ОДМ 218.3.054-2015 Устройство поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон стр. 6

Таблица 14 - Технические требования к ровингам из базальтовых нитей
ПараметрЗначение
Удельная разрывная нагрузка, МН/текс для ровинга сдиаметром элементарного волокна, не менее
9 мкм320 (32)
12 мкм250 (25)
Допускаемое отклонение по линейной плотности, %(среднее значение, отнесенное к номинальному), неменее15
Влажность, %, не более1,0
Содержание веществ, удаляемых при прокаливании, %:
замасливатель «парафиновая эмульсия»от 1,1 до 1,9
замасливатель «4Э», не менее0,5
Масса упаковкипо согласованию спотребителем
П р и м е ч а н и е - Текс - единица линейной плотности волокон
9.10.Фиброволокна не применяются для решения проблем разрушения дорожного покрытия. Оно не способно прекратить процесс разрушения, а может только скрыть его видимые признаки. Сначала исключают причину разрушения и только затем используют шероховатые поверхностные слои с применением фиброволокон.
9.11 Выбор типа фиброволокна для конкретного применения зависит от ряда факторов. Например, армированные системы со стеклофиброй подходят для дорожных покрытий с низкой или средней интенсивностью движения. При высокой интенсивности движения лучше применять углеродные фиброволокна. Интенсивность и скорость движения транспорта в первые две недели приживаемости покрытия для предотвращения риска вырыва щебня и попадания во встречный транспорт ограничивают до 60 км/ч.
9.12.Не рекомендуется применять фиброволокна, не имеющие адгезию с применяемым битумом.
9.13.Рекомендуется применять преднапряженные фиброволокна (например углеродное), как позволяющие обеспечить однородность механических свойств шероховатого поверхностного слоя на всем сроке службы.
9.14.Особая тщательность достигается при равномерном распушении и распределении фиброволокон в смеси или на дорожном покрытии.
9.15 Применение фиброволокон практически не влияет на технологические характеристики процесса производствасмесей или компонентов шероховатого поверхностного слоя, поэтому не требуется вносить какие-либо изменения в обычные методы укладки и уплотнения.

10 Дозирование и введение фиброволокон

10.1. Подбор состава смеси заключается в установлении рационального соотношения между компонентами. Типовое рекомендуемое содержание фиброволокон в смеси составляет от 0,05 до 0,4 % и более от массы смеси. Точная величина расхода фиброволокон устанавливается опытным путем в зависимости от состава минеральной части.
10.2. Рекомендуется увеличивать количество битума, из расчета на одну часть фиброволокон добавляют две части битума. Асфальтобетонную смесь с добавкой фиброволокон приготавливают в асфальтобетонных установках, оборудованных линией подачи и дозирования фиброволокон.
10.3. Погрешность дозирования комплектов при приготовлении смеси не должна превышать (% массы): для щебня, песка, минерального порошка и битума ±1,0%, для добавок фиброволокон ±5,0%.
10.4. Система дозирования фиброволокон может быть объемная или весовая.
10.5. Загрузка фиброволокон в один прием на полный замес асфальтобетонной смеси не допускается. Введение в смесь осуществляют равномерным непрерывным потоком. Постепенное введение осуществляют полумеханизированным способом с использованием вращающихся грохотов, вибросит, с помощью пневматических устройств и т.п.
10.6. Технологический процесс приготовления смеси рекомендуется выполнять в следующем порядке:
  • пофракционное дозирование горячих минеральных материалов (щебня и песка), холодного минерального порошка, холодных фиброволокон, горячего битума;
  • подача минеральных материалов в мешалку;
  • подача минерального порошка и фиброволокон (из одного или двух дозаторов);
  • сухое перемешивание минеральных материалов с минеральным порошком и фиброволокнами (от 15 до 20 с);
  • подача битума в мешалку и мокрое перемешивание минеральных материалов с битумом (от 20 до 30 с);
  • выгрузка готовой смеси в накопительный бункер или кузов автомобиля-самосвала.
10.7. Температура нагрева минеральных материалов рекомендуется устанавливать от 170°С до 180°С, т.е. на 10-20°С меньше, чем при приготовлении по ГОСТ 9128.
10.8. Рекомендуется использовать следующие способы введения фиброволокон в смесь:
1.Вдуванием предварительно вспушенных фиброволокон в «сухой» замес до введения вяжущего. Длина фиброволокон может быть более 10 мм.
2.Вдуванием вспушенных фиброволокон в «мокрый» замес.
3.Введение фиброволокон через бункер подачи минеральных материалов. При этом способе используются фиброволокна длиной нарезки от 6 до 10 мм. При большей длине нарезки возникает опасность образования комьев и сгустков фиброволокон в смеси. Для равномерного распределения фиброволокон в смеси необходимо увеличивать время перемешивания замеса на 10-40 с.
4.Введение фиброволокон через систему подачи минерального порошка. Этот метод применим при содержании минерального порошка более 5 %, а фиброволокна используются длиной нарезки от 6 до 10 мм. На АБЗ, в которых минеральный порошок технологически объединяется с «пылью уноса» для использования в составе смеси, этот способ не используется.
10.9. Минимальное время перемешивания компонентов смеси зависит от конструкции АБЗ и для смеси без фиброволокон ориентировочно составляет:
    • сухое смешивание 15 с;
    • мокрое смешивание 45 с.
10.10. При приготовлении смесей с фиброволокнами, в зависимости от способа внесения, рекомендуемое время перемешивания составляет:
1) при вдувании вспушенных фиброволокон в «сухой» замес:
    • сухое смешивание при вдувании вспушенных фиброволокон 40 с;
    • мокрое перемешивание 45 с.
2) при вдувании вспушенных фиброволокон в «мокрый» замес:
  • сухое смешивание 15 с;
  • мокрое перемешивание 75 с; включая внесение битума 15 с;
  • вдувание фиброволокна 40 с;
  • перемешивание 20 с.
10.11. Время перемешивания компонентов необходимо уточнять при выпуске пробных замесов.
10.12 В схеме автоматического дозирования рекомендуется последовательно располагать емкость для хранения фиброволокон с заслонкой (клапаном), весы, емкость для дозирования с датчиком наполнения и заслонкой (клапаном), емкость для вспушивания фиброволокон с вентилями и манометрами для регулирования скорости воздушного потока и устройством вспушивания фиброволокон. В емкости для вспушивания фиброволокон рекомендуется предусмотреть отверстие для ручного внесения фиброволокон и необходимых добавок.

11 Контроль качества при устройстве поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон

11.1 Контроль качества работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон должно соответствовать настоящим методическим рекомендациям и [10] и состоять в систематической проверке качества применяемых дорожных материалов, приготовления смесей, введения фиброволокон, соблюдении технологии производства работ.
11.1.1. В процессе производства работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон осуществляется операционный контроль процессов приготовления и укладки материалов в поверхностный слой.
11.1.2. При устройстве шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон контролируемые параметры, частота их определения и допустимые отклонения от нормативных значений регламентируются [9].
11.1.3. После уплотнения покрытия осуществляется операционный контроль параметров шероховатости не менее чем в трех местах (по выбору производителя работ) на 100 п.м устроенного слоя (25-30 определений на 1 км). По методике, приведенной в Приложении А, определяются параметры макрошероховатости на соответствие проектным.
11.2. В процессе устройства шероховатых поверхностных слоев особое внимание рекомендуется уделять тщательности сопряжения технологических швов и однородности структуры макрошероховатости поверхности. Рекомендуется предупреждать появление пятен переизбытка вяжущего, «тощих» обедненных участков и пропусков в устроенном слое.
11.3. На этапе ухода за устроенным слоем определяется степень приживаемости элементов шероховатых поверхностных слоев к поверхности обрабатываемого слоя, которую по площади рекомендуется доводить до 100 %, а по объему материала до 95 %. Контролируются проходы грузовых автомобилей и их скорость в течение первых трех-четырех суток после устройства шероховатого слоя.
11.4. Приемочный контроль качества шероховатых поверхностных слоев осуществляется по [10] после завершения их формирования через 14 суток. Определение и расчет параметров макрошероховатости осуществляется по Приложению А.
Разрешается осуществлять приемку отдельными участками, расположение и протяжение которых устанавливается Заказчиком по согласованию со строительной организацией.
11.5. Согласно [10] при приемке шероховатых поверхностных слоев в эксплуатацию оценивают коэффициент сцепления (ГОСТ 30413) базовым прибором ПКРС-2 или другими приборами, показания которых коррелируются базовым прибором. Значения измеренного коэффициента сцепления должны быть не ниже значений, указанных в проекте.
11.6. Согласно [10] при приемке объекта в эксплуатацию допускается косвенно оценивать шероховатость методом «песчаного пятна». При приемке выполненных работ, значения средней глубины впадин шероховатости в зависимости от коэффициента сцепления при приемке выполненных работ должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.
Таблица 15 - Контролируемые значения средней глубины впадин шероховатости в зависимости от коэффициента сцепления
Коэффициент сцепления
Минимальное значение средней глубины впадин
шероховатости по методу «песчаное пятно», мм
от 0,28 до 0,3
1,0
0,35
1,8
11.7. Для определения параметров шероховатости могут использоваться другие методы и приборы или по прямым измерениям в соответствии с п. 11.12 и приложением А.
11.8. Оценка качества шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон поверхностью осуществляется путем сопоставления проектных и измеренных параметров шероховатости. Приемка работ производится при соответствии параметров шероховатости и коэффициента сцепления проекту.
11.9. Оценку качества шероховатых поверхностных слоев производят в период сдачи вновь построенных автомобильных дорог в эксплуатацию и после проведения ремонтных работ в процессе эксплуатации дороги. На эксплуатируемых дорогах не реже чем один раз в три года оценивают изменения параметров шероховатости и коэффициента сцепления во времени с целью своевременного установления запредельного уровня (таблица 1), по достижении которого необходимы срочные мероприятия по восстановлению шероховатой поверхности дорожного покрытия.
11.10. На эксплуатируемых автомобильных дорогах на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий контроль шероховатости и коэффициента сцепления следует производить более часто.
11.11. В каждом автомобиле с асфальтобетонной смесью, прибывающем к месту укладки, контролируют температуру смеси. Толщину укладываемого слоя проверяют щупом с делениями, а величину продольного и поперечного уклонов и ровность покрытия - шаблоном.