Понятие инновационного подвижного состава требует гармонизации с существующими международными документами, определяющими инновационную продукцию как продукцию, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.
С учетом того, что на сегодняшний день находящийся в серийном производстве железнодорожный подвижной состав российских и зарубежных производителей сопоставим по своим техническим характеристикам, а отдельные зарубежные организации уже готовы к его серийному производству, запуск в серийное производство российской продукции является одним из ключевых условий конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Препятствующим такому запуску фактором является морально и физически устаревшая инфраструктура, на которой осуществляется погрузка и выгрузка вагонов (недостаточная грузоподъемность и несоответствие размеров эстакад, вагоноопрокидывателей, подъемного и весового оборудования).
В условиях реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов необходимо провести анализ и подготовить предложения по созданию условий для расширения участия российских компаний в реализации инвестиционных проектов в области создания высокоскоростных магистралей, производства подвижного состава и оборудования железнодорожных путей инженерными средствами.
Основной среднесрочной задачей отрасли транспортного машиностроения в условиях недостатка инвестиций в развитие транспортной железнодорожной инфраструктуры и обновление парка подвижного состава и усиления межвидовой транспортной конкуренции являются создание и освоение производства российского подвижного состава, обеспечивающего высокую экономическую эффективность грузовых и пассажирских перевозок, и увеличение роли железнодорожного транспорта в условиях социально ориентированного и основополагающего характера железнодорожных перевозок в транспортном секторе страны.
В перспективе при реализации проектов строительства высокоскоростных магистралей потребуются создание и освоение серийного производства высокоскоростного подвижного состава.
Одним из перспективных направлений развития двигателестроения является разработка поршневых газовых и газотурбинных двигателей нового поколения для железнодорожного подвижного состава, использующего газомоторное топливо.
Серийное производство локомотивов, работающих на газомоторном топливе, позволит снизить стоимость эксплуатации локомотива ввиду более низкой стоимости топлива в энергетическом эквиваленте, улучшить экологическую ситуацию в городах с крупными сортировочными станциями и промышленными организациями с большим объемом железнодорожных перевозок и диверсифицировать экспортный потенциал страны путем увеличения потребления природного газа внутри страны.
XIV. Стимулирование инвестиционного процесса в отрасли транспортного машиностроения
Наращивание темпов развития отрасли транспортного машиностроения требует инвестиций в отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, основной капитал организаций, подготовку кадров. Инвестиции могут осуществляться как российскими организациями, так и зарубежными компаниями. При этом с учетом особой значимости отрасли транспортного машиностроения участие иностранного капитала в отрасли должно быть регламентировано соответствующими инвестиционными соглашениями. Эффективным путем расширения инвестиционных возможностей российских организаций является консолидация отраслевых активов.
Важную роль может играть выработка действенных мер государственной поддержки инвестиционных процессов в отрасли.
В сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ целесообразно сконцентрироваться на критических "прорывных" проектах, без которых дальнейшее развитие отрасли транспортного машиностроения будет сильно затруднено либо остановится вообще. Такие проекты прежде всего должны быть направлены на повышение эффективности и качества выпускаемой продукции.
Одним из таких критических направлений являются проектирование, разработка и запуск в серийное производство ключевых комплектующих для российского современного подвижного состава. В условиях, когда более чем две трети высокотехнологичных деталей для новой продукции поставляются из-за рубежа, серьезно будет затруднена успешная конкуренция российских организаций с зарубежными.
Присутствие иностранных компаний в отрасли транспортного машиностроения предпочтительно в виде участия в совместных организациях при условии производства деталей и комплектующих на территории Российской Федерации.
XV. Действующие меры государственной поддержки отрасли транспортного машиностроения
В настоящее время Министерство промышленности и торговли Российской Федерации реализует следующие меры государственной поддержки отрасли транспортного машиностроения:
предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов");
предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности");
установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (в соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (в соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
льготное кредитование через Фонд развития промышленности (в соответствии с программами "Проекты развития", "Лизинговые проекты", "Проекты консорциумов", "Станкостроение" и "Совместные займы с региональными фондами").
В 2015 - 2016 годах Министерством промышленности и торговли Российской Федерации оказана поддержка организациям железнодорожного машиностроения, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности" предоставлены субсидии в размере 20,8 млн. рублей и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов" предоставлены субсидии в размере 56,8 млн. рублей.
Фондом развития промышленности предоставлены организациям транспортного машиностроения льготные займы на сумму более 500 млн. рублей.
Средства от установленной на долгосрочной основе нулевой ставки налога на добавленную стоимость на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении послужили источником финансирования приобретения в 2016 году 440 вагонов пригородного подвижного состава.
Кроме того, реализация программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 57-р, позволила достичь роста производства по грузовым вагонам на 28,8 процента по отношению к показателям 2015 года.
XVI. Совершенствование кадровой политики в отрасли транспортного машиностроения
Решение проблемы обеспечения отрасли транспортного машиностроения квалифицированными кадрами возможно только при организации комплексной системы профессионального образования и системы дополнительного профессионального образования в сфере железнодорожного машиностроения путем повышения эффективности деятельности отраслевых образовательных организаций.
Повышению квалификации специалистов отрасли значительно способствует создание совместных организаций с зарубежными производителями. Такая форма взаимоотношений позволяет российским производителям в большом объеме получать доступ к технологиям, методикам, опыту и знаниям зарубежных компаний для совершения на основе полученных знаний технологического рывка в сфере производства российских продуктов и их основных комплектующих.
С целью увеличения притока человеческих ресурсов в профильные образовательные организации высшего образования необходимо, с одной стороны, улучшать социальные условия для рабочих отрасли, с другой, - повышать престижность таких профессий.
Возможность получения льгот на медицинское обслуживание, образование, пользование транспортом общего пользования и рекреационными услугами значительно повысит привлекательность профессий отрасли как для молодых специалистов, так и для опытных рабочих, в то время как осознание высокой значимости своего труда для отрасли, сограждан и страны в целом будет мотивировать их к повышению качества своей работы и совершенствованию трудового процесса.
XVII. Интеграция отрасли транспортного машиностроения в мировое экономическое сообщество
В период 2006 - 2016 годов объем экспорта на внешние рынки российской продукции железнодорожного машиностроения составил 9047,6 млн. долларов США. Объем экспорта локомотивов в рассматриваемый период составил 687,3 млн. долларов США, мотор-вагонного подвижного состава - 802,4 млн. долларов США, путевых машин - 495,4 млн. долларов США, пассажирских вагонов - 270,1 млн. долларов США, грузовых вагонов - 3194,2 млн. долларов США, запасных частей - 3598,2 млн. долларов США.
В указанный период экспорт продукции железнодорожного машиностроения осуществлялся в том числе в такие страны, как Украина, Казахстан, Азербайджан, Монголия, Латвия, Узбекистан, Армения, Эстония, Таджикистан, Гвинея, Иран, Литва, Польша, Индия, Ирак, Куба, Мьянма и Китай.
В 2016 году объем экспорта железнодорожной продукции организациями отрасли сократился относительно показателей 2015 года на 15,6 процента и составил 437,5 млн. долларов США.
Доля экспортируемой продукции в общем объеме продукции, произведенной в 2016 году, составила 7 процентов.
В 2016 году объем импорта продукции железнодорожного машиностроения в Российскую Федерацию составил 272,2 млн. долларов США. Таким образом, объем экспорта превысил объем импорта на 60,7 процента.
В целях развития экспорта продукции транспортного машиностроения в рамках приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11), формируется системный подход к реализации мер государственной поддержки экспорта российской несырьевой продукции посредством определения необходимых направлений, объемов и тенденций поддержки на среднесрочную перспективу.
Целевые индикаторы и показатели настоящей Стратегии представлены в приложении N 4, а целевые индикаторы экспорта продукции транспортного машиностроения - в приложении N 5.
XVIII. Импортозамещение в отрасли транспортного машиностроения
Российское производство машин и оборудования характеризуется достаточно высокой долей импорта в себестоимости промышленной продукции. Это объясняется не только стремлением российских производителей повысить конкурентоспособность экспортируемой продукции, но и возросшими требованиями к инновационности техники на внутреннем рынке.
В этой связи импортозамещение является актуальным, поскольку реализация соответствующих мероприятий позволит избежать напряженности, возникающей вследствие необходимости использования при изготовлении промышленной продукции импортных комплектующих, материалов и услуг, в то время как российские организации не получают потенциальных заказов на изготовление продукции, требующихся для выхода из кризисной ситуации.
Таким образом, исследование возможностей организации промышленного производства с учетом целесообразности вытеснения отдельных видов импортной продукции и гармоничного ее замещения российскими аналогами является крайне актуальным вопросом настоящей Стратегии.
Проблема возможности и экономической целесообразности замещения импортной продукции российскими аналогами включает в себя требования к уровню качества, который в состоянии обеспечить российские организации, вопросы нахождения рынков сбыта, а также защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.
Реализация программы импортозамещения должна осуществляться организациями на уровне их управления и быть основана на решении следующих задач:
анализ основных рыночных тенденций, анализ положения организации среди конкурентов в различных сегментах рынка;
оценка возможностей и ресурсов организаций, разработка стратегических целей организаций;
подготовка детальных оперативных планов, программ импортозамещения и соответствующих им бюджетов;
оценка деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Для российских промышленных организаций можно выделить три варианта программы импортозамещения:
внутриориентированное импортозамещение, предусматривающее освоение внутренних рынков промышленных товаров;