1) истечение срока исполнения российским участником ВЭД ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) наличие поступившего от российского участника ВЭД заявления о предоставлении лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;
3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников, содержащих сведения, указывающие на признаки нарушений обязательных требований, в том числе условий и требований выданных ФСТЭК России лицензий или разрешений, предусмотренных статьями 19 и 20 Федерального закона N 183-ФЗ, если такие нарушения создают угрозу безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;
4) поступление в орган государственного контроля поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, для выполнения которого требуется проведение внеплановой проверки, либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
28. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 3 пункта 27 Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с подпунктом 3 пункта 27 Регламента являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
29. Результатом административной процедуры "Планирование проведения проверок" является утвержденный директором ФСТЭК России ежегодный план проверок и возникновение обстоятельств, указанных в пункте 27 Регламента.
Принятие решения о проведении проверки
30. Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки российского участника ВЭД является наступление срока проведения плановой проверки, предусмотренного ежегодным планом проверок, в связи с чем должностное лицо органа государственного контроля, ответственное за подготовку проведения плановой проверки, не менее чем за 10 рабочих дней до даты начала ее проведения готовит проект приказа органа государственного контроля о проведении плановой документарной и (или) выездной проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
31. Внеплановая выездная проверка российского участника ВЭД может быть проведена по основаниям, указанным в пункте 27 Регламента, в связи с чем ответственное должностное лицо органа государственного контроля готовит проект приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой документарной и (или) выездной проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
32. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в подпункте 3 пункта 27 Регламента, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих российских участников ВЭД.
33. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в подпункте 3 пункта 27 Регламента, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов российского участника ВЭД, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с российским участником ВЭД и без возложения на него обязанности по представлению информации и исполнению требований органа государственного контроля. В рамках предварительной проверки у российского участника ВЭД могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
34. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в подпункте 3 пункта 27 Регламента, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля вправе подготовить мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 27 Регламента.
35. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
36. Орган государственного контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
37. Внеплановая выездная проверка российского участника ВЭД по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 27 Регламента, может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности российского участника ВЭД, за исключением случаев, указанных в пункте 39 Регламента.
38. Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки вправе подписывать руководитель (заместитель руководителя) органа государственного контроля.
Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки направляется в соответствующий орган прокуратуры в порядке, установленном частью 8 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
39. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является создание угрозы безопасности Российской Федерации либо нанесение ущерба политическим интересам Российской Федерации вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер орган государственного контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органа прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемых к нему документов в орган прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
40. В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения российским участником ВЭД предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля предписания.
41. Информация об организации и проведении плановой (внеплановой) проверки вносится должностным лицом органа государственного контроля в единый реестр проверок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня издания приказа органа государственного контроля о проведении плановой (внеплановой) проверки.
При организации и проведении внеплановой, в том числе выездной проверки по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 27 Регламента, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля вносит информацию о проведении внеплановой, в том числе выездной, проверки в единый реестр проверок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня начала проведения проверки.
42. Результатом административной процедуры "Принятие решения о проведении проверки" является издание приказа органа государственного контроля о проведении плановой (внеплановой) документарной или выездной проверки и внесение информации об организации и проведении проверки в единый реестр проверок.
Проведение проверки
43. Основанием для начала проведения проверки является приказ органа государственного контроля о проведении проверки, а в случаях проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 27 Регламента, также решения органа прокуратуры о согласовании проведения внеплановой проверки.
Проведение проверки вправе осуществлять только те должностные лица органа государственного контроля, которые указаны в приказе органа государственного контроля о проведении проверки.
Проверка проводится комиссией, в приказе о проведении проверки одно из должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, назначается председателем комиссии.
44. Уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля уведомляет российского участника ВЭД:
1) о проведении плановой проверки - не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа органа государственного контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты российского участника ВЭД, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен российским участником ВЭД в орган государственного контроля, или иным доступным способом;
2) о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 27 Регламента, - не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты российского участника ВЭД, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен российским участником ВЭД в орган государственного контроля.
Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 27 Регламента, проводится органом государственного контроля после согласования с органом прокуратуры, без направления предварительного уведомления российскому участнику ВЭД.
При проведении проверки филиала, представительства, обособленного подразделения российского участника ВЭД - юридического лица копия уведомления о проведении проверки направляется российскому участнику ВЭД - юридическому лицу.
45. Информация об уведомлении проверяемого российского участника ВЭД о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления, вносится в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля не позднее дня направления уведомления.
46. Внеплановая и плановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном Регламентом.
47. Документарные проверки (плановые и внеплановые) проводятся по месту нахождения органа государственного контроля.
48. Предметом документарной проверки являются сведения, относящиеся к внешнеэкономической деятельности, в том числе о товарах, информации, работах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности (правах на них), в отношении которых такая деятельность осуществляется, а также сведения об исполнении обязательных требований и предписаний органа государственного контроля.
В ходе документарной проверки рассматривается имеющаяся в распоряжении органа государственного контроля и полученная в рамках межведомственного информационного взаимодействия от других федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в осуществлении экспортного контроля, информация о деятельности российского участника ВЭД в соответствии с целями и задачами проверки, в том числе акты предыдущих проверок, проведенных органом государственного контроля, предписания, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленной в отношении этого российского участника ВЭД органом государственного контроля государственной функции, а также информация, размещенная на официальном сайте российского участника ВЭД (при его наличии).
49. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся у органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение российским участником ВЭД обязательных требований, орган государственного контроля направляет в адрес этого российского участника ВЭД мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
В запросе указываются: основание проведения проверки, срок ее проведения, перечень запрашиваемых документов и срок их представления. К запросу прилагается заверенная в установленном порядке копия приказа органа государственного контроля о проведении проверки.
Запрос направляется в адрес российского участника ВЭД почтовым отправлением или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
50. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса российский участник ВЭД обязан представить в орган государственного контроля запрашиваемые документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя или уполномоченного представителя российского участника ВЭД. Российский участник ВЭД вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представленных в орган государственного контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
51. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных российским участником ВЭД документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в органе государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственной функции, информация об этом направляется российскому участнику ВЭД с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
52. Российский участник ВЭД, представляющий в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия содержащихся в документах сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные российским участником ВЭД пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений обязательных требований, орган государственного контроля вправе провести выездную проверку.
53. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения российского участника ВЭД.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах российского участника ВЭД сведения, а также принимаемые российским участником ВЭД меры по исполнению обязательных требований при осуществлении внешнеэкономической деятельности с продукцией, подлежащей экспортному контролю.
54. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах российского участника ВЭД;
2) оценить соответствие деятельности российского участника ВЭД обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.