Ведомственные строительные нормы ВСН 208-89"Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог"(утв. Минтрансстроем СССР 26 февраля 1990 г. N МО-116) стр. 9

Расстояние до определяемой точки и горизонтальный угол следует измерять одним полуприемом. Визирование производят на отражатель, закрепленный на раздвижной вехе. Одновременно со съемкой (координированием) должно выполняться тригонометрическое нивелирование в соответствии с требованиями п. 3.27.
3.48. Способ угловой засечки следует применять при съемке элементов ситуации, удаленных от ходов съемочной геодезической сети на расстояние от 20 до 80 м.
При съемке способом угловой засечки в качестве базиса засечки следует использовать прямую, соединяющую две ближайшие к снимаемому участку точки съемочного обоснования.
Базис засечки можно располагать как вдоль, так и поперек путей. Поперечный базис должен пересекать пути под углом, близким к прямому.
Положение базиса засечки следует выбирать в зависимости от условий съемки. Длина базиса засечки не должна превышать 200 м. Угол засечки на определяемые точки не должен быть менее 30° и более 150°.
Углы между базисом засечки и направлениями на определяемые точки определяют так же, как и в базисных ходах (п.3.13).
Визирование выполняют на шпульку или марку, установленную над точкой базиса на штативе.
3.49. Перед координированием центров стрелочных переводов производят обмер стрелочных переводов с разбивкой их центров. Затем устанавливают границы участков, в пределах которых координирование выполняют с тех или иных точек (сторон) ходов съемочной геодезической сети.
Для каждого стрелочного перевода определяют марку крестовины и записывают его номер, сторонность перевода, тип рельсов, род балласта, способ управления и освещения и основные размеры.
Стрелочные переводы и глухие пересечения в случаях, специально оговоренных в техническом задании, нужно обмерять в следующем порядке:
определяют марку крестовины;
измеряют расстояния от хвоста крестовины до центра перевода, до начала остряков и до стыков рамных рельсов.
Перекрестный стрелочный перевод должен обмеряться по обоим прямым направлениям.
Отсчеты по ленте (рулетке) должны производиться с точностью 1 см.
3.50. Центр стрелочного перевода (глухого пересечения) заводского изготовления (с литым сердечником крестовины), расположенного на прямом пути, следует определять, откладывая по направлению прямого пути соответствующее эпюре стрелочного перевода расстояние от хвоста крестовины до перевода.
При определении центров стрелочных переводов можно применять другие способы и специальные приспособления.
3.51. При использовании электрооптических и электронных тахометров и светодальномеров координаты центра стрелочного перевода, расположенного на прямой, следует определять без полевого обмера и фиксирования положения его центра. В этом случае необходимо определить координаты хвоста крестовины, начал остряков и стыков рамных рельсов по оси пути. Сравнение вычисленных по координатам расстояний с эпюрными позволяет определить марку стрелочного перевода. Координаты его центра вычисляют по полученным данным на программируемом микрокалькуляторе или ЭВМ.
3.52. Центр стрелочного перевода, расположенного на кривой, следует определять вешением основного и отклоненного пути, на которых устанавливают шпильки.
За исходные направления принимают рамные рельсы и рабочие грани крестовины.
В пределах крестовины шпильки устанавливают в ее концах на оси отклоненного пути.
Допускается определение центра стрелочного перевода по эпюре.
3.53. При съемке производственных, служебно-технических, жилых и других зданий и сооружений они должны быть обмерены по наружному периметру и по каждому указана характеристика, наименование, материал стен, фундамента и кровли, состояние и принадлежность.
Для зданий и сооружений, находящихся в пределах путевого развития или непосредственной близости к путям, следует определить координаты не менее двух углов, ближайших к ходам геодезической съемочной сети.
При съемке зданий, имеющих вводы железнодорожных путей (локомотивные и вагонные депо и т.п.), дополнительно должны быть закоординированы точки пересечения всех путей, проходящих внутрь здания, с наружной гранью стены и замерены расстояния между осями путей внутри здания.
3.54. Одновременно со съемкой путевой ситуации следует производить съемку воздушных линий электропередачи, осветительной сети, связи, желобов и тяг СЦБ и т.п.
Требования к съемке пересечений существующих путей с линиями электропередачи и связи изложены в пп. 3.157-3.160.
3.55 Геометрию станционных путей (прямые вставки, кривые, изломы) следует определять по координатам точек на осях путей, а также характерных точек стрелочных переводов (п.3.51).
Точки на оси пути должны располагаться, как правило, при масштабе съемки 1:2000 - через 80 м, 1:1000 - через 40 м, 1:500 - через 20 м.
Необходимость определения элементов кривых должна быть определена в программе изысканий.
3.56. При аэрофототопографической съемке железнодорожных станций наземные топографо-геодезические работы по определению координат элементов станционной ситуации должны производиться так же, как и при наземной топографической съемке.
При обосновании в программе изысканий и согласовании с главным инженером проекта на участках, где не предусматривается реконструкция путевого развития, координирование элементов станционной ситуации может выполняться фотограмметрическим методом.

Аэрофотосъемочные работы

3.57. Аэрофотосъемку следует выполнять в соответствии с "Основными положениями по аэрофотосъемке, выполняемой для создания и обновления топографических карт и планов (ГКИНП-09-32-80)" ГУГК СССР и Министерства гражданской авиации (МГА СССР), а также с требованиями настоящих Норм.
3.58. Аэрофотосъемочные работы надлежит производить в соответствии с техническим зданием, составленным руководителями отдела, выполняющего аэрофототопографическую съемку.
В техническом здании должны быть указаны:
район работ и календарные сроки производства аэрофотосъемки и сдачи продукции;
масштабы фотографирования и создаваемых топопланов;
тип и фокусное расстояние аэрофотоаппарата (АФА);
продольное и поперечное перекрытия аэрофотоснимков;
тип носителя и необходимость применения статоскопа и радиовысотомера;
состояние местности и лиственного покрова;
необходимость установки дополнительных АФА и другой аппаратуры (гидроустановка, воздушная помпа и др.);
часы производства аэросъемочных работ, возможность съемки при наличии сплошной облачности среднего и верхнего яруса;
используемый картографический материал для прокладки маршрутов (карты, схемы, продольные профили);
повторность аэрофотосъемки;
специальные требования к аэрофотосъемке.
3.59. На борту носителя, предназначенного для производства плановой аэрофотосъемки, должна быть установлена следующая аппаратура:
топографический АФА в плановой аэроустановке с автоматическим разворотом на углы сноса;
электронный командный прибор ЭКП-2м с оптическим блоком;
абонентный аппарат переговорного устройства (СПУ-10);