Таблица 14 - Технические требования к ровингам из базальтовых нитей
Параметр | Значение |
Удельная разрывная нагрузка, МН/текс для ровинга сдиаметром элементарного волокна, не менее | |
9 мкм | 320 (32) |
12 мкм | 250 (25) |
Допускаемое отклонение по линейной плотности, %(среднее значение, отнесенное к номинальному), неменее | 15 |
Влажность, %, не более | 1,0 |
Содержание веществ, удаляемых при прокаливании, %: | |
замасливатель «парафиновая эмульсия» | от 1,1 до 1,9 |
замасливатель «4Э», не менее | 0,5 |
Масса упаковки | по согласованию спотребителем |
П р и м е ч а н и е - Текс - единица линейной плотности волокон
9.10.Фиброволокна не применяются для решения проблем разрушения дорожного покрытия. Оно не способно прекратить процесс разрушения, а может только скрыть его видимые признаки. Сначала исключают причину разрушения и только затем используют шероховатые поверхностные слои с применением фиброволокон.
9.11 Выбор типа фиброволокна для конкретного применения зависит от ряда факторов. Например, армированные системы со стеклофиброй подходят для дорожных покрытий с низкой или средней интенсивностью движения. При высокой интенсивности движения лучше применять углеродные фиброволокна. Интенсивность и скорость движения транспорта в первые две недели приживаемости покрытия для предотвращения риска вырыва щебня и попадания во встречный транспорт ограничивают до 60 км/ч.
9.12.Не рекомендуется применять фиброволокна, не имеющие адгезию с применяемым битумом.
9.13.Рекомендуется применять преднапряженные фиброволокна (например углеродное), как позволяющие обеспечить однородность механических свойств шероховатого поверхностного слоя на всем сроке службы.
9.14.Особая тщательность достигается при равномерном распушении и распределении фиброволокон в смеси или на дорожном покрытии.
9.15 Применение фиброволокон практически не влияет на технологические характеристики процесса производствасмесей или компонентов шероховатого поверхностного слоя, поэтому не требуется вносить какие-либо изменения в обычные методы укладки и уплотнения.
10 Дозирование и введение фиброволокон
10.1. Подбор состава смеси заключается в установлении рационального соотношения между компонентами. Типовое рекомендуемое содержание фиброволокон в смеси составляет от 0,05 до 0,4 % и более от массы смеси. Точная величина расхода фиброволокон устанавливается опытным путем в зависимости от состава минеральной части.
10.2. Рекомендуется увеличивать количество битума, из расчета на одну часть фиброволокон добавляют две части битума. Асфальтобетонную смесь с добавкой фиброволокон приготавливают в асфальтобетонных установках, оборудованных линией подачи и дозирования фиброволокон.
10.3. Погрешность дозирования комплектов при приготовлении смеси не должна превышать (% массы): для щебня, песка, минерального порошка и битума ±1,0%, для добавок фиброволокон ±5,0%.
10.4. Система дозирования фиброволокон может быть объемная или весовая.
10.5. Загрузка фиброволокон в один прием на полный замес асфальтобетонной смеси не допускается. Введение в смесь осуществляют равномерным непрерывным потоком. Постепенное введение осуществляют полумеханизированным способом с использованием вращающихся грохотов, вибросит, с помощью пневматических устройств и т.п.
10.6. Технологический процесс приготовления смеси рекомендуется выполнять в следующем порядке:
- пофракционное дозирование горячих минеральных материалов (щебня и песка), холодного минерального порошка, холодных фиброволокон, горячего битума;
- подача минеральных материалов в мешалку;
- подача минерального порошка и фиброволокон (из одного или двух дозаторов);
- сухое перемешивание минеральных материалов с минеральным порошком и фиброволокнами (от 15 до 20 с);
- подача битума в мешалку и мокрое перемешивание минеральных материалов с битумом (от 20 до 30 с);
- выгрузка готовой смеси в накопительный бункер или кузов автомобиля-самосвала.
10.7. Температура нагрева минеральных материалов рекомендуется устанавливать от 170°С до 180°С, т.е. на 10-20°С меньше, чем при приготовлении по ГОСТ 9128.
10.8. Рекомендуется использовать следующие способы введения фиброволокон в смесь:
1.Вдуванием предварительно вспушенных фиброволокон в «сухой» замес до введения вяжущего. Длина фиброволокон может быть более 10 мм.
2.Вдуванием вспушенных фиброволокон в «мокрый» замес.
3.Введение фиброволокон через бункер подачи минеральных материалов. При этом способе используются фиброволокна длиной нарезки от 6 до 10 мм. При большей длине нарезки возникает опасность образования комьев и сгустков фиброволокон в смеси. Для равномерного распределения фиброволокон в смеси необходимо увеличивать время перемешивания замеса на 10-40 с.
4.Введение фиброволокон через систему подачи минерального порошка. Этот метод применим при содержании минерального порошка более 5 %, а фиброволокна используются длиной нарезки от 6 до 10 мм. На АБЗ, в которых минеральный порошок технологически объединяется с «пылью уноса» для использования в составе смеси, этот способ не используется.
10.9. Минимальное время перемешивания компонентов смеси зависит от конструкции АБЗ и для смеси без фиброволокон ориентировочно составляет:
- сухое смешивание 15 с;
- мокрое смешивание 45 с.
10.10. При приготовлении смесей с фиброволокнами, в зависимости от способа внесения, рекомендуемое время перемешивания составляет:
1) при вдувании вспушенных фиброволокон в «сухой» замес:
- сухое смешивание при вдувании вспушенных фиброволокон 40 с;
- мокрое перемешивание 45 с.
2) при вдувании вспушенных фиброволокон в «мокрый» замес:
- сухое смешивание 15 с;
- мокрое перемешивание 75 с; включая внесение битума 15 с;
- вдувание фиброволокна 40 с;
- перемешивание 20 с.
10.11. Время перемешивания компонентов необходимо уточнять при выпуске пробных замесов.
10.12 В схеме автоматического дозирования рекомендуется последовательно располагать емкость для хранения фиброволокон с заслонкой (клапаном), весы, емкость для дозирования с датчиком наполнения и заслонкой (клапаном), емкость для вспушивания фиброволокон с вентилями и манометрами для регулирования скорости воздушного потока и устройством вспушивания фиброволокон. В емкости для вспушивания фиброволокон рекомендуется предусмотреть отверстие для ручного внесения фиброволокон и необходимых добавок.
11 Контроль качества при устройстве поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон
11.1 Контроль качества работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон должно соответствовать настоящим методическим рекомендациям и [10] и состоять в систематической проверке качества применяемых дорожных материалов, приготовления смесей, введения фиброволокон, соблюдении технологии производства работ.
11.1.1. В процессе производства работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон осуществляется операционный контроль процессов приготовления и укладки материалов в поверхностный слой.
11.1.2. При устройстве шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон контролируемые параметры, частота их определения и допустимые отклонения от нормативных значений регламентируются [9].
11.1.3. После уплотнения покрытия осуществляется операционный контроль параметров шероховатости не менее чем в трех местах (по выбору производителя работ) на 100 п.м устроенного слоя (25-30 определений на 1 км). По методике, приведенной в Приложении А, определяются параметры макрошероховатости на соответствие проектным.
11.2. В процессе устройства шероховатых поверхностных слоев особое внимание рекомендуется уделять тщательности сопряжения технологических швов и однородности структуры макрошероховатости поверхности. Рекомендуется предупреждать появление пятен переизбытка вяжущего, «тощих» обедненных участков и пропусков в устроенном слое.
11.3. На этапе ухода за устроенным слоем определяется степень приживаемости элементов шероховатых поверхностных слоев к поверхности обрабатываемого слоя, которую по площади рекомендуется доводить до 100 %, а по объему материала до 95 %. Контролируются проходы грузовых автомобилей и их скорость в течение первых трех-четырех суток после устройства шероховатого слоя.
11.4. Приемочный контроль качества шероховатых поверхностных слоев осуществляется по [10] после завершения их формирования через 14 суток. Определение и расчет параметров макрошероховатости осуществляется по Приложению А.
Разрешается осуществлять приемку отдельными участками, расположение и протяжение которых устанавливается Заказчиком по согласованию со строительной организацией.
11.5. Согласно [10] при приемке шероховатых поверхностных слоев в эксплуатацию оценивают коэффициент сцепления (ГОСТ 30413) базовым прибором ПКРС-2 или другими приборами, показания которых коррелируются базовым прибором. Значения измеренного коэффициента сцепления должны быть не ниже значений, указанных в проекте.
11.6. Согласно [10] при приемке объекта в эксплуатацию допускается косвенно оценивать шероховатость методом «песчаного пятна». При приемке выполненных работ, значения средней глубины впадин шероховатости в зависимости от коэффициента сцепления при приемке выполненных работ должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.
Таблица 15 - Контролируемые значения средней глубины впадин шероховатости в зависимости от коэффициента сцепления
Коэффициент сцепления | Минимальное значение средней глубины впадин шероховатости по методу «песчаное пятно», мм |
от 0,28 до 0,3 | 1,0 |
0,35 | 1,8 |
11.7. Для определения параметров шероховатости могут использоваться другие методы и приборы или по прямым измерениям в соответствии с п. 11.12 и приложением А.
11.8. Оценка качества шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон поверхностью осуществляется путем сопоставления проектных и измеренных параметров шероховатости. Приемка работ производится при соответствии параметров шероховатости и коэффициента сцепления проекту.
11.9. Оценку качества шероховатых поверхностных слоев производят в период сдачи вновь построенных автомобильных дорог в эксплуатацию и после проведения ремонтных работ в процессе эксплуатации дороги. На эксплуатируемых дорогах не реже чем один раз в три года оценивают изменения параметров шероховатости и коэффициента сцепления во времени с целью своевременного установления запредельного уровня (таблица 1), по достижении которого необходимы срочные мероприятия по восстановлению шероховатой поверхности дорожного покрытия.
11.10. На эксплуатируемых автомобильных дорогах на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий контроль шероховатости и коэффициента сцепления следует производить более часто.
11.11. В каждом автомобиле с асфальтобетонной смесью, прибывающем к месту укладки, контролируют температуру смеси. Толщину укладываемого слоя проверяют щупом с делениями, а величину продольного и поперечного уклонов и ровность покрытия - шаблоном.