2.4.29. С конструкций, подлежащих испытаниям на непроницаемость и герметичность, должны быть убраны строительный мусор и производственные отходы, удалены леса (рештования) и подмости, демонтированы вентиляция, электропроводка и другие временные коммуникации.
2.4.30. Район испытаний на герметичность необходимо оградить и вывесить знаки безопасности. Запрещается присутствие посторонних лиц в районе испытаний.
2.4.31. Перед проведением испытаний на непроницаемость и герметичность корпусов, отсеков, цистерн администрация дока (докмейстер) и руководитель работ обязаны проверить, нет ли в них людей, после чего, с разрешения администрации судна, закрыть двери, крышки, люки, иллюминаторы по внешнему контуру испытываемого района.
2.4.32. Запрещается устранение обнаруженных дефектов на находящихся под давлением испытываемых объектах (изделиях), их нагревание и обстукивание.
2.4.33. Перемещение грузов кранами вдоль продольной оси дока не должно производиться над башнями дока. Запрещается подача и перемещение грузов кранами над рубками дока.
2.4.34. При подаче грузов на док в районе погрузки не должны находиться посторонние. Для обеспечения этого требования у мест погрузки (выгрузки) должны быть установлены ограждения и вывешены знаки безопасности либо выставлены наблюдающие.
2.4.35. Запрещается передвижение людей по лестницам (трапам), сходням, затворам, переходным мостикам дока во время перемещения над ними стрелы крана с подвешенным грузом.
2.4.36. Краны на доках должны быть оборудованы надежной двусторонней радиотелефонной связью между крановщиком и сигнальщиком.
2.4.37. Запрещается при транспортировании грузов крепить оттяжки к лесам (рештованиям), упорам и другим устройствам дока.
2.4.38. Подъем, опускание или передвижение грузов несколькими рабочими должны производиться согласованно по команде назначенного ответственного лица.
2.4.39. Водолазные работы, связанные с подъемно-спусковыми операциями (обследование дна акватории в районе судоподъемного сооружения и котлована плавучего дока, демонтаж спускового устройства, осмотр подводной части судна), должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.012-77 и РД 31.84.01-79.
Водолазное снаряжение и средства обеспечения водолазных спусков и работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.035-78.
2.4.40. Запрещается проворачивание и работа гребных винтов и перемещение рулей во время обследования подводной части судна и производства других водолазных работ на расстоянии менее 15 м от судна. У пускового устройства главного двигателя и рулевой машины должны быть вывешены таблички (знаки безопасности) с надписью: "Не включать! Работают водолазы".
2.4.41. Запрещается во время производства водолазных работ проведение на судне палубных и забортных работ, которые могут привести к падению инструмента или других предметов в воду в районе работы водолаза. Запрещается также работа гребных винтов судов, находящихся на расстоянии менее 50 м от судоподъемных сооружений.
2.5. Работы в неблагоприятных метеорологических условиях
2.5.1. Судоподъемные сооружения должны быть подготовлены к работе в неблагоприятных метеорологических условиях. Ответственность за своевременную и качественную подготовку и безопасность работ в неблагоприятных метеорологических условиях несут администрация судоподъемного сооружения и руководитель работ.
2.5.2. Судоподъемные сооружения должны быть оборудованы исправно действующими специальными средствами создания благоприятного микроклимата в рабочих зонах: торцевыми ветрозащитными закрытиями с механизированным приводом, а также ветрозащитными закрытиями в других проницаемых районах дока (открытые пролеты трапов, проемы в башнях и др.), закрытиями от осадков, принудительной вентиляцией, обеспечивающей содержание взрывоопасных и токсичных веществ в воздухе рабочей зоны ниже ПДК и обогрев воздуха рабочей зоны в междубашенном пространстве у рабочих мест, тепловоздушными завесами, выдвижными и откидными щитами, специальными закрытиями, навесами и другими конструкциями.
Работы в неблагоприятных метеорологических условиях следует производить с обязательным применением указанных средств.
2.5.3. При работе на открытом воздухе в зимнее время администрацией предприятия должны быть установлены периодичность и длительность перерывов для обогрева работающих либо работы должны прекращаться.
Температура воздуха и скорость ветра, при которых устанавливаются перерывы или прекращаются работы, должны определяться соответствующими постановлениями исполнительных комитетов Советов народных депутатов в зависимости от местных климатических условий.
2.5.4. Для обогрева работающих на судоподъемных сооружениях и ремонтируемых судах должны быть оборудованы специальные отапливаемые помещения. В случае их отсутствия следует устанавливать в доках переносные отапливаемые будки.
2.5.5. Судоподъемные сооружения и стоящие в них суда, а также проезды и проходы, ведущие к судоподъемным сооружениям, в зимнее время должны систематически очищаться от снега и льда. Скользкие поверхности должны посыпаться песком, шлаком или солью.
2.5.6. Работы по очистке от снега и посыпке песком, шлаком или солью должны быть по возможности механизированы.
Запрещается использовать для очистки от снега, льда, воды и грязи сжатый воздух.
2.5.7. При очистке палуб и трапов от снега и льда допускается пользоваться скребками, совками и деревянными лопатами. Применение ломов для удаления наледей со стапель-палубы допускается как исключение.
2.5.8. После постановки судна в док и до начала ремонтных работ стапель-палуба дока должна быть очищена от льда. Запрещается установка клеток и кильблоков на покрытую ледяной коркой поверхность днища дока, а также работа людей на обледеневшей стапель-палубе и при наличии на ней льда.
2.5.9. Для спуска снега и сколотого льда с дока и со стоящего в доке судна должны быть устроены деревянные желоба с приемниками на верхних концах и ларями на нижних.
Запрещается сбрасывать снег и лед с башен дока или борта судна на стапель-палубу дока.
2.5.10. Работы со льда разрешается производить только при прочном (толщиной не менее 0,25 м) и неподвижном ледяном покрове. Для производства работ со льда в каждой группе работающих должно быть назначено лицо, ответственное за безопасность работ.
2.5.11. Движение по льду к судоподъемному сооружению людей и перемещение грузов, а также производство работ со льда допускаются при соблюдении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей и требований РД 31.81.10-75.
2.5.12. Водолазные работы, связанные с подъемно-спусковыми операциями и производимые при отрицательных температурах наружного воздуха, а также со льда или подо льдом должны выполняться в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными РД 31.84.01-79.
2.5.13. Запрещается производство демонтажных работ и транспортирование тяжелых грузов на доке с помощью грузоподъемных кранов во время метели и при скорости ветра 12 м/с и более.
2.5.14. Не допускается работа с лесов (рештований), а также их монтаж, перемещение и демонтаж во время грозы или при скорости ветра 12 м/с и более.
3. Работы слесарно-монтажные
3.1. Общие положения
3.1.1. На основные виды слесарно-монтажных работ должна быть разработана технологическая документация (технологическая инструкция, технологическая карта, маршрутная карта на вновь изготавливаемые изделия и др.), предусматривающая требования безопасности к производственным процессам, рабочим местам, к оборудованию, средствам механизации, инструменту.
3.1.2. К слесарно-монтажным работам, выполняемым на судах, на рабочих местах на берегу с применением переносных станков и приспособлений, должны допускаться специально обученные и проинструктированные рабочие.
Требования безопасности при работе с переносным оборудованием должны быть указаны в технологической документации.
3.1.3. Подключать к электросети переносные станки разрешается только электрикам (на судах - судовым электрикам).
3.1.4. Рабочие места слесарей-судоремонтников должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.2.061-81. Организация рабочего места должна исключать или допускать редко и кратковременно работу в неудобных позах (характеризующихся, например, необходимостью сильно наклоняться вперед или в стороны, приседать, работать с вытянутыми или высоко поднятыми руками и т.п.), вызывающих повышенную утомляемость.
3.1.5. Верстаки, контрольные плиты и другие устройства, устанавливаемые на судне для проведения слесарно-монтажных работ, должны быть прочно и надежно закреплены. Настилы около верстаков не должны быть скользкими.
3.1.6. Перед разборкой на судне механизма, имеющего привод от электродвигателя, необходимо отключить электропитание на главном щите и снять плавкие вставки (предохранители). Обесточивание механизмов должно производиться судовым электриком, который до производства работ устанавливает знак безопасности: "Не включать! Работают люди".
3.1.7. До начала ремонта главных двигателей, турбин, редуктора, механизмов и их узлов мастер обязан ознакомиться сам и ознакомить бригадира с наставлениями, инструкциями и схемами завода-изготовителя, заводской технологией на демонтажные и монтажные работы и требованиями по безопасному их выполнению.
31.8. Во время сборки и установки механизмов запрещается производить любые работы в шахте светового люка. Все входы в машинное отделение с верхних площадок должны быть закрыты.
3.1.9. Запрещается производить какие-либо работы на движущихся частях судового оборудования. При ремонте и сборке оборудования должны быть приняты меры против самопроизвольного вращения механизмов или пуска их в действие, валопровод должен быть взят на тормоз.
На пусковых устройствах должны вывешиваться знаки безопасности: "Не включать! Работают люди".
3.2. Подъемно-транспортные операции
3.2.1. Выбор грузоподъемных средств для монтажных, демонтажных работ должен определяться требованиями технологической документации.
Применяемые грузоподъемные средства должны быть испытанными, исправными.
Эксплуатация грузоподъемных машин, механизмов, съемных грузозахватных приспособлений должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.065-81, ГОСТ 12.2.087-83 и Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.