Ведомственные строительные нормы ВСН 208-89"Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог"(утв. Минтрансстроем СССР 26 февраля 1990 г. N МО-116) стр. 8

Таблица 4
┌────────────────┬──────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Назначение и │ Масштаб │ Расстояния между опознаками │
│ масштаб │фотографирова-├────────────────┬──────────────────────┤
│топографического│ ния │ в базисах │ в метрах │
│ плана │ │фотографирования│ │
│ │ ├───────┬────────┼────────────┬─────────┤
│ │ │ вдоль │поперек │ вдоль оси │ поперек │
│ │ │ оси │ оси │ маршрута │ оси │
│ │ │маршру-│маршрута│ │маршрута │
│ │ │ та │ │ │ │
├────────────────┼──────────────┼───────┼────────┼────────────┼─────────┤
│Выбор │ │ │ │ │ │
│направления, │ │ │ │ │ │
│эталонные │ │ │ │ │ │
│участки, крупные│ │ │ │ │ │
│железнодорожные │ │ │ │ │ │
│узлы: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:5000 │1:8000-1:5000 │ 4-8 │0,7-0,8 │ 2000-6000 │ 300-800 │
│ │ │ │ │ │ │
│Составление │ │ │ │ │ │
│проекта │ │ │ │ │ │
│(рабочего │ │ │ │ │ │
│проекта) и│ │ │ │ │ │
│рабочей │ │ │ │ │ │
│документации: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│для новых│ │ │ │ │ │
│железных и│ │ │ │ │ │
│автомобильных │ │ │ │ │ │
│дорог: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:2000 │1:4000-1:8000 │ 3-6 │0,4-1,0 │ 600-2000 │ 100-400 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:1000 │ 1:300-1:5000 │ 3-6 │0,4-1,0 │ 550-1500 │ 100-350 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:500 │1:1500-1:3000 │ 1-3 │0,6-1,0 │ 120-350 │ 60-150 │
│ │ │ │ │ │ │
│для перегонов и│ │ │ │ │ │
│промежуточных │ │ │ │ │ │
│станций: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:2000 │1:4000-1:8000 │ 4-8 │0,4-0,6 │ 800-3000 │ 100-250 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:1000 │1:3000-1:5000 │ 4-8 │0,4-0,6 │ 800-2500 │ 100-180 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:500 │1:1500-1:3000 │ 1-2 │0,6-0,8 │ 100-280 │ 60-80 │
│ │ │ │ │ │ │
│для узловых и│ │ │ │ │ │
│участковых │ │ │ │ │ │
│станций: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:2000 │ 1:400-1:8000 │ 2-3 │0,6-0,8 │ 400-1000 │ 120-350 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:1000 │1:3000-1:5000 │ 2-3 │0,6-0,8 │ 400-840 │ 120-250 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1:500 │1:1500-1:3000 │ 1-2 │0,6-0,8 │ 100-280 │ 60-80 │
└────────────────┴──────────────┴───────┴────────┴────────────┴─────────┘
3.31. Планово-высотные опознаки следует выбирать в зоне тройного перекрытия, контрольные точки - равномерно по площади стереопары.
Опознаки и контрольные точки должны быть расположены на горизонтальных площадках.
3.32. Положение опознаков и контрольных точек уточняют под стереоскопом на аэрофотоснимках и переносят на репродукции накидного монтажа.
Если пункты государственной геодезической сети не попадают на репродукции накидного монтажа, на полях указывают направления на эти пункты и расстояние до них.
В зависимости от принятой организации полевых и аэрофото-съемочных работ опознаками могут служить специально выбранные на имеющихся топографических планах (картах) или фотосхемах, составленных по материалам залетов предыдущих лет, и замаркированные на местности точки, расположенные в пределах снимаемой полосы.
В этом случае проект планово-высотного обоснования следует составлять в виде схемы для заданного масштаба фотографирования, принимая величину базиса фотографирования "в" равной 65 мм в масштабе аэрофотосъемки, а аэрофотосъемку выполнять с 90%-ным продольным перекрытием.
3.33. Маркировку надлежит производить перед аэрофотосъемкой с минимальным разрывом во времени. Маркируемые опознаки следует располагать так, чтобы на аэрофотоснимках их изображения не закрывались изображениями других предметов или их тенями. Материал и размеры маркировочных знаков должны удовлетворять требованиям СНиП 1.02.07-87.
3.34. На застроенных участках и станционных площадках в качестве опознаков следует использовать хорошо видимые предметы и детали сооружений. В случае необходимости они должны быть подкрашены краской для создания контрастности. При производстве инженерно-геодезических изысканий для проектирования вторых путей следует производить подкраску оснований путевых знаков.
3.35. Запрещается маркировка в лесу путем вырубки площадок. При разрешении лесхозов допускается маркировка расчисткой старых вырубок или лесных полян в форме квадратов со строгим соблюдением правил порубок.
3.36. Предметы и контуры местности, используемые в качестве планово-высотных опознаков, должны быть определены на местности с погрешностью, не превышающей 0,2 мм в масштабе аэрофотоснимка.
Опознанный пункт планово-высотного обоснования должен быть оформлен на лицевой стороне аэрофотоснимка (обведен кружком диаметром 10 мм с центром (без накола) в опознанной точке, рядом должен быть номер или название точки). Если рядом с опознанным пунктом изобразились детали, которые могут затруднить идентификацию точки, то на обратной стороне аэрофотоснимка должен быть составлен абрис.
Если в качестве опознака была выбрана точка контура, то она должна быть наколота тонкой иглой. С лицевой стороны аэрофотоснимка ее обводят пунктиром, а на обратной стороне составляют абрис и дают описание точки.
3.37. Высотные опознаки обозначают на аэрофотоснимке наколом, обведенным на лицевой стороне кружком, номером и отметкой. На обратной стороне аэрофотоснимка накол обводят кружком, нумеруют и дают краткое описание опознака с указанием его положения относительно ближайших микроформ рельефа. Описание следует сопровождать абрисом или профилем местности.
3.38. Координаты опознаков и контрольных точек следует определять с точке магистрального хода полярным способом или включать их в замкнутые ходы.
Магистральный ход должен прокладываться, как правило, вблизи камерально запроектированной трассы дороги или существующего железнодорожного пути. В залесенных районах магистральный ход и ходы привязки опознаков необходимо прокладывать с минимальной рубкой.
3.39. Часть точек магистрального хода следует опознавать и надежно закреплять на местности с тем, чтобы использовать их в качестве высотных опознаков и контрольных точек при фотограмметрической обработке материалов аэрофотосъемки и в последующем в качестве геодезической основы при полевом трассировании (выноса трассы в натуру).

Топографические съемки

Общие требования

3.40. Топографические съемки выполняются с целью составления инженерно-топографических планов, служащих основой для проектирования строительства новых железных и автомобильных дорог, вторых путей, реконструкции существующих железных дорог и железнодорожных станций и узлов, а также получения аналитических данных и создания ЦММ.
Масштабы топографических съемок и высоты сечения рельефа следует назначать в соответствии с требованиями п.2.14.
3.41. Инженерно-топографические планы для трассирования и проектирования железных и автомобильных дорог должны составляться как правило, аэрофототопографическим методом по материалам аэрофотосъемки.
Наземную съемку как основной вид съемки следует применять в случаях, когда выполнение аэрофотосъемки невозможно или экономически нецелесообразно в связи с ограниченностью снимаемой территории.
При аэрофототопографической съемке железнодорожных станций и перегонов наземные съемки выполняют на участках предполагаемой реконструкции путевого развития для получения аналитических данных и создания ЦММ.
Точность инженерно-топографических планов должна отвечать требованиям СНиП 1.02.07-87.

Наземные топографические съемки

3.42. Основным видом наземной топографической съемки при инженерно-геодезических изысканиях новых железных и автомобильных дорог и вторых путей служит тахеометрическая съемка.
Тахеометрическую съемку следует выполнять электронными и электрооптическими, авторедукционными и номограммными тахеометрами.
Можно использовать картографические столики, соединяющиеся механическими приспособлениями с геодезическими приборами.
3.43. Тахеометрическую съемку следует выполнять, как правило, с пунктов (точек) съемочного обоснования.
При производстве тахеометрической съемки должны соблюдаться требования, установленные СНиП 1.02.07-87.
3.44. Выполнение полевых работ при тахеометрической съемке следует сочетать с камеральной обработкой материалов съемки, при этом должны быть выполнены:
проверка полевых журналов и составление подробной схемы съемочной геодезической сети;
вычисление координат и высот точек магистральных ходов;
вычисление в полевых журналах высот всех пикетов на станциях;
накладка точек магистральных ходов, пикетных точек, проведение горизонталей и нанесение ситуации.
3.45. Съемку элементов станционной ситуации на существующих железнодорожных станциях следует выполнять способами прямоугольных координат (ординатами от ходов съемочной геодезической сети), полярных координат и угловой засечки.
Одновременно со съемкой станционной ситуации должны быть определены координаты: основных элементов путевого развития, углов пассажирского здания, локомотивного и вагонного депо, постов централизации, а также расположенных между путями или в непосредственной близости к ним служебных и технических зданий, наружных граней опор искусственных сооружений, прожекторных мачт и опор высоковольтных линий передач, высоких и низких платформ.
Точность съемки определяется масштабом составляемого инженерно-топографического плана.
Погрешности определения координат элементов станционной ситуации и путевого развития не зависят от масштаба составляемого инженерно-топографического плана и не должны превышать: вдоль путей 6 см, поперек путей 2 см.
Масштаб и способы съемки и координирования элементов станционной ситуации следует устанавливать в программе изысканий в зависимости от требований проектирования, условий производства работ и имеющегося парка геодезических приборов.
3.46. При съемке способом ординат металлическую ленту (рулетку) укладывают по линии базисного или съемочного хода между створными точками, которые намечают через 50 м. Вешение линии для определения положения створных точек должно производиться теодолитом.
Расстояние по ходу следует отсчитывать с точностью 1 см по тщательно уложенной в створе компарированной мерной ленте (рулетке). Длина стороны хода, полученная в процессе съемки, не должна отличаться от измеренной при прокладке базисного (съемочного) хода более чем на 1/2000.
Ординаты из определяемых точек опускают на ход с помощью эккера (желательно с жестким отвесом). Ординаты измеряют компарированной мерной лентой, а при работе на станциях, оборудованных автоблокировкой и электрической централизацией, - изолированной или тесмяной рулеткой.
Тесмяную рулетку следует каждый день сравнивать с компарированной мерной лентой.
Длина ординаты не должна превышать длины мерного прибора.
3.47. Для съемки методом полярных координат следует использовать электрооптические и электронные тахеометры, светодальномеры, установленные как насадка на теодолит, а также внутрибазисные тахеометры и оптические дальномеры, обеспечивающие измерение расстояний с предельной погрешностью не более 1/1000.
Съемку оптическими дальномерами следует выполнять в полосе шириной до 20 м в каждую сторону от съемочного хода. Расстояние между точками съемочного хода не должно превышать 100 м, а расстояние до определяемых точек - 60 м.
При съемке с использованием электрооптических и электронных тахеометров и светодальномеров расстояния до определяемых точек не должны превышать величин, приведенных в СНиП 1.02.07-87.