Ведомственные строительные нормы ВСН 208-89"Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог"(утв. Минтрансстроем СССР 26 февраля 1990 г. N МО-116) стр. 10

вспомогательная аппаратура (бортвизиры, аэроэкспонометр АЭ-2 и др.).
На самолетах при высоте фотографирования более 500 м при необходимости устанавливают статоскоп и радиовысотомер с фоторегистратором.
При выполнении аэрофотосъемки по криволинейным маршрутам следует использовать гидроустановку ГУТ-3.
Оборудование носителей аэрофотосъемочной и другой аппаратурой следует выполнять в порядке, установленном МГА СССР.
3.60. Воздушное фотографирование для составления инженерно-топографических планов при инженерно-геодезических изысканиях новых железных и автомобильных дорог и вторых путей следует выполнять АФА типа ТЭС-10М, ТЭ-140М, ТЭ-200М.
Для аэрофотосъемки железнодорожных станций рекомендуется использовать АФА-К 10/18, позволяющий компенсировать сдвиг изображения в момент экспонирования.
3.61. АФА после рабочего сезона должны проходить профилактический ремонт. Раз в два года определяют и заносят в паспорт значения элементов внутреннего ориентирования, фотограмметрической дисторсии объектива, клинообразности светофильтров и скорости работы затвора.
Поверхность выравнивающего стола у АФА не должна отклоняться от плоскости более чем на 10 мкм. Смещение главной точки от истинного положения не должно превышать 0,1 мм.
Фотограмметрическая дисторсия объектива должна дополнительно определяться каждый раз в случае разъема компонентов объектива.
3.62. Масштабы фотографирования при аэрофототопографической съемке выбирают в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87.
При использовании АФА ТСЭ-10М масштаб фотографирования может быть уменьшен на 30%.
3.63. При инженерно-геодезических изысканиях железных и автомобильных дорог выполняют, как правило, одномаршрутную аэрофотосъемку, так чтобы трасса проектируемой дороги или ось существующего железнодорожного пути располагались в центральной части аэрофотоснимков.
Двух- и многомаршрутную съемку (длина маршрута не менее 5 км) выполняют на участках новых железных и автомобильных и существующих железных дорог с большим числом углов поворота трассы, на мостовых переходах и при съемке больших железнодорожных узлов и станций.
3.64. При выполнении аэрофотосъемки с вертолета МИ-8, оборудованного гидроустановкой ГУТ-3, автоматической плановой установкой и электронным командным прибором ЭУП-2м, для проектирования вторых путей, а также новых автомобильных дорог, в случае использования аналитических методов сгущения опорных сетей, допускается прокладка криволинейных маршрутов. При этом общие углы поворота трассы не должны превышать 30°, а углы разворота вертолета между экспозициями АФА - 4°. Аэрофотосъемку в этом случае ведут в непрерывном полуавтоматическом режиме.
Трасса во всех случаях съемки должна находиться вблизи оси маршрута. Проектирование маршрутов и определение углов поворота трассы производят по планам масштаба 1:10000, а при их отсутствии - составляют схематический план по материалам продольного профиля.
3.65. Аэрофотосъемочные маршруты следует прокладывать визуально по наземным ориентирам, отмеченным на картах, планах или фотосхемах, составленных по материалам аэрофотосъемки предыдущих лет.
При аэрофотосъемке существующих железных дорог основными ориентирами служат:
для станций - оси главных путей и находящиеся около них станционные сооружения;
для перегонов - ось пути (видимая железнодорожная колея).
3.66. Продольное перекрытие снимков при аэрофотосъемке следует принимать, как правило, равным 60%. Продольное перекрытие 80 и 90% принимают по специальному заданию.
При аэрофотосъемке в горных и всхолмленных районах продольное перекрытие определяют по табл.5 в зависимости от заданного продольного перекрытия, высоты полета над средней плоскостью аэрофотосъемочного маршрута H и наибольшего превышения точек местности над средней плоскостью h.
Таблица 5
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Продольное перекрытие, % │
├─────────────┬────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ заданное │ минимальное │ максимальное │
│ │ ├──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │ h/H < 0,2 │ h/H=0,2-0,3 │
├─────────────┼────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 60 │ 56 │ 66 │ 70 │
│ │ │ │ │
│ 80 │ 78 │ 83 │ 85 │
│ │ │ │ │
│ 90 │ 89 │ 92 │ 93 │
└─────────────┴────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘
При одномаршрутной аэрофотосъемке маршруты на стыках должны перекрываться не менее чем на 2 базиса фотографирования.
3.67. Поперечное перекрытие в случае использования двух- и трехмаршрутной аэрофотосъемки принимают по табл.6.
Таблица 6
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Масштаб │ Поперечное перекрытие, % │
│ аэрофотосъемки │ │
│ ├────────────────────┬───────────────┬───────────────┤
│ │ заданное │ минимальное │максимальное от│
│ │ │ │ расчетного │
├──────────────────┼────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│ Крупнее 1:10000 │ 40-60 h/H │ 20 │ +20 │
│ │ │ │ │
│ 1:10000 и мельче │ 35-65 h/H │ 20 │ +15 │
└──────────────────┴────────────────────┴───────────────┴───────────────┘
3.68. Превышения рельефа местности, технических и служебных зданий на станциях и перегонах, за исключением мачт станционного прожекторного освещения и радиорелейной связи, не должны превышать 1/4 высоты фотографирования на станциях и 1/3 на перегонах. Высотные сооружения на станциях должны быть заблаговременно нанесены на схему маршрутов с тем, чтобы не ограничивать пилотирование носителей и обеспечить безопасность производства работ. Высота полета не должна отличаться от заданной при высоте полета до 500 м - на 20 м в равнинных и на 25 м в горных районах, а при высоте полета 600-1200 м - соответственно на 20 и 30 м.
3.69. Углы наклона аэрофотоснимков, полученные стабилизированными АФА, не должны превышать значений, приведенных в табл.7.
Таблица 7
┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│Углы наклона аэрофотоснимков │ Максимальные углы наклона, град │
│ ├─────────────────────┬──────────────────┤
│ │ f_k <= 140 мм │ f_k >= 200 мм │
├──────────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤
│Взаимные продольные и│ 1,5 │ 2,0 │
│поперечные углы наклона │ │ │
│ │ │ │
│Сумма взаимных поперечных│ 2,0 │ 2,5 │
│углов наклона из серии│ │ │
│аэрофотоснимков │ │ │
└──────────────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┘
На съемочном маршруте количество снимков с максимальным значением взаимных продольных углов не должно быть более 3%, а взаимных поперечных углов наклона - не более 5% числа аэрофотоснимков. При аэрофотосъемке без стабилизации АФА углы наклона не должны превышать 3°, количество таких снимков на маршруте не должно превышать 10%.
3.70. Непараллельность базиса фотографирования стороне снимка ("елочка") не должна превышать 5°.
Отклонение осей маршрутов от заданного положения не должно превышать на снимках: 0,8 см - при аэрофотосъемке в масштабе 1:5000 и крупнее и 1,0 см - при масштабах 1:8000 - 1:15000. При аэрофотосъемке перегонов криволинейными маршрутами границы обработки на снимках не должны подходить к краям ближе чем на 2 см.
3.71. Аэрофотосъемка должна производиться, как правило, при отсутствии кучевой облачности. Высота Солнца при фотографировании на черно-белую пленку должна быть не менее 20° над горизонтом, для цветной и спектрозональной пленки - 25°.
Допускается при необходимости выполнение аэрофотосъемки при сплошной облачности с определением экспозиции по экспонометру.
Для определения экспозиции следует использовать аэроэкспонометр АЭ-2.
Все параметры съемки и их изменение в процессе работ штурман и бортоператор указывают в справке для фотолаборатории и справке для фотограммгруппы (рекомендуемые приложения 2 и 3).
3.72. Оценка результатов и фотохимической обработки производится по негативам и накидному монтажу. Все негативы тщательно просматриваются на просмотровом столе. На негативах не должно быть дефектов, снижающих точность измерений и дешифрирования: изображения облаков и теней от них, царапин, заломов, сплывов эмульсии, бликов, пятен ореолов, следов от разрядов статического электричества, накладок и др. Продольное и поперечное перекрытие снимков, углы наклона, непараллельность базисов фотографирования сторонам снимка и отклонение осей маршрутов от заданного положения должно соответствовать величинам, приведенным в пп. 3.66, 3.67, 3.69, 3.70.
3.73. Для накидного монтажа используют: при продольном перекрытии 60% - все снимки, при перекрытии 80% - четные или нечетные снимки, при перекрытии 90% - каждый третий снимок. Контуры совмещают вблизи главных точек снимков. На репродукциях накидного монтажа должны быть указаны: паспортные данные АФА, качество залета, дата съемки, масштаб фотографирования и масштаб репродукции.
Масштаб репродукции должен быть в 3-4 раза мельче масштаба фотографирования.
3.74. Невыравнивание аэропленки в плоскость в моменты, соответствующие экспозициям для АФА с вакуумным выравниванием, определяют по нерезкости изображения при наблюдении пары снимков под стереоскопом при нулевом стереоэффекте. Если невыравнивание пленки обнаружено, залет бракуется. АФА в этом случае должен быть тщательно проверен или заменен новым. Для АФА, у которых пленка прижимается к выравнивающему стеклу с нанесенными на нем крестами, контроль выравнивания пленки определяется аналогично. В камеральных условиях выравнивание пленки в плоскость может быть определено на стереокомпараторе монокулярно по искажению крестов и отклонению их от направления осей X-X и Y-Y. Проверка делается для каждого пятого снимка.
3.75. Приемке подлежат только завершенные съемкой участки, для каждого из которых дана оценка качества. Обнаруженные недоделки или забракованные материалы должны быть переделаны. Повторные залеты должны обеспечивать перекрытие с предыдущими залетами на два базиса фотографирования с каждой стороны маршрута.
3.76. При приемке материалов должны быть проверены:
соответствие положения фактически выполненных маршрутов проекту и обеспеченность заданных границ съемочных участков;
соблюдение продольного и поперечного перекрытия снимков;
углы наклона аэрофотоснимков;
высота полета и колебания ее на маршруте;
параллельность базисов фотографирования сторонам снимка;
прямолинейность маршрутов;