7.14 Угол наклона конвейера не должен превышать значений, приведенных в таблице 5.
Т а б л и ц а 5
Осадка конуса, см | Допустимый угол наклона конвейера | |
при подъеме | при опускании | |
До 4 | 18° | 12° |
4÷6 | 15° | 10° |
Бóльшие углы наклона конвейеров (до 30°) допускаются при применении специальных бетонотранспортных конвейеров.
7.15 Приводные барабаны конвейеров должны быть оборудованы скребками, обеспечивающими возврат раствора в состав бетонной смеси. Нижняя (холостая) ветвь ленты конвейера должна быть в виде защищена съемными щитками. Верхняя (рабочая) ветвь ленты должна быть в виде лотков. Наклон наружных роликов к горизонту должен быть не менее 30°. Прилипший к нижней ветви конвейера раствор должен удаляться гидросмывом.
7.16 Назначение ширины ленты конвейера для подачи бетонной смеси следует выбирать по таблице 6.
Т а б л и ц а 6
Производительность конвейера при скорости ленты 1 м/с, м3/ч | Предельная крупность заполнителя, мм | Ширина ленты, мм |
70 | 80 | 650 |
110 | 100 | 800 |
170 | 120 | 1000 |
250–300 | 150 | 1500 |
7.17 Загрузка ленточного конвейера производится через питатели, обеспечивающие равномерное поступление бетонной смеси на ленту. При бетоносмесителях непрерывного действия допускается загрузка ленты непосредственно из смесителя.
7.18 Разгрузку ленты рекомендуется производить с торца конвейера. Разгрузку участка конвейера допускается производить с применением виброплужковых устройств.
7.19 В процессе эксплуатации конвейеров строительная лаборатория обязана систематически проверять качество транспортируемой бетонной смеси с тем, чтобы своевременно принять необходимые меры по предотвращению расслаивания смеси и потери ее растворной составляющей.
7.20 Конвейерные секции должны быть снабжены устройствами, обеспечивающими их выключение при внезапной остановке одной из них.
7.21 Магистральные ленточные конвейеры для предохранения их от воздействия низких температур наружного воздуха, атмосферных осадков, ветра и солнечной радиации должны размещаться в утепленных несгораемых галереях. Галереи должны быть обеспечены необходимыми энергетическими коммуникациями и средствами связи.
Трубопроводный транспорт
7.22 Применение бетононасосов, совмещающих горизонтальное и вертикальное транспортирования бетонной смеси, эффективно при бетонировании густоармированных конструкций и труднодоступных мест: при устройстве туннелей, мостов, возведении зданий гидроэлектростанций, подпорных стен и других конструкций.
7.23 В качестве крупного заполнителя для бетонной смеси может использоваться гравий или щебень. Количество зерен максимальных размеров в крупном заполнителе должно быть не более 15 %, а лещадных и игловатых – 5 % по массе. Рекомендуемое соотношение мелкого и крупного заполнителей в общей массе приведено в таблице 7.
Т а б л и ц а 7
Вид крупного заполнителя | Содержание в смеси заполнителей по массе, % | |
песка | крупного заполнителя | |
Гравий | 35–45 | 65–55 |
Щебень | 40–50 | 60–50 |
7.24 Соотношение между максимальным размером зерен крупного заполнителя и внутренним диаметром трубопровода должно быть не менее 1:2 для гравия и 1:3 для щебня. Трубы диаметром менее 100 мм следует применять только после получения результатов опытного нагнетания смеси.
7.25 Для бетононасосов отечественного производства рекомендуются следующие показатели бетонной смеси при нагнетании: водоцементное отношение 0,40–0,65, осадка конуса не менее 4 см для бетононасосов с гидравлическим приводом и 8 см для бетононасосов с электромеханическим приводом.
Бетонные смеси должны приготовляться с добавками поверхностно-активных веществ – ССБ, С-3, ЛХД, СНВ и др. Для повышения связности бетонной смеси целесообразно вводить в нее микросилику (4 % – 6 % от массы цемента).
7.26 Подбор состава бетонной смеси должен осуществляться строительной лабораторией. За оптимальный состав принимается тот, который позволяет получить удобоукладываемую смесь, обеспечивающую требуемые свойства бетона при минимальном расходе цемента.
7.27 Монтаж и эксплуатацию бетононасосов и трубопроводов необходимо производить в соответствии с действующими инструкциями, обращая особое внимание на надежность соединения звеньев трубопроводов.
7.28 Длина трубопроводов и число колен в системе бетоновода для уменьшения возникающих сопротивлений перемещению бетонной смеси должны быть минимальными. Колен под углом 90° следует избегать, заменяя их двумя коленами под углом 135° с прямой вставкой между ними.
7.29 Для продвижения бетонной смеси по горизонтальным и вертикальным участкам и на поворотах труб бетоновода необходима различная мощность бетононасосов, поэтому для расчета транспортирования бетонной смеси по сложной трассе используют «Эквивалентные длины по горизонтали, м», принимая следующее: 1 м длины вертикального бетоновода соответствует 8 м горизонтального, а приведенная длина наклонного участка с углом наклона (колена) 90°, 45°, 30°, 15° – горизонтальным участкам длиной 12, 7, 5, 3 м, соответственно, (см. таблицу 8).
Т а б л и ц а 8
Элемент бетоновода | Эквивалентная длина по горизонтали, м |
1 м по вертикали | 8 |
Колено | |
90° | 12 |
45° | 7 |
30° | 5 |
15° | 3 |
7.30 На горизонтальных участках для удобства промывки бетоновод рекомендуется укладывать с уклоном около 5°. Вертикальные или наклонные участки бетоновода следует монтировать не ближе 7–8 м от бетононасоса.
7.31 Загрузка бетононасоса свежей пластичной смесью должна производиться из транспортных средств через специальный бункер перед бетононасосом, а при благоприятных условиях – непосредственно с бетонного завода через раздаточный бункер. Приемный бункер должен быть снабжен специальной решеткой для предотвращения попадания в бетононасос и бетоновод заполнителя размерами более допустимых. Решетку, для ускорения прохода материала, рекомендуется снабжать вибраторами.
7.32 Перед сборкой бетоновода его секции должны быть очищены изнутри и снаружи от загрязнения и промыты водой. Внутренняя поверхность бетоновода должна быть, непосредственно перед бетонированием, увлажнена и смазана путем пропуска между двумя пыжами порции цементного раствора пластичной консистенции состава 1:2.
7.33 Перерывы в подаче бетонной смеси без спуска ее из системы бетоноводов допускаются не более чем на срок до начала схватывания цемента. При этом, следует каждые 5 мин возобновлять нагнетание бетонной смеси по системе в течение 15–20 с. При больших перерывах и по окончании бетонирования бетоноводы должны быть опорожнены и промыты.
7.34 Утечка цементного раствора из стыков бетоновода не допускается. При появлении утечки необходимо немедленно прекратить работу бетононасоса и принять неотложные меры к ее устранению. Отключенные от магистрали секции бетоновода необходимо сразу же очищать от бетонной смеси.
7.35 При подаче бетонной смеси бетононасосами без манипулятора рекомендуется начинать укладку с наиболее удаленной части блока с постепенным уменьшением длины бетоновода или производить ее подачу в одну точку с распределением поворотными лотками, виброжелобами, виброхоботами.
8 Подача бетонной смеси в блоки бетонирования
Общие положения
8.1 Способы подачи бетонной смеси устанавливаются в проектах производства бетонных работ исходя из особенностей конструкции сооружения, топографии и геологии строительной площадки (створа), предъявляемых требований к бетонной смеси, принимаемой толщины укладываемых слоев и допустимой продолжительности их перекрытия.
Для подачи бетонной смеси используются:
- автосамосвалы, осуществляющие только подачу бетонной смеси или совмещающие транспортирование смеси и ее подачу;
- краны, установленные на эстакадах;
- краны, установленные на основании сооружения, а также на самих сооружениях;
- передвижные или стационарные кабельные краны;
- ленточные конвейеры и бетононасосы, совмещающие транспортирование и подачу бетонной смеси.
8.2 Конструкции эстакад, инвентарных мостиков и других вспомогательных сооружений и приспособлений для подачи бетонной смеси в блоки сооружений должны быть определены в проекте производства работ, проектная организация должна на них разработать рабочую документацию. Кроме этого, должны быть определены конструкции опор и допустимость их оставления в бетоне сооружений.
8.3 Перед подачей бетонной смеси в блоки должна быть проверена готовность к работе всех средств механизации, вспомогательных устройств и необходимых коммуникаций.
8.4 Для подачи бетонной смеси следует применять два типа бадей: неповоротные, перемещаемые от мест загрузки в транспортных средствах, и поворотные (опрокидные), загружаемые из транспортных средств (автосамосвалов) на месте укладки в горизонтальном положении и перемещаемые кранами в блоки бетонирования в вертикальном положении.
8.5 Из серийно выпускаемого оборудования, следует компоновать наиболее рациональные комплекты: транспорт – бадья – бетоноукладочный кран, – производительность и грузоподъемность (вместимость) каждого звена которых согласуются друг с другом и соответствуют расчетной интенсивности бетонирования.
8.6 Большегрузные бадьи вместимостью более 6 м3 следует применять при использовании для разравнивания и уплотнения бетонной смеси специальных механизмов, например бульдозеров, манипуляторов с пакетами вибраторов, виброкатков и др.
8.7 При бетонировании массивных сооружений блоками большой площади для уменьшения затрат труда на разравнивание бетонной смеси в блоке и исключения излишних ее перемещений, разгрузка подаваемых в блок порций бетонной смеси должна производиться так, чтобы расстояние между центрами масс r разгружаемых порций было равно определяемому по формуле
(1)
где V0 – объем разгружаемых порций бетонной смеси, м3; h – заданная толщина слоя бетонной смеси в блоке, м.