6.5.11. Нанесение материала заполнения горячего применения, разогретого до рабочей температуры, определяемой согласно инструкции изготовителя, необходимо осуществлять с использованием специализированных заливщиков или ручных аппликаторов.
6.5.11.1. Не рекомендуется проводить повторную доливку материала заполнения горячего применения после температурной усадки мастики.
6.5.11.2. Проливы материала заполнения на покрытие проезжей части не допускаются.
6.5.11.3. Приготовленный материал заполнения должен быть израсходован в течение срока жизнеспособности, указанного в документе качества (паспорте).
6.5.12. Обработка поверхности уложенного материала заполнения горячего применения, заключается в удалении излишков материала и присыпке поверхности в соответствии с пунктом 6.5.13.
6.5.13. При нанесении материала заполнения горячего применения при температуре воздуха более 25°С герметизированные швы следует присыпать молотым доломитом по ГОСТ 23672, мелом, тальком, дробленой резиной по ГОСТ 8407 или другими тонкодисперсными инертными материалами.
6.5.14. Движение автомобильного транспорта по покрытию без рабочих мостиков по 5.1.6 разрешается в зависимости от условий формирования герметизирующих материалов, но не раньше чем через 24 часа после укладки материала заполнения [4].
6.6. Технология устройства конструкций деформационных швов перекрытого типа
6.6.1. Работы по выставлению конструкции деформационного шва в проектное положение для железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений, а также устоев, должны выполняться в следующем порядке:
6.6.1.1. Работы начинают со стропования и перемещения полностью собранной конструкции деформационного шва при помощи грузоподъемного оборудования в штрабу деформационного шва.
Для конструкций деформационных швов, рассчитанных на большие перемещения, ввиду их значительного веса целесообразно использование траверс.
Работы выполняют в соответствии с проектом производства крановых работ.
6.6.1.2. Конструкцию деформационного шва при помощи грузоподъемного оборудования помещают в штрабу и удерживают в подвешенном состоянии на всем протяжении работ по выставлению ее в проектное положение.
6.6.1.3. Производят выставление конструкции деформационного шва в проектное положение путем регулирования высотного и планового положения конструкции и фиксации полученного положения при помощи деревянных подкладок под анкерные элементы и клиньев, забиваемых между анкерными элементами и бетоном штрабы.
6.6.1.4. Допускается в небольших пределах подгибать без применения нагрева арматурные выпуски пролетного строения с тем, чтобы обеспечить правильное проектное положение конструкции деформационного шва и контакт между анкерными элементами и арматурой пролетного строения для последующей сварки.
6.6.1.5. Для точного выставления конструкции деформационного шва, рассчитанной на большие перемещения, в проектное положение рекомендуется также использование малогабаритных домкратов.
6.6.1.6. После установки конструкции деформационного шва в проектное положение, производят сварку на прихватках половины (но не менее трети) всех анкерных элементов и арматуры пролетного строения с обеих сторон штрабы и с равномерным шагом по длине
П р и м е ч а н и е - рекомендуется приваривать каждый первый или каждый второй по счету анкерный элемент.
6.6.1.7. После выполнения геодезического контроля по 7.3.7 производят сварку всех подлежащих соединению анкерных элементов и арматуры пролетного строения и ослабляют фиксаторы зазора.
6.6.1.8. Соединение анкерных элементов конструкции деформационного шва с арматурой пролетных строений (устоя) должно производиться путем ручной дуговой сварки по ГОСТ 14098.
Соединение с применением вязальной проволоки не допускается.
6.6.1.9. После окончания работ по выставлению в проектное положение, деревянные клинья и подкладки выбивают и убирают из штрабы, конструкцию деформационного шва расстроповывают и фиксаторы зазора демонтируют.
П р и м е ч а н и е – Работы, описанные в пунктах 6.6.1.6 – 6.6.1.9 вплоть до момента ослабления (демонтажа) фиксаторов зазора должны выполняться в максимально кратчайший срок и в период времени с наибольшей стабильностью температуры пролетных строений при отсутствии их прямого нагрева солнцем.
6.6.2. Работы по выставлению конструкции деформационного шва в проектное положение также могут быть выполнены с применением монтажных рам (рисунок 6.2). Порядок работ при этом принципиально не отличается от описанного в пункте 6.6.1.
П р и м е ч а н и е – Монтажные рамы должны быть рассчитаны на этапе разработки проекта производства работ с учетом нагрузки от веса конструкции деформационного шва. Кроме того, определяется количество и шаг расстановки монтажных рам вдоль оси деформационного шва. Монтажные рамы могут выполнять одновременно и функцию фиксаторов зазора.
6.6.3. Порядок выставления конструкции деформационного шва в проектное положение для металлических мостов с ортотропной плитой проезжей части аналогично описанному в пункте 6.6.1 с тем отличием, что для корректировки положения конструкции деформационного шва при выявлении отклонений от проектных значений используются металлические подкладки. Подкладки выбирают шириной, большей ширины поверхности опирания окаймления на величину припуска, назначаемого из условия размещения сварных швов, но не менее 15 мм. Подкладки устанавливают на прихватках на всю длину деформационного шва и впоследствии сваривают сплошным швом с окаймлением и ортотропной плитой.


1 – пролетное строение; 2 – одежда мостового полотна; 3 – деревянный клин; 4 – деревянная подкладка; 5 – анкерный элемент; 6 – монтажная рама; 7 – конструкция деформационного шва
Рисунок 6.2 – Установка конструкции деформационного шва с применением монтажных рам
6.6.4. До начала работ по омоноличиванию конструкций деформационных швов, в штрабе должно быть установлено поперечное армирование плиты проезжей части согласно проектной документации, если армирование частично разбиралось для установки конструкции деформационного шва либо не было установлено ранее.
6.6.5. До омоноличивания в окаймлениях с шагом от 1,5 м до2,0 м должны быть просверлены отверстия для выхода воздуха при бетонировании, если они не предусмотрены конструкцией деформационного шва (рисунок 6.3).
Диаметр отверстий назначается исходя из диаметра штуцера имеющейся инъекционной установки для случая, если потребуется инъецирование раствора при обнаружении неплотностей после бетонирования.
6.6.6. Опалубка, устанавливаемая со стороны деформационного зазора, должна быть надежно закреплена с помощью тяжей или враспор.
Если используется раскрепление опалубки враспор, должны быть предприняты меры для предотвращения ослабления (увеличения) усилия распора вследствие перемещений торцов пролетных строений от температуры, например, путем установки резиновых прокладок между опалубкой и распорками, как показано на рисунке 6.4.
В качестве альтернативы, в деформационном шве может быть размещена опалубка из пенопласта.
Требования к опалубке приведены в 6.1.7.

Рисунок 6.3 – Выполнение отверстий в окаймлении


1 – пролетное строение; 2 – арматура пролетного строения; 3 – окаймление; 4 – опалубка; 5 – упругая прокладка; 6 – распорка.
Рисунок 6.4 – Установка опалубки со стороны деформационного шва:
6.6.7. Перед бетонированием поверхности штрабы должны быть подготовлены в соответствии с 5.1.15.
6.6.8. При бетонировании рекомендуется использовать самоуплотняемые бетонные смеси по 4.4.3.
В других случаях для уплотнения бетона используют ручные вибраторы. При вибрировании необходимо особо следить за равномерным распределением бетона под окаймлениями и коробами с целью недопущения образования пустот. Для контроля используются отверстия в окаймлениях (см. 6.6.4).
Укладку бетона следует производить горизонтальными слоями толщиной 200-300 мм одновременно по обе стороны конструкции деформационного шва примерно одинаковым количеством бетонной смеси, не допуская перегрузки весом бетона только одной стороны штрабы
6.6.9. После окончания бетонирования штрабы должен быть выполнен геодезический контроль положения конструкции деформационного шва по 7.3.8.
6.6.10. Демонтаж опалубки производится после набора бетоном омоноличивания прочности не менее указанной в 7.3.11.
6.6.11. Установка водоотводных лотков производится с соблюдением уклона не менее 5%.
6.6.12. Водоотводные лотки должны монтироваться в направлении вдоль деформационного шва от одного края пролетного строения к другому.
Не рекомендуется начинать монтаж от оси пролетного строения к краям или от краев – к оси пролетного строения.