Технические параметры, критерии и требования, предъявляемые к грузовым вагонам будущих поколений, необходимо формировать с учетом существующих параметров формирования грузопотоков на сети железных дорог, которые можно разделить на следующие категории:
1-я категория - массовые отправления грузов, в основном сырьевых, на экспорт (около 25 - 30 процентов всего грузооборота). Для таких отправок характерны большая дальность перевозок (до 6000 километров и более), однородность, относительная ритмичность и маршрутный тип отправок;
2-я категория - массовые отправления грузов между организациями, входящими в единую технологическую цепочку (так называемые грузовые кольца) (около 15 - 20 процентов всего грузооборота). Для этого вида отправок характерны дальность в основном до 3500 километров, несколько типов грузов в основном низкого передела, высокая ритмичность, маршрутный тип отправок, чувствительность к задержкам доставки и транспортной составляющей в цене;
3-я категория - общесетевые отправки разных видов грузов. Особенностями таких отправок являются сезонные и конъюнктурные изменения номенклатуры и объемов грузов, небольшие партии груза, не позволяющие сформировать маршрут, большие задержки в пути следования на переработку составов (маршрутизацию вагонов).
На I этапе (2017 - 2020 годы) предусматривается развитие грузового вагоностроения для обеспечения внедрения тяжеловесного движения на сети российских железных дорог.
Для эффективного обеспечения 1-й категории формирования грузопотоков потребуется массовое внедрение до 2020 года полувагонов, вагонов-хопперов, цистерн, имеющих следующие характеристики:
вагоны с осевой нагрузкой 25 тонн на ось;
погонная нагрузка 7,7 - 8,4 тонны на метр, позволяющая формировать поезда установленной длины 7700 - 8400 тонн;
пробег до первого ремонта 800 тыс. километров;
гарантийный пробег без обслуживания в пути следования 6 тыс. километров;
разрушающее воздействие на путь не выше требований ГОСТ Р 55050-2012 "Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний", подтверждаемое в процессе эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла;
допускаемая скорость в пути следования по условиям динамики, воздействия на путь и тормозной эффективности не менее 100 километров в час.
Целевыми показателями эффективности к 2020 году являются увеличение провозной способности грузонапряженных направлений на 35 процентов без вложений в развитие инфраструктуры, уменьшение потребного парка вагонов и повышение скорости доставки на 11 процентов, повышение перерабатывающей способности портов за счет большей грузоподъемности вагонов на 22 процента.
Для эффективного обеспечения 2-й категории формирования грузопотоков потребуется массовое внедрение до 2020 года полувагонов и вагонов-хопперов, имеющих следующие характеристики:
вагоны с осевой нагрузкой 27 тонн на ось, не имеющие ограничений по инфраструктуре погрузки-выгрузки;
погонная нагрузка 7,4 - 7,7 тонны на метр, позволяющая формировать поезда установленной длины 7400 - 7700 тонн;
пробег до первого ремонта 800 тыс. километров; разрушающее воздействие на путь не выше требований ГОСТ Р 55050-2012 "Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний", подтверждаемое в процессе эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла;
допускаемая скорость в пути следования по условиям динамики, воздействия на путь и тормозной эффективности не менее 90 километров в час.
Целевыми показателями эффективности к 2020 году являются увеличение провозной способности выделенных направлений на 22 процента без вложений в развитие инфраструктуры, уменьшение потребного парка вагонов, уменьшение транспортной составляющей в цене груза на 10 процентов.
Для эффективного обеспечения 3-й категории формирования грузопотоков потребуется массовое внедрение до 2020 года платформ для широкой номенклатуры тяжеловесных контейнеров и съемного оборудования, имеющих следующие характеристики:
вагоны с осевой нагрузкой 25 тонн на ось;
возможность перевозки универсальных и специализированных контейнеров массой брутто до 36 тонн, съемного оборудования массой брутто до 40 тонн, в том числе емкостей изотермического, рефрижераторного типа, для насыпных грузов открытого и закрытого типа с возможностью переработки с использованием контейнерной техники;
погонная нагрузка 7,7 - 8 тонн на метр, позволяющая формировать поезда установленной длины 7700 - 8000 тонн;
пробег до первого ремонта 800 тыс. километров;
гарантийный пробег без обслуживания в пути следования 6 тыс. километров;
разрушающее воздействие на путь не выше требований ГОСТ Р 55050-2012 "Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний", подтверждаемое в процессе эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла;
допускаемая скорость в пути следования по условиям динамики, воздействия на путь и тормозной эффективности не менее 100 километров в час.
Целевыми показателями эффективности к 2020 году являются увеличение провозной способности грузонапряженных направлений на 28 процентов без вложений в развитие инфраструктуры, уменьшение потребного парка вагонов на 15 процентов, среднесетевое повышение скорости доставки на 6 процентов, повышение перерабатывающей способности портов за счет большей грузподъемности и уменьшения времени конечных операций на 10 процентов.
На II этапе (2021 - 2030 годы) предусматривается развитие грузового вагоностроения нового поколения ("умный вагон").
Для эффективного обеспечения 1-й категории формирования грузопотоков потребуется массовое внедрение до 2030 года полувагонов, вагонов-хопперов, цистерн, имеющих следующие характеристики:
вагоны с осевой нагрузкой 25 тонн на ось;
погонная нагрузка 7,7 - 8,4 тонны на метр, позволяющая формировать поезда увеличенной длины 11500 - 13000 тонн;
пробег до первого ремонта 1000 тыс. километров;
гарантийный пробег без обслуживания в пути следования 6 тыс. километров;
показатели динамики и воздействия на путь вагона, которые постоянно контролируются на протяжении всего жизненного цикла средствами бортовой телеметрии;
тормозная система с электронным управлением и бортовой телеметрией;
допускаемая скорость в пути следования по условиям динамики, воздействия на путь и тормозной эффективности не менее 120 километров в час.
Целевыми показателями эффективности к 2030 году являются увеличение провозной способности грузонапряженных направлений на 58 процентов без вложений в развитие инфраструктуры, уменьшение потребного парка вагонов на 20 процентов и повышение скорости доставки на 33 процента.
Для эффективного обеспечения 2-й категории формирования грузопотоков потребуется массовое внедрение до 2030 года полувагонов и вагонов-хопперов, имеющих следующие характеристики:
вагоны с осевой нагрузкой 27 тонн на ось;
погонная нагрузка 7,4 - 7,7 тонны на метр, позволяющая формировать поезда длины 7400 - 7700 тонн;
пробег до первого ремонта 1000 тыс. километров;
гарантийный пробег без обслуживания в пути следования 3500 тыс. километров;
показатели динамики и воздействия на путь вагона, которые постоянно контролируются на протяжении всего жизненного цикла средствами бортовой телеметрии;
тормозная система с электронным управлением и бортовой телеметрией;
допускаемая скорость в пути следования по условиям динамики, воздействия на путь и тормозной эффективности не менее 100 километров в час.
Целевыми показателями эффективности к 2030 году являются увеличение провозной способности всех направлений кольцевых перевозок на 22 процента без вложений в развитие инфраструктуры, уменьшение потребного парка вагонов и повышение скорости доставки на 11 процентов.
Для эффективного обеспечения 3-й категории формирования грузопотоков потребуется массовое внедрение до 2030 года платформ, имеющих следующие характеристики:
вагоны с осевой нагрузкой 25 тонн на ось;
возможность перевозки универсальных и специализированных контейнеров массой брутто до 36 тонн, съемного оборудования массой брутто до 45 тонн;