СП 357.1325800.2017 Конструкции бетонные гидротехнических Сооружений Правила производства и приемки работ стр. 5

6.40 Применяемые в настоящее время бетоносмесительные установки непрерывного действия могут быть с различными конструкциями дозаторов и смесительного барабана. Управление бетоносмесительными заводами непрерывного действия должно быть автоматизированным.
6.41 Контроль и регулирование дозаторов и бетоносмесителей непрерывного действия и уход за ними должен производится в соответствии с их паспортами.
6.42 Загрузка бетоносмесителей непрерывного действия должна производиться непрерывно и одновременно всеми отдозированными составляющими бетона. При невыполнении этого требования бетонная смесь должна быть забракована.

Перемешивание бетонной смеси

6.43 Для приготовления бетонной смеси могут применяться бетоносмесители как периодического, так и непрерывного действия. При выборе типа и вместимости бетоносмесителя следует учитывать: интенсивность приготовления, наибольшую крупность заполнителя и жесткость бетонной смеси, принятые проектом.
6.44 Расходные бункеры для цемента и заполнителей должны выполняться с вертикальными стенками и коническим несимметричным днищем, наклон стенок которого образует с горизонтом угол не менее 55°. Выпускные отверстия должны обеспечивать свободное истечение материалов.
6.45 Поток заполнителей при загрузке бункера должен быть направлен вертикально по оси бункера.
Во время работы бетонного завода расходные бункеры следует поддерживать в наполненном не менее чем на 1/3 состоянии.
6.46 Материалы из дозаторов должны поступать в бетоносмеситель без потерь. Необходимо исключать возможность утечек цемента. Потери цемента должны предотвращаться надлежащим уплотнением стыков, устройством щитков у входных отверстий смесителей и уменьшением высоты падения материала при подаче его в смеситель.
6.47 Загрузка бетоносмесителя периодического действия должна производиться из дозирующих устройств в следующем порядке: вначале в смеситель подается вода; после заливки 15 % – 20 % воды, требуемой на замес, одновременно загружают цемент, добавки и заполнители, не прерывая подачи воды до требуемой нормы.
6.48 Загрузка бетоносмесителя в зимнее время должна производиться в следующем порядке:
  • подается вода, нагретая до 60 оС – 85 оС, и щебень; производится перемешивание для интенсификации теплообмена;
  • подается цемент и песок.
6.49 Продолжительность перемешивания бетонной смеси, считая с момента окончания загрузки бетоносмесителя до момента начала выпуска бетонной смеси, следует устанавливать экспериментально. Минимальная продолжительность перемешивания бетонной смеси в теплое время года должна приниматься по таблице 3.
Т а б л и ц а 3
Значение вместимости
барабана бетоносмесителя
(по выходу), л
Минимальная продолжительность перемешивания
объемной массы бетонной смеси более 2200 кг/м3, с,
при осадке конуса
до 6 см
более 6 см
800
120
90
1000
120
90
1600
150
120
2000 и более
180
150
6.50 Установленную продолжительность перемешивания следует контролировать автоматически. При отсутствии счетчика допускается применение электросекундомера с регистрацией его работы.
6.51 Продолжительность перемешивания бетонной смеси в бетоносмесителях непрерывного действия определяется их паспортной характеристикой (длиной барабана, углом его наклона, числом оборотов и др.) и в зависимости от качества получаемой бетонной смеси должна корректироваться строительной лабораторией и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
6.52 При опорожнении бетоносмесителя должны быть приняты меры против расслоения выгружаемой бетонной смеси. Для этого рекомендуется устанавливать направляющие устройства так, чтобы поток выгружаемой бетонной смеси направлялся вертикально в центр раздаточного бункера, бадьи или других транспортных средств.
6.53 Температура бетонной смеси на выходе из бетоносмесителя должна соответствовать установленной проектом, в зависимости от наружной температуры, вида транспорта, бетонируемой конструкции и местных условий.
6.54 Проверка соответствия составов бетонной смеси, выдаваемых бетоносмесителями, заданным составам должна производиться не реже одного раза в месяц. Для этого должны отбираться пробы бетонной смеси, которые подвергаются отмывке и высушиванию для определения зернового состава заполнителей, количества цемента и воды в смеси.

7 Транспортирование бетонной смеси

Общие указания

7.1 Транспортирование бетонной смеси должно быть организовано так, чтобы бетонная смесь на месте укладки имела заданную подвижность (жесткость) и связность.
7.2 Необходимая подвижность бетонной смеси при выпуске ее бетонным заводом и предельно допустимая продолжительность
транспортирования смеси должны устанавливаться строительной лабораторией в зависимости от температуры наружного воздуха и состава бетонной смеси.
Для бетонной смеси без добавок-регуляторов схватывания время транспортирования смеси от момента ее приготовления до момента подачи в блоки сооружения не должно превышать значений, указанных в таблице 4.
Т а б л и ц а 4
Температура бетонной смеси и наружного
воздуха, ºС
Предельно допустимая
продолжительность транспортирования
смеси, ч
5–10
1,5
10–15
1,25
15–20
0,75
20–25
0,5
При применении цементов с удлиненными сроками схватывания или добавок-замедлителей схватывания (СП, ССБ, С-3 в повышенных дозировках и т. д.) предельная продолжительность транспортирования смесей может быть увеличена в 1,5–3 раза.
7.3 При каскадном методе строительства гидроузла с массовой перевозкой бетонной смеси на расстояние свыше 15 км выбор добавок, предотвращающих расслоение смеси при транспортировании, и добавок-регуляторов схватывания, – а также определение предельно допустимой продолжительности транспортирования смеси должны производиться специализированной научно-исследовательской организацией совместно с лабораторией строительства.
7.4 Способы транспортирования бетонной смеси до блока бетонирования определяются проектом производства работ и должны соответствовать производительности бетонного хозяйства, характеристиками применяемых бетонных смесей и обеспечивать требуемую интенсивность бетонных работ. Для транспортирования смеси должны применяться, как правило, специализированные средства: при порционном способе – автобетоновозы, автобадьевозы, автосилобусы, автобетоносмесители, железнодорожные платформы для перевозки бадей или оборудованные опрокидными ковшами и др.; при непрерывном способе – ленточные конвейеры, бетононасосы и пневмобетоноукладчики.
7.5 Транспортные средства должны:
  • обеспечивать возможность перемещения бетонных смесей с требуемой крупностью зерен заполнителей, требуемой подвижностью и т. д.;
  • предохранять в пути смесь бетонную от воздействия атмосферных осадков, высоких и низких температур воздуха, ветра и солнечной радиации;
  • предотвращать быструю потерю подвижности бетонной смеси и значительное ухудшение ее однородности;
  • исключать потери цементного раствора и бетонной смеси в пути и при перегрузках;
  • обеспечивать минимальные затраты времени от момента приготовления бетонной смеси до ее поступления па место укладки;
  • обеспечивать возможно меньшие затраты труда на транспортирование бетонной смеси;
  • обладать высокой надежностью.

Автомобильный и железнодорожный виды транспорта

7.6 Полезная вместимость транспортного средства (бетоновоза, силобуса, бадьевоза и т. д.) должна быть кратна объему замеса бетоносмесителя завода цикличного действия или бункера-накопителя завода непрерывного действия.
7.7 Загруженные на бетонном заводе транспортные средства должны снабжаться накладной с указанием марки (класса) бетона. У места приема бетонной смеси накладная передается представителю строительной организации, выполняющей бетонирование.
7.8 При транспортировании бетонной смеси повышенной пластичности особое внимание следует уделять местам примыкания заднего борта к кузову автосамосвала. При необходимости следует его уплотнять прокладками из листовой резины.
7.9 Разгрузка применяемых транспортных средств должна производиться в течение 15–30 с, при этом транспортные средства должны обеспечивать полное их опорожнение от бетонной смеси. Очистка и промывка транспортных средств от налипшей бетонной смеси должна производиться не реже одного раза в смену.
7.10 Не допускается в процессе очистки кузовов автосамосвалов и силобусов, а также бадей и бункеров подвергать их ударному воздействию ручным инструментом: кувалдами, ломами и т. п. При их разгрузке следует применять вибраторы.
7.11 Промывка кузовов автобетоновозов всех типов и бадей должна производиться на специальных промывочных пунктах, действующих круглогодично.

Ленточные конвейеры

7.12 Ленточные конвейеры могут применяться как для транспортирования бетонной смеси, так и для ее распределения по бетонируемому блоку. Применять ленточные конвейеры следует, как правило, в сочетании с бетонными заводами непрерывного действия.
Рекомендуется применять специальные высокоскоростные автоматизированные конвейерные системы, предназначенные для транспортирования и подачи бетонных смесей и оснащенные бетонораспределительными механизмами (распределителями). Монтаж и эксплуатация этих систем должны быть в соответствии с инструкциями предприятий-изготовителей.
7.13 При применении специальных бетонотранспортных конвейеров скорость движения ленты, как правило, должна быть не более 4 м/с.