Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 17 мая 2017 г. N 89 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственной функции по осуществлению (в пределах стр. 2

5. Предметом государственного контроля является соблюдение российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - обязательные требования).

Права и обязанности должностных лиц ФСТЭК России при осуществлении государственного контроля

6. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от российских участников внешнеэкономической деятельности (далее - российский участник ВЭД) информацию и документы, относящиеся к проверяемой внешнеэкономической деятельности и необходимые для проведения проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа органа государственного контроля о назначении проверки посещать здания, помещения российских участников ВЭД и проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия по контролю в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее - товары, в отношении которых установлен экспортный контроль), в том числе проводить отбор образцов указанных товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) выдавать российским участникам ВЭД предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
7. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы российского участника ВЭД, проверка которого проводится;
3) проводить проверку на основании приказа органа государственного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа органа государственного контроля о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю российского участника ВЭД (далее - уполномоченное лицо) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю российского участника ВЭД (иному уполномоченному лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя российского участника ВЭД (иное уполномоченное лицо) с результатами проверки;
8) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, указанные в пунктах 129, 131, 150 и 151 Перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок от иных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972) (далее - Перечень);
9) знакомить руководителя российского участника ВЭД (иное уполномоченное лицо) с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
10) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства (в том числе для выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения), а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов российского участника ВЭД;
11) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании российским участником ВЭД в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ, Федеральным законом N 183-ФЗ и Регламентом;
13) не требовать от российского участника ВЭД документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
14) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного лица) ознакомить его с положениями Регламента;
15) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у российского участника ВЭД;
16) вносить сведения о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок, являющийся федеральной государственной информационной системой, в порядке, установленном постановлением N 415.
8. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям ФСТЭК России, от имени которой действуют эти должностные лица;
2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
3) проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя российского участника ВЭД (иного уполномоченного лица), за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
5) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
6) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов по установленной форме, а также в количестве, превышающем нормы, определенные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами;
7) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) превышать установленные сроки проведения проверки;
9) осуществлять выдачу российским участникам ВЭД предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
10) требовать от российского участника ВЭД представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, указанные в пунктах 129, 131, 150 и 151 Перечня;
11) требовать от российского участника ВЭД представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
9. Действия членов проверочных комиссий при проведении проверок российских участников ВЭД не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется. Полученная в ходе таких проверок информация является информацией ограниченного доступа, и на нее распространяется действие статьи 15 Федерального закона N 183-ФЗ.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю

10. Руководитель российского участника ВЭД (иное уполномоченное лицо), в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному контролю, имеет право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом государственного контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав российского участника ВЭД при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
8) представлять в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного российскому участнику ВЭД предписания органа государственного контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований в целом или его отдельных положений в течение 15 дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом российский участник ВЭД вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью представителя российского участника ВЭД.
11. Российский участник ВЭД имеет право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Российский участник ВЭД имеет право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля. Вред, причиненный российскому участнику ВЭД вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению за счет средств бюджета в соответствии с гражданским законодательством.