6.4.1. Конструкцию щебеночно-мастичного деформационного шва устраивают в сухую погоду при температуре летом не ниже 5ºС, а осенью – не ниже 10°С (СП 78.13330).
6.4.2. При необходимости пропуска строительных машин во время производства работ через деформационный шов устраивают специальные рабочие мостики согласно 5.1.6.
6.4.3. Выполняют установку элементов металлических опорных пластин в штрабу по разметке (согласно 5.3.1). При этом производят закрепление опорных пластин дюбель-гвоздями с шайбами на одном из сопрягаемых железобетонных пролетных строений с помощью строительного пистолета, если этого требует конструкция деформационного шва. Опорные пластины с ограничителем перемещений на пролетных строениях не закрепляют.
Металлические опорные пластины устанавливают по длине деформационного шва без промежутков. Между опорными пластинами не должно быть перекосов и перепадов по высоте.
6.4.4. Все поверхности образованной штрабы должны быть зачищены проволочной щеткой, очищены и высушены с помощью горячего воздуха, подаваемого высокотемпературной горелкой по ГОСТ 25696.
Сразу после очистки поверхности стенки штрабы должны быть подгрунтованы разогретым вяжущим. Гидроизоляцию, находящуюся в штрабе, вяжущим покрывать не следует (рисунок 6.1).

1 – конструкция пролетного строения; 2 – гидроизоляция; 3 – нижний слой одежды мостового полотна; 4 – верхний слой одежды мостового полотна; 5 – опорная пластина; 11
– петля рулонной гидроизоляции.
Рисунок 6.1 – Грунтование штрабы вяжущим
6.4.5. Не допускается грунтовать поверхность штрабы битумным праймером и другими материалами, полученными с использованием растворителей.
6.4.6. В штрабу засыпают разогретый до 180 – 195°С кубовидный щебень по 4.2.1. Толщина слоя должна составлять около 20 мм, а длина захватки – не более 2,0 м.
Разогрев щебня производят в перфорированном барабане мешалки с подогревом его высокотемпературной горелкой по ГОСТ 25696 и контролем температуры разогрева.
6.4.7. Горячее вяжущее выливают в штрабу с уложенным щебнем в необходимом соотношении и производят их перемешивание граблями для того, чтобы каждое зерно щебня было покрыто вяжущим и заполнены все промежутки между щебенками.
6.4.8. Повторяя на захватках действия по 6.4.5 и 6.4.7, слоями толщиной около 20 мм (но не более 40 мм) без дополнительного уплотнения заполняют штрабу деформационного шва, не доходя от 20 до 30 мм до верха конструкции, определяемого поверхностью покрытия проезжей части.
Длина захваток не должна превышать 2,0 м.
6.4.9. Начинать укладку следует со стороны проезжей части с наименьшей высотной отметкой поверхности, двигаясь в направлении против направления поперечного уклона проезжей части.
6.4.10. Для обеспечения сцепления слоев щебня между собой и с основанием все операции по очистке штрабы, укладке щебня, заливке вяжущего следует производить без продолжительных перерывов, не более 1,5 часа.
6.4.11. На последнем этапе заполнения штрабы в мешалку с нагретым щебнем заливают разогретое вяжущее по 4.2.2 в количестве, необходимом только для обволакивания зерен щебня, и тщательно перемешивают.
6.4.12. Смесь щебня с вяжущим выгружают на уложенный в штрабу материал заполнения с таким расчетом, чтобы она возвышалась над уровнем поверхности покрытия проезжей части примерно на половину толщины зерна щебня.
6.4.13. Уложенную смесь тщательно уплотняют катком или ручной уплотняющей виброплитой массой не менее 85 кг до тех пор, пока поверхность конструкции деформационного шва не сравняется с поверхностью покрытия проезжей части.
6.4.14. Поверх уплотненного слоя для придания конструкции деформационного шва полной водонепроницаемости устраивают герметизирующий слой. Для этого вдоль продольных границ штрабы деформационного шва, отступив от них наружу 50 мм, наклеивают клейкую ленту (скотч) шириной 50 – 100 мм.
Горячее вяжущее разливают в пределах площади, ограниченной клейкой лентой на захватках длиной до 2,0 м. Его распределяют с помощью гребка поверх уплотненного щебеночно-мастичного материала, заполняя все полости. Таким образом, герметизирующий слой перекрывает плоскости реза.
6.4.15. Поверх герметизирующего слоя на выполненной захватке рассыпают и прикатывают мелкий кубовидный щебень по 4.2.1, образуя шероховатый слой.
6.4.16. Движение транспортных средств через деформационный шов без применения рабочих мостиков следует открывать только после остывания щебеночно-мастичного заполнения до температуры прилегающего покрытия проезжей части.
П р и м е ч а н и е – Если это технологически возможно, рекомендуется открывать движение через одни сутки после устройства конструкции щебеночно-мастичного деформационного шва.
6.4.17. Принудительное охлаждение укладываемой щебеночно- мастичной смеси герметизирующего слоя и готовой конструкции щебеночно- мастичного деформационного шва не допускается.
6.5. Технология устройства конструкций деформационных швов заполненного типа
6.5.1. Металлические компенсаторы устанавливают и крепят до устройства выравнивающего слоя, выполняя эти работы, как правило, в течение одного дня, за исключением конструкции деформационного шва для асфальтобетонных покрытий, изображенного на рисунке Б.5 (Приложение Б), который монтируют после устройства выравнивающего слоя и достижения им достаточной прочности согласно 7.3.11 в порядке, аналогичном технологии устройства компенсатора конструкции деформационного шва закрытого типа, приведенной в 6.3.
6.5.2. Установленный в зазор компенсатор перед его анкеровкой необходимо расклинивать деревянными клиньями через каждые 2 м. В пределах проезжей части компенсатор может состоять из нескольких элементов, стыкуемых внахлестку, с перекрытием не менее 150 мм.
6.5.3. Анкеровку компенсаторов осуществляют в выравнивающем бетонном слое с помощью горизонтальных полос металла, соединенных с продольной арматурой, закрепленной в продольных бетонируемых стыках плиты проезжей части.
6.5.4. Поверхности установленных компенсаторов, кроме участков, соприкасающихся с бетоном или раствором, обрабатывают битумным лаком в два слоя.
6.5.5. Неметаллические компенсаторы необходимо наклеивать на ровную и чистую поверхность выравнивающего слоя. Подготовку поверхности выравнивающего слоя выполняют согласно 5.1.11.
В процессе приклейки кромки компенсаторов необходимо пригружать для обеспечения прилегания кромок к контактной поверхности.
Ширина приклеиваемого участка должна быть не меньше 100 мм. Компенсаторы не должны иметь стыков по длине шва.
6.5.6. Гидроизоляцию необходимо заканчивать на горизонтальной полке компенсатора, если он выполнен без стыков. При наличии стыков гидроизоляцию необходимо заводить в петлю компенсатора.
В местах сопряжения гидроизоляции проезжей части и тротуаров армирующий материал или полотна рулонного гидроизоляционного материала необходимо раскраивать таким образом, чтобы в изоляции не образовывалось складок и наплывов, а места перелома необходимо защищать дополнительным слоем рулонной гидроизоляции по 4.10.
6.5.7. Зазор в толще защитного слоя следует устраивать с помощью закладных досок толщиной не более 40 мм, предварительно вымоченных в воде и извлекаемых после бетонирования.
6.5.8. Петлю компенсатора и зазор в защитном слое следует заполнять уплотнителем зазора не менее чем в два яруса.
Перед укладкой жгутов уплотнителя зазора стенки компенсатора и зазора необходимо промазывать битумной мастикой по 4.1.
6.5.9. Для конструкций деформационных швов, выполняемых при бетонных контактных поверхностях рекомендуется применять адгезионный слой.
6.5.9.1. Работы по нанесению адгезионного слоя в холодном состоянии, а также работы по укладке материала заполнения горячего примнения должны производиться в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С.
6.5.9.2. Состав адгезионного слоя следует наносить в соответствие с требованиями производителя кистью или любым распылителем, обеспечивающим равномерное нанесение слоя на контактные поверхности.
6.5.9.3. Время высыхания адгезионного слоя зависит от погодных условий и устанавливается по отсутствию следов грунтовки на бумаге при прикосновении к огрунтованной поверхности.
6.5.10. После высыхания адгезионного слоя укладывается материал заполнения.
6.5.10.1. Материал заполнения необходимо укладывать в деформационный зазор до упора в уплотнитель зазора без разрывов и наплывов. Материал заполнения укладывают либо шпателем, либо механизировано, с использованием ручных или пневматических шприцев любых марок. После укладки материал необходимо разровнять и придать ему вогнутую поверхность с помощью специальной расшивки (шпателя), смоченной в антиадгезионном растворе.
При достаточно большой ширине деформационного зазора материал заполнения рекомендуется наносить в несколько приемов.
Материал заполнения наносят от краев деформационного шва, двигаясь к середине.
6.5.10.2. Расстояние от поверхности материала заполнения до верха покрытия проезжей части должно соответствовать проектному значению.
6.5.10.3. Ширина полосы контакта наносимого материала заполнения, с каждой из сопрягаемых поверхностей деформационного шва, должна быть не менее 70% от ширины деформационного зазора в момент укладки материала заполнения (установочного размера).