Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 9

двери, люки и иллюминаторы, ведущие в зоны погрузки опасных грузов, закрыты;
установлен запрет на работу радиостанции и РЛС (во время погрузки-выгрузки грузов класса 1, кроме группы 1.4S);
установлен запрет на вход в зону грузовых операций лицам, не связанным с грузовыми работами, указаны места курения, выполнены требования безопасности труда согласно разд. 7 и дополнительные требования по безопасности труда для грузов соответствующих классов;
судно дополнительно снабжено четырьмя комплектами средств индивидуальной защиты для работы в аварийных ситуациях с опасными грузами и двумя автономными дыхательными аппаратами на сжатом воздухе (при перевозке грузов, для которых такое снабжение установлено в КТРП).
О готовности судна к перевозке опасных грузов должна быть сделана запись в судовом журнале.
4.1.5. До начала погрузки судно должно быть снабжено лекарственными препаратами и антидотами, необходимыми для оказания помощи пострадавшим при работе с опасными грузами, средствами индивидуальной защиты работающих, рекомендованными для соответствующих грузов, специальными огнетушащими средствами, а также средствами для сбора опасных грузов при разливе или россыпи (поддоны, емкости, сорбенты: песок, кизельгур и т.д.) и их дезактивации.
4.1.6. На судах, перевозящих грузы класса 1, воспламеняющиеся газы и легковоспламеняющиеся жидкости (кроме подкласса 3.3), запрещается использование на грузовой палубе швартовных тросов, образующих искры при трении или разрыве. Настоящее требование не распространяется на перевозку этих грузов на паромах в вагонах и вагонах-цистернах.

4.2. Грузовой план и условия размещения опасных грузов на судне

4.2.1. Грузовой план судна при перевозке опасных грузов должен составляться с учетом следующих требований и рекомендаций:
категория грузового помещения должна соответствовать категории, установленной для данного груза в разд. 2 КТРП;
размещение груза на судне (на открытой палубе, в открытом или закрытом грузовых помещениях) должно соответствовать категории размещения (A, B, C, D или E), установленной для данного груза в приложениях 15 и 16. Условия размещения груза на судне в соответствии с категорией размещения (A, B, C, D или E) указаны в разд. 1 КТРП. При перевозке опасных грузов в лихтерах на лихтеровозе требование размещения груза только на открытой палубе (категории размещения C и D) означает, что лихтеры с таким грузом должны размещаться на открытой палубе и загружаться в последнюю очередь, а выгружаться - в первую;
груз должен быть отделен от жилых, служебных и машинных помещений и источников тепла на расстояние, указанное в КТРП для данного груза. Пространство между опасным грузом и такими помещениями или источниками тепла может быть загружено другим совместимым грузом;
несовместимые грузы должны быть разделены на судне, как указано в подразделе 4.3;
инициирующие взрывчатые вещества и изделия должны быть отделены от взрывчатых веществ с опасностью взрыва массой безопасным по передаче детонаций расстоянием, расчет которого производится в соответствии с указаниями, приведенными в разд. 11;
грузы класса 7 должны размещаться на максимально возможном, но не меньшем указанного в разд. 17, расстоянии от жилых, служебных и машинных помещений;
опасные грузы рекомендуется размещать так, чтобы к ним оставался свободный доступ для контроля их состояния при перевозке и ликвидации аварии;
грузы в картонной или другой влагопроницаемой упаковке не должны размещаться на открытой палубе, если они не помещены в закрытые укрупненные единицы или лихтеры.
4.2.2. Грузы, для которых в КТРП установлено требование "размещать на максимальном расстоянии от мест пребывания людей и наружных отверстий вентиляционных систем" или в графе "Примечание" приложений 15 или 16 дана ссылка на данный пункт, должны размещаться на судне так, чтобы исключалось попадание паров этих грузов в жилые, служебные, машинные помещения и места производства судовых работ.
4.2.3. При размещении груза на открытой палубе должны быть выполнены следующие требования:
1) опасные грузы не должны занимать более половины площади палубы неспециализированных судов на любом ее участке;
2) пожароопасные грузы должны размещаться на расстоянии не менее 7,5 м от спасательных шлюпок;
3) допустимое число ярусов контейнеров с опасными грузами (кроме грузов класса 1, исключая группу 1.4S) на контейнеровозах и судах, грузовые помещения которых приспособлены для перевозки контейнеров, устанавливается судовой документацией по размещению и креплению контейнеров, но не должно превышать указанного в п. 4.2.4, перечисление 3;
4) запрещается размещение контейнеров с опасными грузами на люковых крышках лихтеров, не имеющих стационарных контейнерных креплений;
5) контейнеры с грузами класса 1 (кроме группы 1.4S) должны быть уложены в верхний ярус.
4.2.4. При укладке груза в открытых и закрытых грузовых помещениях должны быть выполнены следующие требования:
1) тарно-штучные опасные грузы, кроме грузов в мешках и кипах, в том числе на плоских поддонах, должны быть уложены в штабель высотой не более 3 м. Допускается укладка на большую высоту, если такое разрешение дано отправителем;
2) опасные грузы в ящичных и стоечных поддонах должны укладываться не более чем в четыре яруса. Допускается укладка на большую высоту, если такое разрешение дано отправителем;
3) контейнеры с опасными грузами на контейнеровозах и судах, грузовые помещения которых приспособлены для перевозки контейнеров, должны быть уложены не более чем:
в шесть ярусов - крупнотоннажные контейнеры;
в три яруса - средне- и малотоннажные контейнеры.
На судах, грузовые помещения которых не приспособлены специально для перевозки контейнеров, допустимое число ярусов штабелирования устанавливается капитаном судна в зависимости от вида груза, способа крепления контейнеров и условий рейса. Контейнеры с грузами класса 1 должны размещаться только в один ярус.
4.2.5. При составлении грузового плана должны быть учтены наличие на судне и возможность применения для конкретных грузов рекомендуемых огнетушащих средств.
4.2.6. Запрещается загрузка в открытое или закрытое грузовое помещение опасных грузов разных наименований, для которых не установлено хотя бы одно одноименное рекомендуемое огнетушащее средство, которым располагает судно.
4.2.7. При перевозке пожароопасных грузов проект грузового плана должен быть согласован с пожарно-технической службой ВОХР.

4.3. Разделение несовместимых грузов

4.3.1. Несовместимые опасные грузы в зависимости от возможных условий и результата их взаимодействия должны быть разделены на судне определенным расстоянием, одной или несколькими водонепроницаемыми огнестойкими переборками или палубами либо их комбинацией (см. п. 4.3.2 - 4.3.13).
4.3.2. Условия разделения несовместимых грузов, а также запрещение их совместной перевозки на одном судне устанавливаются терминами или цифровыми обозначениями в соответствии с табл. 4.1.
Таблица 4.1
Термин
Цифровое обозначение
Вдали от
1
Отдельно от
2
Через одно помещение от
3
Через отсек от
4
Перевозка на одном судне запрещена
0
4.3.3. Для целей разделения несовместимых грузов термины "помещение" и "отсек" означают:
"помещение" - часть судна, ограниченная водонепроницаемыми огнестойкими стальными переборками, палубами и наружной обшивкой (например, трюм, твиндек, шельтердек, трюм лихтера, установленного на лихтеровозе);
"отсек" - часть судна, ограниченная наружной обшивкой, верхней палубой и водонепроницаемыми огнестойкими переборками, идущими от днища до верхней палубы, и имеющая автономный грузовой люк и автономную вентиляционную систему (например, трюм и твиндек; трюм, твиндек и шельтердек).
4.3.4. При перевозке на судне двух или более наименований опасных грузов должны быть выполнены условия их разделения в соответствии с цифровыми обозначениями, приведенными в приложении 22, где указаны условия разделения для 82 группировок опасных грузов, называемых категориями совместимости, обозначенных номерами от 1-01 до 9-05. Номера категорий совместимости для конкретных грузов указаны в приложениях 15 и 16.
Грузы, относящиеся к одной категории совместимости, допускаются к совместной (без разделения) перевозке.
Условия разделения грузов класса 1 установлены в разд. 11.
4.3.5. Для разделения тарно-штучных или пакетированных грузов термины условий разделения означают:
"вдали от..." (1) - грузы могут размещаться в одном грузовом помещении, при этом расстояние по горизонтали между ними должно быть не менее 3 м;
"отдельно от..." (2) - грузы должны быть размещены в разных грузовых помещениях, разделенных одной водонепроницаемой огнестойкой переборкой или палубой, или на открытой палубе или в открытом грузовом помещении на расстоянии по горизонтали не менее 6 м между ними. Если разделительная палуба или переборка не является водонепроницаемой, должно применяться условие разделения "через одно помещение от...";
"через одно помещение от..." (3) - грузы должны быть размещены в разных грузовых помещениях, разделенных двумя водонепроницаемыми огнестойкими палубами или переборками, или на открытой палубе или в открытом грузовом помещении грузы должны быть разделены расстоянием по горизонтали не менее 12 м;
"через отсек от..." (4) - грузы должны быть размещены в разных отсеках, разделенных двумя водонепроницаемыми огнестойкими переборками, или на открытой палубе или в открытом грузовом помещении на расстоянии по горизонтали не менее 24 м.