5.1.10.3. Подготовку поверхности проводят в зависимости от исходного состояния поверхности ручным, механизированным способом или способом сухой струйной абразивной обработки.
Механизированную очистку проводят с использованием вращающихся проволочных щеток и различного типа шлифовальных приспособлений. Ручную очистку проводят в местах, недоступных для механизированной очистки с использованием проволочных щеток, шпателей, скребков и абразивных шкурок.
Сухая абразивная струйная очистка выполняется при толщине обрабатываемого металла не менее 3,0 мм по методике, приведенной в ГОСТ
9.402. При этом используют чугунную или стальную дробь по ГОСТ 11964 или шлифовальные материалы по ГОСТ 3647.
Используемый в качестве абразива кварцевый песок ГОСТ 8736 по должен иметь фракцию 0,75-2,0 мм и влажность не более 2%. Рекомендуется использовать горный кварцевый песок.
Сжатый воздух должен соответствовать ГОСТ 9.010 и подаваться под давлением 6,9-8,0 кгс/см2.
5.1.10.4. После механической обработки проводят обеспыливание поверхностей путем обдува поверхности сжатым воздухом по ГОСТ 9.010.
5.1.10.5. Промежуток времени между окончанием подготовки поверхности и нанесением лакокрасочных или гидроизоляционных материалов должен составлять не более 6 часов. На этот период следует обеспечить температуру обработанных конструкций на 3°С выше точки росы и защитить обработанные поверхности от попадания воды, коррозионно- активных жидкостей и их паров.
5.1.11. Подготовку бетонных поверхностей под гидроизоляцию, подгрунтовку и нанесение адгезионных слоев производят в порядке, приведенном в 5.1.11.1 - 5.1.11.4.
5.1.11.1. Бетон контролируют на соответствие показателям, приведенным в 7.2.10. При выявлении на гидроизолируемой поверхности бетона отдельных неровностей глубиной от 10 до 15 мм их устраняют шпатлеванием безусадочными сухими строительные смесями на цементном вяжущем по 4.10.2, а бугорчатые неровности устраняют механической шлифовкой;
5.1.11.2. Бетонные поверхности очищают от наплывов раствора, грязи, жировых пятен, а в зимнее время – от наледи, снега и инея. Снятие пленки цементного молока производят сухой струйно-абразивной очисткой в соответствии с 5.1.10.3;
5.1.11.3. Окончательное удаление пыли производят продувкой сжатым воздухом согласно 5.1.10.4.
5.1.11.4. Просушку бетона производят при помощи горелок инфракрасного излучения по ГОСТ 25696.
5.1.12. Нанесение грунтовок и окрашивание производят при температуре воздуха от 5°С до 30°С, относительной влажности воздуха не более 80%, при отсутствии осадков, тумана, росы и воздействия агрессивных агентов, если иное не оговорено в технологическом регламенте. Работы проводят по возможности в безветренную погоду. При скорости ветра более 10 м/с работы производить запрещается. Не допускается нанесение покрытий по влажной поверхности.
Защиту элементов конструкций деформационных швов и строительных конструкций в зоне расположения деформационных швов от коррозии следует производить в соответствии с требованиями СП 72.13330.
5.1.13. Обработка элементов конструкций деформационных швов и конструкций мостового сооружения материалами на основе битума должна производиться следующим образом:
- предварительно разогревают полимерно-битумную мастику по 4.1. в плавильно-заливочном устройстве бойлерного типа при постоянном перемешивании. Обогрев и перемешивание должны обеспечивать однородность плавления. Диапазон рабочей температуры разогрева и время от начала плавления мастики до ее использования должны быть установлены в соответствии с инструкцией производителя мастики;
- выполняют подготовку поверхностей в соответствии с 5.1.10 или 5.1.11;
- выполняют нанесение на поверхности горячей полимерно- битумной мастики кистью со всех сторон в с необходимым числом слоев, причем каждый последующий слой наносят после остывания предыдущего. При этом соблюдают требования, изложенные в 5.1.11.
5.1.14. Поверхность бетона, подлежащую подгрунтовыванию битумным праймером, подготавливают в соответствии с 5.1.11. Затем на обрабатываемую поверхность наносят битумный праймер капроновыми щётками или кистями с соблюдением требований, изложенных в 5.1.11.
Интервал между нанесением подгрунтовки и началом последующих работ (устройство гидроизоляционных слоев или установка компенсаторов) должен быть не менее 2 часов и не более 16 часов.
5.1.15. Подготовку бетонных поверхностей штрабы перед омоноличиванием и подготовку бетонного основания для устройства на нем прилива осуществляют в соответствии с 5.1.11.2 и 5.1.11.4. На подготовленных бетонных поверхностях не допускается наличие мусора, следов масел и нефтепродуктов.
5.1.16. Одежду мостового полотна устраивают в соответствии с СП 78.13330, СП 46.13330, СТО НОСТРОЙ Х.Х.Х-20 «Устройство покрытий мостового полотна» и проектной (рабочей) документацией.
5.2. Подготовительные работы при устройстве конструкций деформационных швов закрытого типа
5.2.1. Перед началом работ выполняют проверку и подготовку поверхности выравнивающего слоя согласно 7.2.10.
5.2.2. В случае если поверхность бетона выравнивающего слоя по проекту подлежит подгрунтовыванию битумным праймером, его следует наносить на обрабатываемую поверхность в соответствии с 5.1.14.
5.2.3. Элементы металлических пластин и компенсаторов, входящих в состав конструкции деформационного шва, кроме компенсаторов Типа 2 по Б.2.3 (Приложение Б), очищают, подготавливают и покрывают полимерно-битумной мастикой в соответствии с требованиями и технологией, изложенными в 5.1.10 - 5.1.13.
5.2.4. Наносят на конструкции мостового сооружения маркеры положения оси деформационного шва.
5.3. Подготовительные работы при устройстве конструкций щебеночно-мастичных деформационных швов
5.3.1. До начала работ должна быть выполнена разметка штрабы с помощью маркеров и рисок, наносимых краской на поверхность покрытия проезжей части и конструкции мостовых ограждений и перил в следующем порядке:
- положение оси деформационного зазора выносят на перила мостового сооружения;
- по положению оси деформационного зазора (по рискам, нанесенным на перила), на поверхности покрытия проезжей части размечают положение оси конструкции деформационного шва;
- от оси конструкции деформационного шва рулеткой по ГОСТ 7502 отмеряют половину ширины штрабы и по обе стороны оси наносят линии границ штрабы;
- проверяют параллельность линий границ штрабы и их симметричность относительно оси конструкции деформационного шва измерением в нескольких местах расстояний от оси рулеткой по ГОСТ 7502.
5.3.2. В зоне расположения деформационных швов зазор между пролетными строениями поверх гидроизоляции временно перекрывают листом металла или доской, поверх которых укладывают одежду мостового полотна одновременно с устройством покрытия на всем мостовом сооружении.
5.3.3. Устраивают одежду мостового полотна на всем мостовом сооружении в соответствии с 5.1.16.
5.3.4. Выполняют подготовку штрабы для устройства конструкции деформационного шва, для чего по размеченным линиям границ штрабы (см. 5.3.1) выполняют прорезку одежды мостового полотна с применением нарезчика швов, оборудованного алмазным отрезным кругом. Рекомендуется производить сухую резку.
При сооружении конструкции с рулонной гидроизоляцией, образующей петлю в деформационном зазоре (рисунок 5.1), полученный нарезчиком швов пропил не должен доходить до гидроизоляции мостового полотна (на расстояние около 5 мм).
Для защиты гидроизоляции допускается перед укладкой одежды мостового полотна дополнительно укладывать на гидроизоляцию листы фанеры толщиной 10 мм, зафиксированные от смещения так, чтобы уложенные листы не выходили за границы штрабы деформационного шва.
После образования штрабы, временные доски удаляются.

1 – конструкция пролетного строения; 2 – гидроизоляция; 3 – нижний слой одежды мостового полотна; 4 – верхний слой одежды мостового полотна; 5 – опорная пластина; 11 – петля рулонной гидроизоляции
Рисунок 5.1 – Образование штрабы в одежде мостового полотна
5.3.5. При сооружении конструкции с прерывающейся гидроизоляцией, штрабу выполняют в два этапа.
5.3.5.1. Вначале выполняют штрабу, ширина которой на 160 мм меньше требуемой ширины (отступая вовнутрь штрабы от размеченных границ по 80 мм с каждой стороны), а глубина достигает выравнивающего слоя. При этом гидроизоляцию прорезают, а материал одежды мостового полотна извлекают согласно 5.3.6.
5.3.5.2. Затем при помощи нарезчика швов выполняют прорези вдоль размеченных границ штрабы без повреждения гидроизоляции в соответствии с 5.3.4.
Оставшиеся полосы материала одежды мостового полотна аккуратно отделяют от верхней поверхности гидроизоляции и извлекают согласно 5.3.7. Таким образом, внутри штрабы остаются неповрежденные участки гидроизоляции на длине по 80 мм со стороны каждого пролетного строения.
5.3.6. Материал одежды мостового полотна, подлежащий удалению, разрушают при помощи отбойного молотка и вынимают из штрабы.
При этом следует следить за тем, чтобы не были повреждены кромки покрытия проезжей части.
5.3.7. Куски материала покрытия от гидроизоляции отделяют при помощи ручных инструментов (зубило, мастерок, шпатель и т.п.). С помощью лопаты и щетки тщательно удаляют все остатки отделенного материала.
5.3.8. Подготовительные работы в штрабе деформационного шва завершают разметкой полосы для укладки опорных пластин симметрично оси деформационного зазора по аналогии с 5.3.1.
5.3.9. Выполняют подготовку к монтажу металлических опорных пластин в соответствии с 5.2.3.
5.3.10. Перед работами должна быть определена температура установки согласно требованиям 5.1.7, исходя из которой может потребоваться пересчет проектного количества материала заполнения штрабы конструкции деформационного шва (размера штрабы).