Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 февраля 2017 г. N 129н "Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ" стр. 8

142. На болотах с низкой несущей способностью следует проводить искусственное промораживание поверхности на глубину не менее 40 см способами, предусмотренными ППР (очистка от снега, проминка, намораживание, армирование хворостом).
Проводить работы на непромороженном необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.
143. Обязательными мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение дорожной техники по заболоченной местности, являются:
1) предварительное обследование мест предполагаемого передвижения дорожно-строительной техники по торфяникам и определение вероятности опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов;
2) снабжение дорожных машин на гусеничном ходу люками в крыше кабины (или наличие открытых дверей в кабине).
144. Заболоченные участки и болота следует преодолевать на гусеничных машинах, предварительно убедившись в проходимости участков, кратчайшим путем и в направлении с минимальным количеством поворотов.
До подхода к заболоченному участку необходимо выбирать оптимальную передачу, до минимума снизив необходимость переключения скорости. Во время движения не допускается резко менять частоту вращения двигателя во избежание пробуксовывания гусеничных цепей.
145. Запрещается передвижение гусеничных машин с работниками по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев. В этих случаях работники должны идти за машиной на расстоянии не менее 100 м, надев защитные каски.
146. Для разбивки пионерной траншеи и полосы отвода бригада работников должна быть укомплектована универсальным тракторным агрегатом с лебедкой, бульдозером, корчевателями-собирателями, двухотвальным снегоочистителем и бензомоторными пилами.
При выполнении подготовительных работ и пробивки пионерной траншеи бригада работников должна иметь комплекты спасательных средств (пояса, жилеты, веревки, шесты, а также, при необходимости, лодки).
147. За механизированной колонной должны идти работники, которые ставят указательные знаки, обставляют полосу отвода вехами, устраивают на отдельных участках выравнивающий слой из грунта в ямах, образовавшихся после удаления деревьев и пней.
Расчистку полосы отвода от леса, кустарника и корчевку пней надлежит выполнять в дневное время.
Запрещается производить расчистку и перемещаться за границами полосы отвода.
148. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств до начала выполнения дорожных работ должны быть сооружены подъездные пути к карьерам торфа, грунта и участкам работ.
В зимнее время подъездные пути необходимо систематически очищать от снега, а на кривых участках и участках с уклонами посыпать противоскользящими материалами.
149. При сооружении временных дорог через болота необходимо:
1) выравнивать поверхность будущей дороги путем подсыпки грунта либо укладки древесных остатков. Запрещается выравнивать поверхность срезкой неровностей;
2) при отсутствии на полосе будущей дороги целостной моховой дернины усиливать основание дорожного полотна укладкой хворостяной выстилки;
3) мелкий лес и кустарник на полосе будущей дороги прижимать к земле продольными проходами бульдозера.
150. Для организации безопасного движения на временных дорогах необходимо предусматривать:
1) установку предупреждающих дорожных знаков и вех, ограничивающих ширину полотна временной дороги, а при снегопадах и метелях - установку вех с двух сторон подъездных путей через каждые 20 м;
2) обеспечение строительных подразделений дежурными тягачами для буксировки машин и средствами связи;
3) наличие проводников для сопровождения автомобильных колонн на опасных участках;
4) контроль за скоростью движения и интервалами между машинами, за состоянием проезжей части временной дороги;
5) оперативное устранение возникающих дефектов на проезжей части временной дороги.

Требования охраны труда при проведении строительства автомобильных дорог в горной местности

151. Работники, привлекаемые к очистке обвалоопасных склонов и откосов, должны быть обеспечены приспособлениями для безопасного ведения работ и скалолазным снаряжением.
152. До начала проведения работ, а также в процессе разработки горных склонов должно быть организовано постоянное наблюдение за устойчивостью скальных обломков, склона и лавино-селеопасных участков.
153. Перед строительством противообвальных сооружений с верхней части горных склонов и откосов должны быть удалены камни и неустойчивые глыбы скальных грунтов.
В случае обнаружения неустойчивости склонов и отдельных скальных обломков работники и дорожная техника должны быть немедленно удалены за пределы опасной зоны.
Устройство временных отвалов в активной части оползневой зоны запрещается.
154. Для предотвращения обрушения грунта с откоса и обеспечения устойчивости насыпи на горном склоне нарезка уступов должна производиться с верхнего уступа с перемещением грунта вниз по склону.
Для организации безопасного производства работ на особо опасных участках горной местности необходимо привлекать мастеров-инструкторов по альпинизму.
155. Выемки и насыпи на пологих горных склонах следует разрабатывать бульдозерами с поворотным отвалом проходами под углом до 45° к оси дороги.
156. При обледенении, подтоплении водой, а также при наличии мокрой глины ходовая часть бульдозера должна быть оборудована специальными траками противоскольжения.
157. Применение бульдозеров для окучивания сухого грунта и отвала негабаритов на склонах крутизной более 1:3 запрещается.

Требования охраны труда при проведении работ в притрассовых карьерах

158. Горные выработки карьеров, провалы и воронки должны быть обозначены предупредительными знаками безопасности, освещаемыми в темное время суток.
159. Для передвижения работников в карьере должны быть устроены дорожки, а для перехода через железнодорожные пути и автомобильные дороги - специальные переходы, обозначенные указателями и освещаемые в темное время суток.
160. При ручной разборке и погрузке горной массы работники должны работать в СИЗ рук, глаз и в защитных касках.
161. Запрещается работать на уступах при наличии нависающих "козырьков", глыб и отдельных крупных валунов, а также "навесов" из снега и льда.
162. Разработка уступов вручную должна вестись сверху вниз с сохранением угла естественного откоса.
Работники, производящие бурение и другие операции на откосах с углом заложения более 45°, должны пользоваться страховочными привязями со страховочными канатами, закрепленными на надежной опоре.
163. Проезжие дороги должны располагаться за пределами скатывания кусков породы с отвала.
Транспортные средства надлежит разгружать в местах, расположенных за возможной призмой обрушения (сползания) породы.
Рабочая часть отвалов в местах разгрузки транспортных средств в темное время суток должна быть освещена.
164. Движение автомобилей на дорогах карьера должно регулироваться стандартными дорожными знаками.
Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются работодателем с учетом местных условий, качества дорог и видов транспортных средств.
165. Кабины автомобилей-самосвалов должны иметь специальные защитные козырьки, обеспечивающие безопасность водителей при погрузке в карьере.
При отсутствии защитного козырька водитель во время погрузки должен покинуть кабину и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.