129. Организация законопроектной деятельности в МВД России возлагается на статс-секретаря - заместителя Министра.
Участие в работе палат Федерального Собрания
130. Министр, статс-секретарь - заместитель Министра, иные заместители Министра, начальники структурных подразделений МВД России (по поручению Министра) могут участвовать в работе палат Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, относящимся к компетенции МВД России.
Другие должностные лица МВД России могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром, статс-секретарем - заместителем Министра, иными заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием об этом статс-секретаря - заместителя Министра.
131. Координация работы в МВД России по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания и взаимодействию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра или по его поручению ДПД МВД России.
132. Министр (заместители Министра) по приглашению палат Федерального Собрания участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации*(56) и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат.
О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства Российской Федерации.
В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании и отвечать на поставленные вопросы.
133. Должностные лица МВД России, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства Российской Федерации с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания.
МВД России обязано предоставлять полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальному (специальному) представителю Правительства Российской Федерации необходимую информацию, касающуюся законопроектов и поправок к ним, и согласовывать позицию МВД России на основании позиции Правительства Российской Федерации по указанному вопросу.
Порядок подготовки проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты
134. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты осуществляется в МВД России с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, как правило, в 20-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. Если Государственной Думой и (или) Правительством Российской Федерации определен меньший срок, в МВД России организуется оперативная подготовка соответствующих проектов в установленный срок.
При невозможности представления в указанный срок проекта заключения или официального отзыва на законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации структурным подразделением МВД России - головного исполнителя подготовки заключения или официального отзыва на законопроект обеспечивает согласование с субъектом права законодательной инициативы продление срока, но не более чем на 30 дней, и письменное информирование Правительства Российской Федерации о достигнутом согласии.
При невозможности представления в указанный срок проекта официального отзыва на законопроект, поступивший из Государственной Думы, за исключением официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, структурным подразделением МВД России - головного исполнителя подготовки официального отзыва на законопроект обеспечивает согласование с соответствующим Комитетом Государственной Думы продление срока, но не более чем на 30 дней, и письменное информирование Правительства Российской Федерации о достигнутом согласии.
В случае если в указанный срок проект заключения или официального отзыва на законопроект в Правительство Российской Федерации не представлен, структурным подразделением МВД России - головного исполнителя подготовки заключения или официального отзыва на законопроект обеспечивается подготовка доклада в Правительство Российской Федерации о причинах несоблюдения установленного срока.
135. Поступившие на заключение в МВД России законопроекты направляются на рассмотрение статс-секретарю - заместителю Министра, иным заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), ДПД МВД России, начальникам соответствующих структурных подразделений МВД России и иным должностным лицам, определенным Министром, в сроки, указанные в пункте 92 Регламента.
Структурными подразделениями МВД России, в том числе ДПД МВД России документы готовятся на бумажном носителе или в форме электронных документов, визируются начальниками этих подразделений, ДПД МВД России, подписываются Министром или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей) и направляются головному исполнителю в 15-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации (если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации). Подписание электронного документа осуществляется Министром или его заместителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Проекты заключений, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, согласовываются в порядке, установленном для согласования проектов актов Правительства Российской Федерации.
136. Начальник структурного подразделения МВД России - головного исполнителя подготовки проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект, ДПД МВД России не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства Российской Федерации срока обеспечивают подготовку соответствующего проекта, его согласование (визирование) структурными подразделениями МВД России, ДПД МВД России, иными должностными лицами, определенными Министром, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей)*(57), и представляет проект статс-секретарю - заместителю Министра или Министру (лицу, исполняющему его обязанности) для последующего направления в Правительство Российской Федерации в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.
137. Поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации законопроекты с запросом о представлении проектов отзывов, замечаний и предложений для подготовки проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации направляются статс-секретарю - заместителю Министра, иным заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), в ДПД МВД России, начальникам структурных подразделений МВД России и иным должностным лицам, определенным Министром.
138. Принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты, поступившие в МВД России в установленном порядке из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются статс-секретарю - заместителю Министра, иным заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), в ДПД МВД России, начальникам структурных подразделений МВД России и иным должностным лицам, определенным Министром, для подготовки поправок или иных предложений.
Начальник структурного подразделения МВД России - головного исполнителя, ДПД МВД России обеспечивают подготовку, согласование и представление в порядке, установленном для внесения актов, статс-секретарю - заместителю Министра или Министру (лицу, исполняющему его обязанности) для последующего направления в Правительство Российской Федерации в установленный срок проекта поправок или официального отзыва, а в случае нецелесообразности направления поправок к принятому в первом чтении законопроекту - соответствующих предложений.
139. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты с приложением поступивших от субъектов права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство Российской Федерации статс-секретарем - заместителем Министра или Министром (лицом, исполняющим его обязанности), в установленном Регламентом Правительства Российской Федерации порядке.
В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации неурегулированные разногласия по проектам заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации рассматриваются на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности с участием представителей МВД России и федеральных органов исполнительной власти, с которыми эти разногласия существуют.
Порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
140. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется МВД России по их поручению.
В случае если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его подготовка и согласование осуществляются в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации в отношении исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими документами представляется в Правительство Российской Федерации Министром (лицом, исполняющим его обязанности), в случае если МВД России является головным исполнителем поручения, в указанный в поручении срок.
141. Парламентский запрос к Министру (заместителю Министра) рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный палатой Федерального Собрания срок, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или в письменной форме за подписью должностного лица, которому направлен запрос (лица, исполняющего его обязанности).
Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Министру (заместителю Министра) осуществляется структурным подразделением МВД России, к компетенции которого отнесены сформулированные в запросе вопросы.
Запросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"*(58).
Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в МВД России из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются начальникам структурных подразделений МВД России для рассмотрения и подготовки ответа.
Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается за подписью Министра или его заместителя в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации.
При поступлении депутатского запроса, обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в МВД России по вопросам, связанным с его деятельностью, ответ (с предоставлением запрашиваемых документов или сведений) за подписью Министра (заместителя Министра) дается не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации, если иное не предусмотрено поручением Министра (заместителя Министра). При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной тайне.
142. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в МВД России из Аппарата Правительства Российской Федерации или непосредственно к Министру, направляются начальникам соответствующих структурных подразделений МВД России.
О результатах рассмотрения обращений Министр (заместитель Министра), а также уполномоченные начальники структурных подразделений МВД России сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства Российской Федерации (полномочному представителю Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания).
VIII. Организация деятельности территориальных органов МВД России
143. Территориальные органы МВД России образуются Министром в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для осуществления полномочий МВД России на определенной территории в соответствии с утвержденной Министром в установленном порядке схемой размещения территориальных органов МВД России.
Территориальными органами МВД России являются:
а) на окружном уровне - Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;
г) на районном уровне - управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе "Байконур"*(59).
Подчиненность территориальных органов МВД России определяется Министром*(60).
144. Территориальный орган МВД России осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами МВД России, а также положением о территориальном органе МВД России.
145. В типовых положениях о территориальных органах МВД России, утверждаемых Министром (за исключением типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации), определяются типовые правила:
осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также обеспечения применения мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;
осуществления полномочий руководителя (начальника) территориального органа МВД России.