индекс Г - для грузовых помещений судов с горизонтальным способом погрузки, в которых не обеспечена газонепроницаемость люков и дверей, ведущих в жилые и служебные помещения;
индекс Т - для грузовых помещений, в которых размещены нетеплоизолированные источники тепла с температурой более 50°C (см. подпункт 3.1.1.13).
Примечания.
1. Индексы А и Б не устанавливаются грузовым помещениям лихтеровозов.
2. Индекс Г не устанавливается грузовым помещениям, имеющим газопроницаемые люки и двери, если в смежных помещениях обеспечивается повышение давления воздуха.
3. Индекс Т устанавливается только грузовым помещениям универсальных и пассажирских судов, а также судов контейнеровозов, грузовые помещения которых граничат по палубе с подогреваемыми топливными цистернами.
Примеры.
1. Грузовое помещение категории 4БСИ судна с вертикальным способом погрузки - это закрытое грузовое помещение, оборудование и системы которого удовлетворяют требованиям, изложенным в подпунктах 3.1.1.1 - 3.1.1.3, 3.1.1.6 - 3.1.1.8 и 3.1.1.10, смежное с машинным помещением и не имеющее разделительной огнестойкой конструкции типа А-60, смежное с жилыми или служебными помещениями, выхлопные трубы двигателей внутреннего сгорания или котлов не оборудованы искрогасителями, наружные отверстия вентиляционной системы помещения находятся в зоне, доступной для попадания искр и не снабжены пламепрерывающей арматурой.
2. Грузовое помещение категории ПИ - открытая палуба (участок палубы), находящаяся в зоне, доступной для попадания искр из дымовых или выхлопных труб, не имеющих искрогасителей.
3. Грузовое помещение категории 2АСГ судна с горизонтальным способом погрузки - это закрытое грузовое помещение, оборудование и системы которого удовлетворяют требованиям, изложенным в подпунктах 3.1.1.1 - 3.1.1.3; 3.1.1.6 - 3.1.1.10, смежное с машинным помещением и имеющее разделительную огнестойкую конструкцию типа А-60, смежное с жилыми или служебными помещениями, люки или двери которых газопроницаемы.
4. Открытое грузовое помещение категории 5АС судна с горизонтальным способом погрузки - это ОГП, оборудование и системы которого удовлетворяют требованиям, изложенным в подпунктах 3.1.1.2, 3.1.1.3 и 3.1.1.6, расположенное над машинным помещением и имеющее разделительную огнестойкую конструкцию палубы (переборки) типа А-60, смежное с жилыми и служебными помещениями.
3.2.6. Опасные грузы, допускаемые к перевозке в грузовых помещениях соответствующих категорий, приведены в табл. 3.6.
Таблица 3.6
Опасные грузы, допускаемые к перевозке в грузовых помещениях соответствующих категорий
Класс, подкласс, категория или классификационный шифр опасного груза | Категории ЗГП | ОГП | П | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Класс 1 (кроме группы 1.4S), требующие укладки категории 1 | 1*(1) (Б, И*(2), С) | - | 3*(1) (Б, И*(2), С) | - | - | - | - | 1*(4) (Б) | П*(4) (Б)*(5) |
Класс 1, требующие укладки категории II-А и II-В | 1*(1),*(3) (Б, И*(2), С) | - | 3*(1),*(3) (Б, И*(2), С) | - | - | - | - | 1*(4) (Б) | П*(4) (Б)*(5) |
Класс 1, требующие укладки категорий II-С | 1*(4) (Б, С) | - | 3*(4) (Б, С) | - | - | - | - | 1*(4) (Б) | П*(4) (Б)*(5) |
Класс 1, группа 14S | 1*(1) (И)*(2) | 2*(1) (И)*(2) | 3*(1) (И)*(2) | 4*(1) (И)*(2) | 5*(1) (И)*(2) | 6*(1) (И)*(2) | - | 1, 2, 5*(4) | П*(4) |
Подкласс 2.1, кроме грузов с классификационным шифром 2115 и 2125 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 2.1, грузы с классификационным шифром 2115 и 2125 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 2.2 | - | - | - | - | - | - | - | - | П |
Подкласс 2.3 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Подкласс 2.4 | - | - | - | - | - | - | - | - | П (И) |
Подклассы 3.1 и 3.2 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Подкласс 3.3, кроме категории 335 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 3.3, категория 335 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 4.1, категории 411 (кроме волокнистых), 414 и 412 (нелетучие) и 413 (нелетучие) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 4.1, категория 411 (волокнистые) | 1 (И)*(7) | 2 (И)*(7) | 3 (И)*(7) | 4 (И)*(7) | 5 (И)*(7) | 6 (И)*(7) | - | 1, 2, 5 (И)*(7) | П (И)*(7) |
Подкласс 4.1, категории 412 (летучие) и 413 (летучие) и 415, 418 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | 1, 2, 5 | П | |
Подкласс 4,1, категории 416 и 417 | - | - | - | - | - | - | - | - | П*(8) |
Подкласс 4.2, категории 421 (кроме грузов растительного и животного происхождения), 422, 423 и 424 (нелетучие) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 4.2, категория 421 (грузы растительного и животного происхождения) | 1 (И)*(7) | 2 (И)*(7) | 3 (И)*(7) | 4 (И)*(7) | 5 (И)*(7) | 6 (И)*(7) | - | 1, 2, 5 | П (И)*(7) |
Подкласс 4.2, категории 422 - 424 (летучие) | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 4.2, категория 425 и подкласс 4.3, категория 437 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3 (С или Г) | 4 (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Подкласс 4.3, категории 431 и 438 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3 (С или Г) | 4 (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Подкласс 4.3, категория 432 - 436 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Подкласс 5.1, категории 511, 515, 512 (нелетучие) и 513 (нелетучие) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 5.1, категории 512 (летучие) и 513 (летучие) и 514 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 5.2, категории 521 и 522 | - | - | - | - | - | - | - | - | П*(8) |
Подкласс 5.2, категории 523 - 527 | - | - | - | - | - | - | - | - | П (И)*(7) |
Подкласс 6.1, категории 611, 613 - 615 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | - | 1, 2, 5 | П |
Подкласс 6.1, категория 612 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Подкласс 6.1, категории 616 - 618 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Класс 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Класс 8, летучие вещества категорий 811, 812, 814, 816 - 818, 821, 824, 826 - 828, 831, 832, 834, 836 - 838 | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(5) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | 5 (С или Г) | 6*(6) (С или Г) | - | 1, 2, 5 | П |
Класс 8, нелетучие вещества категорий 811, 815, 816 - 818, 821, 826 - 828, 831, 836 - 838 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | - | 1, 2, 5 | П |
Класс 8, категории 833 и наиболее опасных едких веществ | 1 (С или Г) | 2 (С или Г) | 3*(6) (С или Г) | 4*(6) (С или Г) | - | - | - | 1, 2 | П (И)*(7) |
Класс 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1, 2, 5 | П |
_____________________________
*(1) Кроме открытых УГЕ и ТС.
*(2) Только для упаковок.
*(3) В упаковке разрешается перевозка только грузов, требующих укладки категории II-В при выполнении требования п. 11.3.6.
*(4) Только в закрытых УГЕ и ТС.
*(5) Только для судов с горизонтальным способом погрузки.
*(6) Разрешается только для контейнеровозов, перевозящих ОГ в закрытых контейнерах.
*(7) Только для упаковок, открытых УГЕ и ТС.
*(8) Только в рефрижераторных контейнерах и ТС.
4. Перевозка опасных грузов
4.1. Выбор и подготовка судна к перевозке опасных грузов
4.1.1. Перевозка опасных грузов допускается на судах, которым выданы документы в соответствии с п. 3.2.1 и 3.2.2.
4.1.2. Выбор судна для перевозки опасных грузов должен производиться с учетом:
соответствия категории грузового помещения, в котором предполагается перевозить груз, категории, установленной в Карте технологического режима перевозки (КТРП) для данного груза (приложение 5). Номер КТРП для конкретных грузов приведен в приложениях 15 и 16;
наличия в стационарных системах пожаротушения рекомендуемого для данного груза огнетушащего средства;
возможности соблюдения условий разделения несовместимых грузов, а также установленных в КТРП условий размещения грузов;
возможности соблюдения безопасных расстояний для грузов классов 1 и 7;
возможности применения на судне в необходимых случаях специальных огнетушащих средств.
4.1.3. До начала погрузки опасных грузов администрация судна и судовой врач должны:
ознакомиться со свойствами и характеристикой транспортной опасности грузов, КТРП, требованиями безопасности труда, противопожарными мерами, способами ликвидации аварии. При перевозке грузов, характеризующихся дополнительными видами опасности, необходимо ознакомиться также со свойствами и характеристикой транспортной опасности грузов соответствующих классов;
проинструктировать всех членов экипажа о наименованиях, свойствах, видах и степени опасности грузов, которые будут перевозиться на судне, их упаковке, маркировке и местах размещения, требованиях безопасности труда, средствах индивидуальной защиты и мерах оказания первой помощи пострадавшим. Специальные меры безопасности должны быть объявлены приказом по судну;
откорректировать оперативный план борьбы с пожаром с учетом свойств принимаемых к перевозке опасных грузов. С корректировкой оперативного плана должен быть ознакомлен экипаж;
согласовать с представителями порта, а в необходимых случаях также с представителями ПТС ВОХР и органами санитарного надзора порядок проведения грузовых операций, связи и совместных действий в аварийных ситуациях;
утвердить предварительный грузовой план, составленный портом и в необходимых случаях согласованный с ПТС ВОХР и органами санитарного надзора.
4.1.4. Судовая комиссия в составе старшего и второго помощников капитана, второго механика, электромеханика и боцмана должна проверить техническое состояние систем, оборудования и снабжения судна, состояние грузовых помещений и удостовериться, что:
грузовые помещения тщательно зачищены от остатков перевозимых грузов, горючесмазочных материалов, пыли, мусора, в необходимых случаях промыты, просушены и провентилированы;
льяльные колодцы осушены, очищены и закрыты крышками;
система осушения находится в рабочем состоянии и при осушении грузовых помещений попадание льяльных вод в машинное помещение исключено;
система обнаружения пожара в грузовых помещениях проверена и находится в рабочем состоянии;
противопожарные системы находятся в рабочем состоянии, судно располагает необходимыми огнетушащими средствами и средствами их подачи;
вентиляционные системы грузовых помещений находятся в рабочем состоянии, отрегулированы, воздуховоды очищены от пыли, работа вентиляторов проверена;
тепловая изоляция источников тепла не нарушена;
электрооборудование грузовых помещений, не отвечающее требованиям подпункта 3.1.1.7, отключено, состояние кабельных трасс нормальное (при перевозке грузов, для которых такое требование установлено в КТРП);
при перевозке волокнистых грузов и окислителей приняты меры по предотвращению попадания в грузовые помещения жидкости гидравлической системы люковых закрытий;
искрогасители на дымовых и газовыпускных трубах находятся в рабочем состоянии;