоящего докования, возможными опасностями, связанными с ним, и мероприятиями по предупреждению несчастных случаев.
2.2.3. Командный состав докуемого судна должен быть ознакомлен с требованиями настоящего РД, а также с требованиями РД 31.81.10-75 по постановке судна на судоподъемное средство.
2.2.4. Перед вводом судна докмейстер. старший механик и электромеханик дока должны совместно проверить исправность всех доковых устройств.
2.2.5. До начала погружения дока (пуска воды в сухой док) докмейстер должен убедиться в том, что из затопляемой части дока удалены люди, а также нештатное оборудование и незакрепленные предметы, док очищен от мусора, грязи и льда.
2.2.6. Переноску доковых швартовных тросов при вводе судна в док на судовых лебедках, шпилях или брашпилях следует производить по команде докмейстера одновременно с обоих бортов.
2.2.7. Высота клеток и кильблоков должна обеспечивать возможность безопасной и удобной работы по ремонту подводной части судна. При работах под судном нормальная высота клеток (кильблоков) в диаметральной плоскости судна должна обеспечивать удобство работы и не должна быть менее 1,4 м. В килевой дорожке через каждые 10-15 м должны быть оставлены проходы.
2.2.8. Установка и подклинивание упоров должны производиться только с плотиков или галерей дока. Каждый упор должен быть подвязан надежными концами к прочным местам на палубе судна и на стенке (башне) дока и расклинен клиньями из дерева твердых пород.
Запрещается использовать упоры для устройства сходней.
2.2.9. При выбивании (подбивке) клиньев из-под судна в зоне работ не должны находиться посторонние лица, а расстановка проинструктированных (и в защитных касках) рабочих, занятых на этих операциях, должна предусматривать их расположение друг от друга не менее чем через один кильблок (клетку) и на расстоянии не менее 5 м.
2.2.10. До постановки судна в док судовая команда должна очистить якоря от грунта, помыть их и застопорить по-походному (полностью втянуть в клюзы). После постановки судна в док якоря должны быть опущены на стапель-палубу, а цепи якорей - застопорены.
2.2.11. Грузы и тяжелые предметы, возможность перемещения которых не исключена, перед вводом судна в док должны быть надежно закреплены.
2.2.12. Оборудование, которое должно быть выгружено с судна и храниться вне его во время докования, необходимо складировать вне дока в местах, указанных администрацией предприятия.
2.2.13. Подъемно-спусковые операции рекомендуется проводить в светлое время суток. При выполнении этих операций в темное время суток администрацией дока должны быть разработаны и осуществлены дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
2.2.14. При вводе и выводе судна на судоподъемном сооружении не должны находиться посторонние, в том числе ремонтные рабочие.
2.2.15. Личный состав дока, находящийся по условиям работы на привальных брусьях дока, должен пользоваться предохранительными поясами со страховочными концами.
2.2.16. Запрещается во время ввода или вывода судна переходить с дока на судно и с судна на док.
2.2.17. Расстояние между судном и торцевой стенкой или затвором дока должно обеспечивать возможность безопасного выполнения доковых операций, а также работу у носовой и кормовой оконечностей судна. Указанное расстояние должно быть не менее 3 м в носовой и 15 м в кормовой оконечностях.
2.2.18. При совместном (групповом) доковании расстояние между бортами судна и галереями, а также между бортами докуемых судов должно быть не менее 2,5 м.
2.2.19. После постановки судна в док и до начала ремонтных работ док должен быть очищен от ила и грязи. Все водостоки и сборные колодцы дока должны быть очищены и приведены в исправное состояние. Помещения кингстонов и клинкетов дока необходимо закрыть и взять под надзор. Гребные винты и рули судна должны быть заклинены.
В холодный период года необходимо выполнить требования п. 2 5.8 настоящего РД.
2.2.20. Запрещается во время стоянки судна в доке пользоваться судовым радиолокатором, радиотелефоном и телеграфом. На судне. стоящем в доке, должен быть обеспечен молниеотвод, а также осуществлены другие мероприятия по электробезопасности согласно п.2.1.19 настоящего РД.
2.2.21. После окончания осушения дока все съемные наружные лестницы (трапы), площадки, ограждения стенок (башен) дока должны быть немедленно установлены на свои места.
2.2.22. Во время стоянки на судоподъемном сооружении работы всех агрегатов судна и проворачивание главных двигателей должны быть приостановлены и могут допускаться только с ведома и по согласованию с администрацией судоподъемного сооружения и производителем работ предприятия.
2.2.23. Перемещение грузов на судне, выгрузка и погрузка их с помощью грузоподъемных средств, перекачка и прием воды и водяного балласта, заполнение отсеков водой, а также выгрузка судового имущества и запасов допускаются при стоянке в доке только с разрешения администрации дока.
Запрещается пользоваться судовыми шлюпбалками и кранами для подъема каких-либо предметов и оборудования из дока и спуска их в док, а также для перемещения на самом судне.
2.2.24. Во время стоянки судна в доке необходимо систематически очищать от грязи и мусора док и судно, в том числе лестницы (трапы), сходни, переходные мостики.
2.3. Подъемно-спусковые работы на слипах, эллингах
2.3.1. Перед началом подъемно-спусковых работ на слипе (эллинге) администрация судоподъемного сооружения должна осмотреть и проверить исправность и готовность всех устройств и оборудования (лебедок, канифас-блоков, тросов, рельсовых путей, тележек, телефонной сети, сигнализации, блокировок, релейной защиты), а также наличие электрического освещения территории слипа в местах производства работ. По всей палубе судна должно быть установлено исправное леерное ограждение.
2.3.2. Работы, связанные с наводкой, подъемом, пересадкой и передвижением судна, а также работы по выкладке, разборке или перестановке клеток должны производиться под непосредственным руководством и наблюдением начальника слипа (эллинга) или его заместителя.
2.3.3. Подъемно-спусковые операции рекомендуется проводить в светлое время суток. При их производстве в темное время суток район выполнения операций должен быть освещен в соответствии с действующими нормами; администрацией слипа (эллинга) должны быть разработаны и осуществлены дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
2.3.4. Подъемные (спусковые) рельсовые пути и прилегающие к ним рабочие места, связанные с выполнением подъемно-спусковых операций, должны быть освобождены от посторонних предметов, очищены от мусора и грязи. Водоприемные и другие колодцы на территории слипа необходимо закрыть.
2.3.5. Рельсовые пути слипа должны быть проверены шаблоном перед подъемом (спуском) судна и отрихтованы. Стыковые соединения рельсов и крепление их к шпалам должны быть проверены с обязательной записью в журнале. Головки крестовин, пересечек или закладных рельсов перед движением тележек по подъемным (спусковым) путям должны быть переставлены в необходимое положение и закреплены.
2.3.6. Кильблоки и клетки должны быть изготовлены из прочных пород дерева. Брусья кильблоков и клеточник должны иметь достаточно широкие опорные плоскости. Не допускается применение кругляка.
Кильблоки и клетки должны быть равномерно подклинены, а элементы боковых кильблоков для килевых судов надежно скреплены.
2.3.7. Тяговые канаты должны иметь сертификаты, систематически подвергаться осмотру, смазке и содержаться в исправном состоянии.
Запрещается применение канатов, имеющих дефекты.
При производстве подъемно-спусковых операций тяговые канаты должны находиться на специальных подкладках или роликах. Для тяговых канатов должны быть обеспечены свободные проходы между кильблоками, упорами, клетками, а также между конструкциями и оборудованием слипа (эллинга).
Места пролегания канатов подъемных и тяговых лебедок должны быть освобождены от посторонних предметов, очищены от мусора, грязи, снега и льда.
2.3.8. Тяговые канаты перед началом движения тележек должны быть выбраны до натяжения и отрегулированы. Свободные тяговые канаты после окончания подъемно-спусковых операций необходимо немедленно выбрать на барабаны лебедок.
2.3.9. Запрещается при подъеме, спуске и передвижении судна находиться на расстоянии менее 3 м от подъемных и тяговых канатов и внутри угла, образуемого ветвями каната, огибающего блок.
2.3.10. Между руководителем подъемно-спусковой операции и постом управления лебедками должна быть обеспечена надежная постоянная связь по телефону или радио.
2.3.11. На поднимаемом (спускаемом) судне трюмные отсеки, надстройки и палубы должны быть освобождены от посторонних предметов, очищены от грязи и мусора.
2.3.12. Разборка кильблоков, клеток, подстав, упоров и других устройств, поддерживающих судно, стоящее на слипе, а также лесов (рештований) должна производиться только по указанию и под руководством администрации судоподъемного сооружения.
2.3.13. Отдельную опору-клетку под установленным на стапельном месте судном разрешается разобрать для выполнения ремонтных работ или убрать только после того, как рядом с ней (или на некотором расстоянии от нее) будут установлены и тщательно подклинены одна-две дополнительные опоры.