В целях эффективного управления Программой государственным заказчиком - координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации как государственным заказчиком - координатором Программы по согласованию с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки как государственными заказчиками Программы. Состав научно-координационного совета формируется из представителей государственного заказчика -координатора Программы, государственных заказчиков Программы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, образовательных организаций высшего образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационный совет осуществляется на общественных началах. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации. Заместителями председателя научно-координационного совета являются руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
Основными задачами научно-координационного совета являются:
рассмотрение тематики программных мероприятий и выработка конкретных предложений по их реализации, предложений по реализации конкретных проектов, объемам финансового обеспечения услуг по их выполнению;
контроль соответствия проектов, предлагаемых для реализации в рамках Программы, формальным требованиям к методологии и содержанию мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и выработка соответствующих рекомендаций по решению выявленных технических и организационных проблем;
выработка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
рассмотрение итогов реализации Программы.
Отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением мероприятий, по которым предусматривается предоставление субсидий субъектам Российской Федерации и грантов юридическим лицам.
Предоставление из федерального бюджета грантов предусмотрено в форме субсидий юридическим лицам. Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации Программы представлены в приложении N 5.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Программы представлены в приложении N 6.
Программа предусматривает взаимодействие Министерства образования и науки Российской Федерации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К выполнению мероприятий по реализации Программы планируется привлечение фонда "Русский мир" и других фондов, российских образовательных организаций, общественных организаций и объединений, бизнес-структур, некоммерческих организаций.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы будет достигнута за счет системных мер по координации и кооперации федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка, а также за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий по всестороннему применению и распространению русского языка, проведения научно-исследовательских работ, реализации комплексных проектов и эффективного международного диалога.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий к концу 2020 года обеспечит достижение следующих значимых социально-экономических эффектов:
на всей территории Российской Федерации будет полноценно функционировать русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России;
будет эффективно действовать справочно-информационная система по русскому языку;
формы, методы изучения и преподавания русского языка будут соответствовать стратегическим приоритетам Российской Федерации и запросам потребителей;
эффективные системы изучения русского языка как родного, как неродного, как иностранного будут доступны для граждан независимо от места их проживания;
будут существенно повышены уровни кадрового потенциала сферы русского языка и языковой культуры российских граждан;
будет расширено пространство русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах;
будут укреплены позиции русского языка в национальных системах образования государств - участников Содружества Независимых Государств;
будет развиваться партнерская сеть "Институт Пушкина", обеспечивающая продвижение открытого образования на русском языке;
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будут размещены качественные образовательные ресурсы на русском языке;
созданная инфраструктура будет содействовать расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества;
будут укреплены связи соотечественников, проживающих за рубежом, с исторической Родиной;
в российских и иностранных средствах массовой информации будет обеспечено информационное освещение деятельности государства по укреплению позиций русского языка.
Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение:
численности российских преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации, - в 2 раза;
численности учителей, освоивших новые методики преподавания русского языка, в том числе с использованием информационных технологий, - в 2,5 раза;
численности учителей, прошедших стажировку в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, показавших высокое качество преподавания и изучения русского языка, - в 1,7 раза;
численности специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, - в 2,5 раза;
количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих гражданам Российской Федерации и других государств изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России, - в 10 раз;
доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом - в 1,5 раза;
численности преподавателей русского языка иностранных государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку, - в 4 раза;
количества учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в российские центры русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, - в 2,2 раза;
численности иностранных участников олимпиад, конкурсов, фестивалей по русскому языку - в 4 раза;
численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России, - в 10 раз.
Методика оценки социально-экономической эффективности реализации Программы приведена в приложении N 7.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы
Перечень целевых показателей (индикаторов) реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы по направлениям
Наименование целевого показателя (индикатора) | Единица измерения | 2015 год (базовое значение) | Значение целевого показателя (индикатора) (нарастающим итогом) | |||||
2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||
I. Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России | ||||||||
1. | Количество доработанных и изданных грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка | единиц | 29 | 30 | 32 | 35 | 38 | 42 |
2. | Количество ресурсов научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" | единиц | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
3. | Доля субъектов Российской Федерации, организующих анализ результатов итогового сочинения в выпускных классах, а также выработку мер по повышению качества обучения русскому языку совместно с общественными профессиональными организациями, в общем количестве субъектов Российской Федерации | процентов | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
4. | Численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации | человек | - | 3300 | 6600 | 9900 | 13200 | 16500 |
II. Совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках СНГ | ||||||||
5. | Количество русских школ (классов) за рубежом, которым оказана организационно-методическая поддержка | единиц | 250 | 270 | 290 | 300 | 310 | 330 |
6. | Количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГ | единиц | 159 | 180 | 200 | 220 | 240 | 260 |
7. | Численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГ | человек | 6000 | 7000 | 8000 | 9000 | 10000 | 11000 |
8. | Число преподавателей русского языка государств - участников СНГ, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку | человек | 3000 | 4500 | 6500 | 9500 | 12500 | 15000 |
9. | Численность граждан государств - участников СНГ, прошедших тестирование на знание русского языка | человек | 14000 | 39000 | 69000 | 99000 | 129000 | 154000 |
10. | Общее количество учебников, учебных пособий, поставленных в представительства Россотрудничества и русские школы (классы) государств - участников СНГ, в которых ведется обучение на русском языке или изучается русский язык | тыс. единиц | 200 | 220 | 250 | 280 | 300 | 320 |
III. Совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах | ||||||||
11. | Численность иностранных студентов, в том числе из числа соотечественников, обучающихся в российских образовательных организациях | тыс. человек | 118 | 122 | 124 | 126 | 128 | 130 |
12. | Количество поставленных в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) учебников, учебных пособий, справочных изданий по русскому языку, научно-популярной и художественной литературы (без учета данных в отношении государств - участников СНГ) | тыс. единиц | 30 | 38 | 45 | 52 | 57 | 60 |
13. | Количество центров коллективного доступа к российским образовательным и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры в иностранных государствах | единиц | 20 | 22 | 25 | 30 | 35 | 40 |
14. | Количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах | единиц | 151 | 181 | 211 | 241 | 271 | 301 |
15. | Численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах | человек | 6000 | 7100 | 8200 | 9300 | 10400 | 11500 |
IV. Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку | ||||||||
16. | Количество участников партнерской сети "Институт Пушкина" | единиц | - | 6 | 12 | 20 | 30 | 40 |
17. | Количество курсов открытого образования на русском языке (программы общего, дополнительного образования) | единиц | 80 | 160 | 250 | 400 | 800 | 1200 |
18. | Число детей, обучающихся в онлайн-школе на русском языке | человек | 1000 | 1500 | 2000 | 5500 | 7200 | 10000 |
V. Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы | ||||||||
19. | Количество мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку) | единиц | 159 | 190 | 250 | 350 | 450 | 650 |
20. | Численность иностранных участников мероприятий, популяризирующих русский язык, образование и культуру России | человек | 7000 | 17000 | 29000 | 42000 | 56000 | 70000 |
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы
Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы
I. Общие положения
1. Настоящая методика разработана в целях определения источников получения сведений и подходов для расчета целевых показателей (индикаторов) федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее - Программа).
2. Настоящая методика устанавливает порядок сбора информации и определения значений целевых показателей (индикаторов).
Предусмотренные настоящей методикой механизмы оценки целевых показателей (индикаторов) позволяют отслеживать деятельность по реализации Программы и сопоставлять ее результаты с задачами Программы, а также ежеквартально и ежегодно оценивать эффективность Программы в целом и отдельных ее проектов, мероприятий и задач.
3. Настоящая методика предполагает работу с данными как в рамках системы образования, так и вне ее, используя экспертную экстраполяцию результатов оценки сведений о привлечении дополнительных ресурсов в сферу образования. В связи с этим на федеральном уровне реализуются механизмы сбора данных (в том числе путем реализации проектов по экспертно-аналитическому и научно-методологическому сопровождению Программы).