6. Промывка трубопроводов производится до степени очистки, установленной инструкцией завода-изготовителя. Контроль качества очистки осуществляет заказчик периодическим анализом смеси (или масла), выполняемым по ГОСТ 6370-83 "Нефтепродукты и присадки. Метод определения содержания механических примесей". Во время промывки сварные стыки обстукивают молотками массой 1-1,5 кг.
7. По окончании промывки трубопроводы и бак станции (если он использовался для промывки) освобождают от промывочной жидкости, при необходимости продувают трубопроводы сжатым воздухом, разбирают фланцевые соединения, арматуру и удаляют осевшую в них грязь, после чего вновь их собирают; снимают сетки с всасывающих патрубков насосов и сливного трубопровода. Бак станции тщательно очищают от промывочного шлама и другой грязи и заполняют рабочей жидкостью (маслом, эмульсией), которой промывают закольцованные трубопроводы не менее 8 ч. Затем снимают закольцовки, восстанавливают трубопроводы и подключают их к оборудованию и аппаратам систем, а также к обслуживаемым машинам и механизмам.
Открытые патрубки и концы участков должны быть закрыты пластмассовыми или металлическими заглушками.
О проведенной промывке составляют акт, приведенный в настоящем приложении.
Системы жидкой смазки
8. Перед началом промывки необходимо отключить от магистральных трубопроводов все отводы к узлам трения, подсоединить эти трубопроводы к сливной магистрали, а также перекрыть подводы к манометрам и другим контрольно-измерительным приборам.
9. Последовательность промывки систем:
промывают магистральные трубопроводы;
промывочную жидкость пропускают через фильтры и маслоохладитель, подключенные в закольцованную цепь. Параллельно с промывкой производят очистку промывочной жидкости, пропуская ее через сепаратор до тех пор, пока он не перестанет выбрасывать грязь;
промывают (через магистральные трубопроводы) отводы к узлам трения и зацеплениям, причем на указанные узлы промывочную жидкость не подают;
промывают закольцованные трубопроводы рабочим маслом.
10. После снятия закольцовок и восстановления трубопроводов их подвергают гидравлическому испытанию на прочность, если это испытание не было проведено перед промывкой (см. п. 5 настоящего приложения).
11. После испытания (а если оно было проведено ранее, то после восстановления трубопроводов) следует подключить отводы к узлам трения и прокачать масло, подогретое до 40°С, через систему в течение времени, установленного графиком. Степень чистоты масла периодически проверяет заказчик в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
12. При промывке систем смазки подшипников жидкостного трения (ПЖТ) и подшипников скольжения электрических машин наряду с перечисленными требованиями необходимо:
кроме проектных линейных фильтров установить дополнительные временные фильтры, которые снимают по окончании промывки;
по окончании всех этапов промывки всю систему снова промыть эксплуатационным маслом;
промывку вести всеми установленными на станции насосами для достижения наибольшей скорости потока масла;
после промывки эксплуатационным маслом еще раз проверить все линейные фильтры и при необходимости тщательно их очистить;
все операции по удалению загрязнений выполнять под постоянным контролем инженерно-технического персонала.
Системы пластичной смазки
13. После монтажа магистральные трубопроводы пластичной смазки должны быть отсоединены от смазочной станции и закольцованы, а отводы к питателям отсоединены от магистральных трубопроводов.
14. После пневматического испытания на плотность (п. 4.24 настоящих ВСН) должны быть произведены промывка магистральных трубопроводов, после которой закольцовки снимают, продувка для удаления остатков промывочной смеси, а затем зарядка системы смазкой.
15. Зарядку магистральных трубопроводов, подводов к питателям, питателей и отводов от питателей к смазываемым точкам производят с помощью ручных и шестеренных перекачных насосов, заправочных агрегатов или установок и т.д., при этом между насосом и магистральными трубопроводами должны быть установлены сетчатые фильтры.
Зарядку следует производить сначала через один магистральный трубопровод, а затем через другой. Для выхода воздуха во время зарядки противоположный конец магистрального трубопровода должен быть открыт, а после выхода из него 500-1000 г смазки - заглушен.
Для лучшего вытеснения воздуха из магистральных трубопроводов рекомендуется на первом этапе заполнение трубопроводов производить смесью пластичной и жидкой смазок (30% масла и 70% смазки) или подогретой смазкой.
Магистральные трубопроводы большой длины можно заряжать смазкой одновременно с двух концов; для этого одно из разъемных соединений посередине разбирают для выхода воздуха и смазочного материала, а затем собирают вновь.
16. Отдельно от магистральных трубопроводов заполняют смазкой подводы к питателям и отводы от питателей к смазываемым точкам с помощью ручных насосов или на установке типа СГС-2А (конструкции треста Востокметаллургмонтаж). Каждый отвод следует заполнять смазкой до тех пор, пока из свободного конца не выйдет 50-100 г загрязненной смазки, которую удаляют. После этого устанавливают на место отводы от магистральных трубопроводов к питателям и, если питатели предварительно не были заряжены смазкой, нагнетают смазку по магистральному трубопроводу до тех пор, пока из питателя не выйдет 5-10 г смазки, а затем устанавливают на место отводы от питателей к смазываемым точкам.
Гидравлические системы
17. Промывку трубопроводов гидравлических систем следует производить в соответствии с пп. 1-7 и 9 настоящего приложения.
18. Промывка прецизионных гидравлических систем производится в два этапа: на первом - промывочной смесью (см. п. 1 настоящего приложения), на втором - рабочим маслом.
18.1. До начала промывки необходимо:
отключить трубопроводы заглушками от рабочих насосов и закольцевать их;
удалить фильтрующие элементы из корпусов фильтров;
исключить из промываемых контуров гидроблоки сервоклапанов.
18.2. Промывку трубопроводов и аппаратуры на первом этапе следует производить из бака инвентарной насосной установки, периодически подключая к промываемому участку сепаратор. Контроль качества очистки - см. п. 6 настоящего приложения.
18.3. После окончания первого этапа промывки необходимо:
освободить трубопроводы, аппаратуру и бак от промывочной смеси и шлама;
продуть трубопроводы и каналы монтажных плит сжатым воздухом для удаления остатков промывочной смеси;
установить на место фильтрующие элементы;
подключить трубопроводы к рабочим насосам и блокам сервоклапанов с установленными на них промывочными плитами вместо сервоклапанов;
подключить насосы инвентарной установки к всасывающему коллектору станции и к промываемым трубопроводам; бак инвентарной установки отключить от контура промывки;
очистить от грязи и протереть салфетками внутреннюю поверхность бака станции и заполнить его рабочим маслом.
18.4. Промывку трубопроводов и аппаратуры (в том числе блока сервоклапана с промывочной плитой) на втором этапе следует производить непрерывно с помощью насосов инвентарной установки и периодически одновременно - рабочих насосов, включая их поочередно в промывку.
18.5. Промывку на втором этапе следует производить с применением проектных средств очистки (фильтров, сепаратора) и периодическим отбором проб для контроля качества очистки с помощью анализатора ФC-151 НПО "Аналитприбор" до получения 10-го класса чистоты по ГОСТ 17216-71. Во время промывки необходимо также периодически проверять состояние фильтрующих элементов.
18.6. После окончания промывки инвентарную насосную установку отключают от системы, снимают закольцовки, промывочную плиту и устанавливают на место сервоклапан; затем производят гидравлическое испытание на прочность (см. пп. 4.26 и 4.29 настоящих ВСН).
Пневматические системы
19. Трубопроводы пневматических систем после монтажа не промывают, а продувают сжатым воздухом и обстукивают.
20. Сначала следует продуть магистральные трубопроводы, а затем поочередно - стояки, идущие от магистрали к распределителям пневмоцилиндров. Продолжительность продувки каждого участка 10 мин под давлением, равным рабочему.
21. Перед продувкой пневмоаппаратура должна быть отключена от трубопровода.
22. После продувки трубопроводы должны быть испытаны сжатым воздухом на плотность и прочность (см. пп. 4.24 - 4.26 настоящих ВСН).