55. Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными на проведение проверки, служебных удостоверений, обязательного ознакомления руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД с приказом органа государственного контроля о проведении выездной проверки, полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, целями, задачами и основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, а также со сроками и условиями проведения проверки.
56. Руководитель или уполномоченный представитель российского участника ВЭД обязан предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые российским участником ВЭД при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому российским участником ВЭД оборудованию, продукции, являющейся предметом внешнеэкономической деятельности.
57. В ходе проведения выездной проверки должностные лица органа государственного контроля, уполномоченные на проведение проверки, вправе запрашивать у российского участника ВЭД следующие документы и информацию:
1) учредительные документы российского участника ВЭД;
2) договоры или иные документы, на основании которых осуществлялись (осуществляются) внешнеэкономические операции с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль;
3) техническую и товаросопроводительную документацию на товары (работы, услуги), информацию, результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся предметом внешнеэкономических операций;
4) договоры или иные документы, на основании которых осуществлено приобретение товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, являющихся предметом внешнеэкономической операции (в случае, если российский участник ВЭД не является производителем таких товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, но внешнеэкономической операцией предусматривается их экспорт);
5) организационно-распорядительные документы, изданные российским участником ВЭД по вопросам экспортного контроля;
6) документы, отражающие результаты идентификации товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль;
7) журнал учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля;
8) документы о приеме на обучение иностранных граждан и предоставлении им образовательных услуг, включая учебные планы (программы), заключения внутривузовской комиссии по экспортному контролю, планы лекций и практических занятий, по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, требующих особого порядка реализации федеральных государственных образовательных стандартов с использованием сведений, составляющих государственную тайну, или научно-технической информации, подлежащей экспортному контролю (для образовательных организаций высшего образования).
58. В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя, уполномоченного представителя российского участника ВЭД, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности российским участником ВЭД, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя, уполномоченного представителя российского участника ВЭД, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае орган государственного контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого российского участника ВЭД плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления российского участника ВЭД.
59. Результатом административной процедуры "Проведение проверки" является составление должностными лицами органа государственного контроля акта проверки по установленной форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
Оформление результатов проверки
60. Основанием для оформления результатов проверки является завершение проверки.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки по установленной форме.
61. В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля;
3) дата и номер приказа органа государственного контроля;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на проведение проверки;
5) наименование российского участника ВЭД, в отношении которого проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе:
а) о выявлении либо о невыявлении нарушений обязательных требований;
б) об установлении факта исполнения или неисполнения предписания;
в) о лицах, допустивших нарушение;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае если составление акта проверки осуществляется непосредственно у российского участника ВЭД);
9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у российского участника ВЭД указанного журнала;
10) подписи должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на проведение проверки.
62. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов (проб) продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников российского участника ВЭД, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (при их наличии) и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
63. При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии проверяющего.
64. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
65. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному лицу российского участника ВЭД под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД, а также в случае отказа руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.
При наличии согласия российского участника ВЭД на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственного контроля, составившего данный акт, руководителю или уполномоченному представителю российского участника ВЭД. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа государственного контроля, составившего данный акт, российскому участнику ВЭД способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным российским участником ВЭД.
66. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю или уполномоченному представителю российского участника ВЭД под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.
67. При проведении проверки филиала, представительства, обособленного подразделения российского участника ВЭД - юридического лица копия акта направляется российскому участнику ВЭД - юридическому лицу.
68. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта.
69. Должностным лицом органа государственного контроля, уполномоченным на проведение проверки, в журнале учета проверок (при его наличии) осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданном предписании, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на проведение проверки, и проставляются их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
70. Российский участник ВЭД, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленного нарушения в целом или его отдельных положений. При этом российский участник ВЭД вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок представить их органу государственного контроля.
Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью российского участника ВЭД.
71. По окончании проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в органе государственного контроля.
72. Информация о результатах проверки вносится уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля в единый реестр проверок с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной информации ограниченного доступа не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня окончания проверки.
73. Результатом административной процедуры "Оформление результатов проверки" является вручение (направление) акта проверки российскому участнику ВЭД.
Принятие мер по результатам проверки
74. Основанием для принятия мер по результатам проверки российского участника ВЭД является выявление при проведении проверки нарушений обязательных требований, в связи с чем уполномоченные должностные лица органа государственного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать российскому участнику ВЭД предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;