Перед приемкой установленных конструкций деформационных швов необходимо убедиться, что опалубка, располагавшаяся в зазоре между пролетными строениями мостового сооружения, полностью демонтирована.
6.1.8. Стык гидроизоляции проезжей части и тротуаров с конструкцией деформационного шва не должен пропускать воду. Герметизация должна выполняться в соответствии с проектной документацией.
6.1.9. Стыки между бетонными, асфальтобетонными и металлическими конструкциями со стороны поверхности проезжей части должны быть загерметизированы в соответствии с 6.1.9.1 - 6.1.9.3.
6.1.9.1. Вдоль линии контакта участков разнородными материалами нарезчиком швов с алмазным отрезным диском выполняют технологический зазор шириной от 10 до 15 мм (до 30 мм на стыке с покрытием из литого асфальтобетона). При этом следует контролировать глубину погружения отрезного диска, чтобы не повредить нижележащие конструкции.
Характеристики отрезного диска подбираются исходя из свойств обрабатываемого материала. Рекомендуется выполнять сухую резку.
6.1.9.2. Зазор заполняют мастикой (герметиком), удовлетворяющей требованиям 4.1 в соответствии с технологией, описанной в 6.5.11-6.5.14 для материалов заполнения конструкций деформационных швов.
6.1.9.3. Работы по нарезке швов и их последующей герметизации начинают в зависимости от обрабатываемого материала
- после набора бетоном омоноличивания (прилива) достаточной прочности в соответствии с требованием 7.3.11;
- после остывания уложенного покрытия проезжей части до температуры прилегающих конструкций (но не ранее чем через 3 часа после окончания укладки покрытия).
6.1.10. На пролетных строениях с металлической ортотропной плитой проезжей части при устройстве мостового полотна на металлические элементы конструкции деформационного шва, контактирующие с покрытием, наносят защитно-сцепляющий слой в порядке, аналогичном принятому для устройства защитно-сцепляющего слоя ортотропной плиты на всем пролетном строении.
6.1.11. Все работы должны выполняться в соответствии со СНиП 12- 03 и СНиП 12-04. По окончании работ, место их проведения должно быть очищено, инструмент и оборудование убраны, материалы и конструкции, оставшиеся после монтажа, должны быть перемещены в места постоянного складирования.
6.2. Технология устройства конструкций деформационных швов закрытого типа с опорной пластиной
6.2.1. Слой гидроизоляции на поверхностях пролетных строений в области устройства конструкции деформационного шва укладывают одновременно со слоем гидроизоляции одежды мостового полотна с соблюдением требований 5.1.16.
6.2.2. На поверхности пролетного строения симметрично от оси деформационного шва размечают линии для укладки элементов опорных пластин по натянутой нити, руководствуясь вынесенными маркерами оси (пункт 5.2.4). Расстояние между натянутыми нитями должно быть равно ширине опорной пластины.
6.2.3. Металлические опорные пластины устанавливают без промежутков, между ними не должно быть перекосов и перепадов по высоте относительно друг друга.
6.2.4. При устройстве конструкции одежды мостового полотна с защитным слоем в соответствии с 5.3.3, необходимо предусмотреть разрыв защитного слоя шириной 20 мм над деформационным швом.
Разрыв необходимо заполнить битумно-полимерной мастикой по ГОСТ 30740, разогретой предварительно до рабочей температуры в соответствии с инструкцией производителя.
6.2.5. В случае если проектом предусмотрено устройство выполненного из геосетки армирующего слоя в зоне конструкции деформационного шва, работы по армированию производятся с соблюдением следующей последовательности:
- выполняют подготовку основания геосетки следующим образом: а)очищают основание от грязи (при необходимости);
б)обеспыливают основание сжатым воздухом;
в) размечают место укладки армирующего слоя из геосетки (шире полосы геосетки на 0,15 м);
- выполняют подгрунтовку. Розлив вяжущего производят из расчета от 0,6 до 0,8 л/м2;
- корректируют в процессе выполнения работ расход вяжущего с обеспечением равномерности распределения по площади основания (отсутствие «дорожек»). При повышенной шероховатости поверхности основания или неполном устранении мелких дефектов расход на первом этапе подгрунтовки может быть увеличен на величину от 0,1 до 0,2 л/м2.
- ширина распределения вяжущего должна на 0,15 м превышать ширину укладки геосетки с каждой стороны полосы;
- делают технологический перерыв продолжительностью от 1,0 до 2,0 ч. Признаком достаточной продолжительности перерыва является изменение цвета эмульсии с коричневого на черный;
- выполняют укладку геосетки с перекрытием полотен и креплением к нижнему слою покрытия дюбель-гвоздями со стальными шайбами. Рулон геосетки заданной проектом ширины следует раскатывать с небольшим продольным натяжением полотна, прижимая грубой щеткой. Полотно должно быть прикреплено к поверхности основания в поперечном и продольном направлениях при помощи строительного пистолета. Шаг дюбелей должен назначаться от 1,0 до 1,5 м;
- выполняют повторную подгрунтовку с расходом 0,4 л/м2 после крепления геосетки;
- до укладки верхнего асфальтобетонного покрытия предусматривают технологический перерыв продолжительностью в 2-3 часа.
6.2.6. Прорезь в асфальтобетонном покрытии устраивают согласно
после укладки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия одежды мостового полотна при помощи нарезчика швов и заполняют ее битумно- полимерной мастикой по ГОСТ 30740.
6.2.7 Устройство прорези в асфальтобетонном покрытии выполняют в следующем порядке:
- после набора асфальтобетонным покрытием необходимой прочности (после остывания покрытия до температуры наружного воздуха, но не ранее, чем через 3 часа после завершения работ по укладке покрытия) по нанесенным предварительно на перила мостового сооружения маркерам размечают линию положения прорези;
- выполняют с помощью нарезчика швов с ручным управлением и отрезными кругами прорезь проектной ширины и глубины. Рекомендуется производить сухую резку. Прорезь должна быть строго параллельна оси конструкции деформационного шва и расположена в зоне деформационного зазора;
- продувают прорезь сжатым воздухом;
- заполняют прорезь горячей битумно-полимерной мастикой по ГОСТ 30740 в соответствии с технологией, приведенной в 6.5.11-6.5.14.
6.3. Технология устройства конструкций деформационных швов закрытого типа с компенсатором
6.3.1. Компенсаторы Типа 1 устанавливают после устройства выравнивающего слоя на плите проезжей части мостового сооружения.
6.3.1.1. Поверхность выравнивающего слоя перед установкой компенсатора в местах контакта с компенсатором подгрунтовывают в соответствии с 5.1.14.
6.3.1.2. Элементы металлического компенсатора устанавливают в проектное положение с помощью киянки по ГОСТ 11775 или подобного ручного инструмента.
Если компенсатор состоит из нескольких элементов, стыкуемых по внахлестку, перекрытие по длине должно составлять не менее 150 мм.
Перекосы и перепады по высоте между элементами не допускаются.
6.3.1.3. Установленный в зазор компенсатор перед его фиксацией необходимо расклинивать деревянными клиньями через каждые 2 м.
6.3.1.4. Компенсатор крепят к выравнивающему слою дюбелями, пристреливаемыми при помощи строительного пистолета с шагом от 200 до 250 мм вдоль оси деформационного шва с обеих сторон от оси.
6.3.2. Компенсаторы Типа 2 устанавливают до омоноличивания концевого участка плиты проезжей части.
6.3.2.1. В отогнутые концы компенсатора устанавливают продольные арматурные стержни гладкого профиля А-I по ГОСТ 5781, которые крепят сваркой или вязальной проволокой по ГОСТ 3282 к арматуре плиты проезжей части.
6.3.2.2. Омоноличивают концевой участок плиты проезжей части с установленным компенсатором и устраивают выравнивающий слой в соответствии с требованиями 5.1.16.
6.3.2.3. Тщательно очищают свободную от бетона поверхность металлического компенсатора с соблюдением условий, приведенных в 5.1.10, и выполняют антикоррозийную защиту путем нанесения битумной мастики (или битумного праймера) в два слоя в соответствии с 5.1.13.
6.3.3. Компенсатор, устраиваемый в тротуаре, расположенном выше уровня мостового полотна, должен закрывать зазор в плите и стенке тротуарного блока одним элементом.
6.3.4. Укладывают слой гидроизоляции на поверхностях плиты проезжей части пролетных строений, включая деформационный шов.
В деформационном зазоре выполняют двухслойный водоотводной лоток из гидроизоляционного материала опусканием петли материала в желоб компенсатора.
6.3.5. Устраивают защитный слой одежды мостового полотна в соответствии с проектом с одновременным устройством зазора в защитном слое бетона шириной, равной ширине деформационного шва.
Зазор образуют при помощи вымоченной в воде закладной доски, устанавливаемой в полость компенсатора на всю длину деформационного шва. Арматурную сетку в защитном слое при этом вручную отгибают.
При выполнении операций следят за сохранностью гидроизоляции, заведенной в компенсатор.
После набора бетоном защитного слоя достаточной прочности согласно требованиям 7.3.11, доску извлекают, поверхность гидроизоляции в компенсаторе тщательно очищают от протечек бетона и цементного молока ручным инструментом и ветошью и заполняют уплотнителем до верха уложенного защитного слоя.
Жгут уплотнителя по 4.1.6 при заполнении должен быть обжат не менее чем на 20% диаметра.
Неплотности между уплотнителем, компенсатором и защитным слоем заполняют полимерно-битумной мастикой с расходом от 1,5 до 2,0 л на метр длины деформационного шва.
Рекомендуется заполнять уплотнителем компенсатор до устройства защитного слоя. В этом случае доску не используют, а для образования зазора в защитном слое поверх уплотнителя устанавливают рейку, вырезанную из пенопласта по ГОСТ 15588, расположенную в пределах толщины защитного слоя. Отметки верха рейки должны соответствовать отметкам верха защитного слоя с учетом необходимых уклонов. Затем устраивают защитный слой, причем пенопластовую рейку после бетонирования оставляют в защитном слое в составе уплотнителя зазора.
6.3.6. Жгут уплотнителя зазора следует заводить в петлю секции компенсатора, находящуюся между тротуарными блоками.
6.3.7. Дальнейшие работы производят согласно пунктам 6.2.5 - 6.2.7.