Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. N 481 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы" стр. 6

II. Механизм сбора исходной информации для определения значений целевых показателей (индикаторов) Программы

4. В связи с отсутствием единого источника данных для определения результатов реализации различных мероприятий по поддержке русского языка целый ряд значений целевых показателей (индикаторов) Программы может быть достигнут за счет прямого и косвенного влияния на достижение количественных значений целевых показателей (индикаторов) различных проектов, реализуемых в рамках Программы.
В этом случае, а также для более точной оценки хода реализации Программы (с разбивкой по годам) необходимо проводить дополнительную экспертную оценку и корректировку достигнутых значений целевых показателей (индикаторов), содержащихся в отчетных материалах исполнителей государственных контрактов и соглашений, заключенных в рамках Программы. Дополнительная оценка проводится путем анализа и учета статистических данных на федеральном уровне и результатов проектов, реализуемых в рамках Программы, способных оказывать или оказывающих косвенное влияние на количественные значения целевых показателей (индикаторов). Это позволит представлять ежегодную отчетность на основании верифицированных обобщенных данных, получение которых не будет зависеть исключительно от внешних источников и возможных искажений вследствие несопоставимости форматов данных или различий в них.
5. Масштабы реализуемых мероприятий Программы и их влияние на функционирование русского языка в Российской Федерации и во всем мире обусловливают необходимость систематизации данных в отношении субъектов Российской Федерации, государств - участников СНГ и стран дальнего зарубежья в разрезе задач, направлений и мероприятий Программы. Для количественной оценки результатов продвижения русского языка в мире установлена экспертная система оценок с созданием федеральной группы экспертов, чье мнение будет учитываться при формировании оценок для ряда наиболее значимых проектов, касающихся ключевых направлений поддержки и продвижения русского языка в Российской Федерации и за ее пределами.

III. Оценка значений целевых показателей (индикаторов) Программы

6. При оценке базовых значений целевых показателей (индикаторов) используются доступные данные прошлых лет (количественные), которые при помощи экспертных оценок уточняются для получения итоговых значений показателей (индикаторов). При этом в отношении некоторых целевых показателей (индикаторов), по которым отсутствует какая-либо информация, для определения базовых значений из-за новизны указанных показателей и новизны тех масштабных проектов, эффективность реализации которых эти показатели отражают, значения формируются на основании экспертной оценки.
7. Количественные оценки базовых значений целевых показателей (индикаторов) (значений показателей на начало реализации Программы) в основном необходимо формировать исходя из таких основных источников информации, как сведения о результатах реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, данные Федеральной службы государственной статистики, а также сведения о количественных оценках, проведенных на основании запросов (в том числе по линии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства иностранных дел Российской Федерации).
В тех случаях, когда возможно использование нескольких источников информации для косвенной проверки значений, верификация и соотнесение информации проводятся экспертным путем и дополняются качественной информацией, поскольку каждый из указанных источников имеет свои особенности.
Результаты федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы необходимо использовать для получения сведений о достигнутых значениях базовых показателей, анализ динамики которых, а также анализ итогов экспертно-аналитического сопровождения указанной федеральной целевой программы дают возможность запланировать значения целевых показателей (индикаторов) по родственной тематике. Кроме того, сведения об итогах отдельных проектов, в рамках которых проводились исследования, включающие сбор первичных данных, также могут быть использованы при экспертной экстраполяции результатов оценки сведений в отношении проектов соответствующей тематики, реализуемых в рамках Программы.
Основным источником данных, представляемых Федеральной службой государственной статистики, являются значения показателей ежегодного Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Для экспертной экстраполяции результатов оценки сведений о деятельности общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в первую очередь используются такие формы статистического наблюдения, как сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования (76-РИК), сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (ВПО-1), сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования (ВПО-2). При этом используются исторические данные для построения перспектив и получения оценочных сведений, в частности социокультурного, социально-лингвистического и другого характера.
Также используются сведения, полученные на основании ранее проведенных опросов в рамках федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы и результатов исследований независимых агентств. Вместе с тем проводятся опросы в том числе с использованием дистанционных технологий (информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", электронные рассылки). Существенным недостатком этого способа оценки является необходимость репрезентативной выборки, которая не всегда может быть обеспечена.
8. Основные подходы к оценке целевых показателей (индикаторов) в настоящей методике определены с учетом количественных данных, которые для обеспечения достоверности по возможности уточняются за счет запросов, направляемых в ведомства, анализа данных из открытых источников, а также итогов реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы.
Программа разработана с учетом новых подходов к программно-целевому управлению, что предопределило наличие исчисляемых конкретных количественных целевых показателей (индикаторов).
Приложение
к методике сбора исходной информации
и расчета целевых показателей
(индикаторов) федеральной целевой
программы "Русский язык"
на 2016-2020 годы

Методические подходы к определению целевых значений индикаторов и показателей по направлениям федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы

Целевые показатели (индикаторы)
Методические подходы к расчетам
I. Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России
1.
Количество доработанных и изданных грамматик, словарей, справочников, содержащих нормы современного русского литературного языкаиспользование данных Минобрнауки России, а также результатов опроса экспертов, проведенного в рамках мониторинга хода реализации Программы
2.
Количество ресурсов научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации"использование данных Минобрнауки России и Рособрнадзора, а также результатов опроса экспертов, проведенного в рамках мониторинга хода реализации Программы
3.
Доля субъектов Российской Федерации, организующих анализ результатов итогового сочинения в выпускных классах, а также выработку мер по повышению качества обучения русскому языку совместно с общественными профессиональными организациями, в общем количестве субъектов Российской Федерациииспользование данных Рособрнадзора; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых осуществляется сопровождение процедур проведения итогового сочинения в выпускных классах
4.
Численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерациииспользование данных Минобрнауки России, экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, получающих субсидии на основании соглашений
II. Совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках СНГ
5.
Количество русских школ (классов) за рубежом, которым оказана организационно-методическая поддержкаиспользование данных Минобрнауки России и Россотрудничества, а также результатов социологических исследований, проводимых в государствах - участниках СНГ в рамках мониторинга хода реализации Программы
6.
Количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГиспользование данных Минобрнауки России и Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых обеспечивается проведение в зарубежных странах культурных и образовательных мероприятий
7.
Численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГиспользование данных МИДа России и Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых обеспечивается проведение в зарубежных странах культурных и образовательных мероприятий
8.
Численность преподавателей русского языка государств - участников СНГ, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировкуиспользование данных Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых осуществляется обучение, повышение квалификации и стажировка преподавателей русского языка государств -участников СНГ
9.
Численность граждан государств - участников СНГ, прошедших тестирование на знание русского языкаэкспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; информация, получаемая от образовательных организаций, включенных в перечень организаций, проводящих тестирование по русскому языку как иностранному и комплексный экзамен,
и их локальных центров тестирования, по запросу Россотрудничества
10.
Общее количество учебников, учебных пособий, поставленных в представительства Россотрудничества и русские школы (классы) государств - участников СНГ, в которых ведется обучение на русском языке или изучается русский языкиспользование данных Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых обеспечивается поставка в представительства Россотрудничества в государствах - участниках СНГ комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России
III. Совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах
11.
Численность иностранных студентов, в том числе из числа соотечественников, обучающихся в российских образовательных организацияхиспользование данных Росстата, а также Минобрнауки России, МИДа России, Россотрудничества и иных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные организации высшего образования
12.
Количество поставленных в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) учебников, учебных пособий, справочных изданий по русскому языку, научно-популярной и художественной литературы (без учета данных в отношении государств - участников СНГ)использование данных МИДа России и Россотрудничества;
экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых осуществляется поставка в российские центры науки и культуры учебников, учебных пособий, справочных изданий по русскому языку, научно-популярной и художественной литературы (без учета данных в отношении государств - участников СНГ); результаты социологических исследований, проведенных в рамках мониторинга хода реализации Программы
13.
Количество центров коллективного доступа к российским образовательным и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры в иностранных государствахиспользование данных Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от российских центров науки и культуры в иностранных государствах и исполнителей государственных контрактов, в рамках которых проводится обновление контента и внедрение системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом
14.
Количество комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствахиспользование данных Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых осуществляется проведение мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования
15.
Численность участников комплексных мероприятий, направленных на расширение присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствахиспользование данных Россотрудничества; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей государственных контрактов, в рамках которых осуществляется проведение мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом, и сведений, получаемых от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования
IV. Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку
16.
Численность участников партнерской сети "Институт Пушкина"использование данных Росстата и Минобрнауки России; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей - юридических лиц, на основании соглашений получающих субсидии на реализацию мер по расширению партнерской сети "Институт Пушкина"; результаты опросов экспертов, проведенных в рамках мониторинга хода реализации Программы
17.
Количество курсов открытого образования на русском языке (программы общего, дополнительного образования)использование данных Минобрнауки России; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей - юридических лиц, на основании соглашений получающих субсидии на реализацию мер по расширению и развитию открытого образования на русском языке; результаты опросов экспертов, проведенных в рамках мониторинга хода реализации Программы
18.
Численность детей, обучающихся в онлайн-школе на русском языкеиспользование данных Росстата и Минобрнауки России; результаты опросов экспертов, проведенных в рамках мониторинга хода реализации Программы
V. Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы
19.
Количество мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку)использование данных Минобрнауки России; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей - юридических лиц, на основании соглашений получающих субсидии на проведение мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку)
20.
Численность иностранных участников мероприятий, популяризирующих русский язык, образование и культуру Россиииспользование данных Минобрнауки России; экспертная экстраполяция результатов оценки сведений, получаемых от исполнителей - юридических лиц, на основании соглашений получающих субсидии на проведение мероприятий, популяризирующих русский язык, образование и культуру России;
результаты опросов экспертов, проведенных в рамках мониторинга хода реализации Программы
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы

Объемы и источники финансового обеспечения федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы

(млн рублей, в ценах соответствующих лет)
Источники финансового обеспечения Программы, направления расходов и государственные заказчики
2016-2020 годы - всего*
В том числе
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Всего по Программе
7604,5
1356,8
1432,2
1540,1
1611,7
1663,7
Федеральный бюджет - всего
6767,5
1223,9
1268,3
1365,9
1430,5
1478,9
в том числе
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР)
116
19,2
28,4
28,6
39,8
-
Прочие нужды - всего
6651,5
1204,7
1239,9
1337,3
1390,7
1478,9
в том числе
субсидии - всего
3255
640,7
642,2
654
657,5
660,6
из них:
субъекты Российской Федерации
825
165
165
165
165
165
юридические лица
2430
475,7
477,2
489
492,5
495,6
Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего
637
96,9
127,9
133,2
138,2
140,8
в том числе:
НИОКР
0,8
0,2
0,2
0,2
0,2
-
прочие нужды
636,2
96,7
127,7
133
138
140,8
Внебюджетные источники
200
36
36
41
43
44
Минобрнауки России
Всего
5356
961
1013
1092
1136
1154
в том числе:
федеральный бюджет - всего
4615
845
867
937
975
991
из них:
НИОКР
102
16
25
25
36
-
прочие нужды
4513
829
842
912
939
991
в том числе
субсидии - всего
3180
627
628
639
642
644
из них:
субъекты Российской Федерации
825
165
165
165
165
165
юридические лица
2355
462
463
474
477
479
бюджеты субъектов Российской Федерации - прочие нужды
541
80
110
114
118
119
внебюджетные источники - прочие нужды
200
36
36
41
43
44
Рособрнадзор
Федеральный бюджет - прочие нужды
125
25
25
25
25
25
Россотрудничество
Всего
2123,5
370,8
394,2
423,1
450,7
484,7
в том числе:
федеральный бюджет
2027,5
353,9
376,3
403,9
430,5
462,9
из них:
НИОКР
14
3,2
3,4
3,6
3,8
-
прочие нужды
2013,5
350,7
372,9
400,3
426,7
462,9
в том числе
субсидии юридическим лицам
75
13,7
14,2
15
15,5
16,6
бюджеты субъектов
Российской Федерации
96
16,9
17,9
19,2
20,2
21,8
из них:
НИОКР
0,8
0,2
0,2
0,2
0,2
-
прочие нужды
95,2
16,7
17,7
19
20
21,8
______________________________
* Объемы финансового обеспечения реализации Программы в 2016-2017 годах предусмотрены федеральным бюджетом в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы

Перечень мероприятий федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы по направлениям

(млн рублей, в ценах соответствующих лет)
Направления, мероприятия и государственные заказчики Программы
2016-2020 годы - всего*
В том числе
Результаты
Показатели и индикаторы Программы (номер в соответствии с приложением N 1 к Программе)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1. Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России
Всего
2801
471
514
577
616
623
в том числе:
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР)
102
16
25
25
36
-
прочие нужды
2699
455
489
552
580
623
Средства федерального бюджета (Минобрнауки России) - всего
2135
366
379
438
465
487
в том числе:
НИОКР
102
16
25
25
36
0
прочие нужды - всего
2033
350
354
413
437
479
из них
субсидии субъектам Российской Федерации
825
165
165
165
165
165
Средства федерального бюджета (Рособрнадзор) - прочие нужды
125
25
25
25
25
25
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации - прочие нужды
541
80
110
114
118
119
Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового и научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" - НИОКР, средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
11
2
3
3
3
-
не менее 18 ресурсов научно-информационного обеспечения функционирования Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", а также специальный научно-информационный ресурс, ориентированный на фиксацию норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и состоящий не менее чем из 3 модулей
2
Формирование и развитие базы данных, структурированной по ключевым позициям, отражающим потребности и возможности в сфере функционирования, изучения и преподавания русского языка - средства федерального бюджета (Минобрнауки России), всего
31
2
8
8
8
5
структурированная база данных, обеспечивающая сбор, систематизацию и анализ по сопоставимым показателям статистической и социологической информации о численности владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих русский язык как учебный предмет, а также обеспечение обновления и функционирования базы данных и размещение данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
2
в том числе:
НИОКР
11
2
3
3
3
-
прочие нужды
20
-
5
5
5
5
Развитие механизмов сетевого взаимодействия организаций, призванных укреплять и продвигать русский язык, совершенствование образовательных технологий и методик обучения русскому языку - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
85
17
17
17
17
17
не менее 100 образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций общего образования и общественных организаций, осуществляющих целенаправленную системную работу по укреплению позиций русского языка
2
Анализ практики внедрения существующих грамматик, справочников, словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации, их доработка, экспертиза и распространение - НИОКР, средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
11
2
2
2
5
-
не менее 13 новых грамматик, справочников, словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации
1
Разработка, внедрение и научно-методическое обеспечение учебно-методического комплекса нового поколения по обучению русскому языку с использованием информационных технологий - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
25
5
6
6
8
-
разработан учебно-методический комплекс по обучению русскому языку нового поколения;повышение квалификации не менее 2000 тьюторов
2
Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации - прочие нужды, всего
2185,36
379
385,5
444,5
464,5
511,86
обучение (стажировка) не менее 16500 специалистов; создание не менее 5 стажировочных площадок; государственная поддержка государственных программ развития образования субъектов Российской Федерации с целью проведения мероприятий по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации
4
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России) - всего
1818,36
309
313,5
370,5
389,5
435,86
из них
субсидии субъектам Российской Федерации
825
165
165
165
165
165
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
367
70
72
74
75
76
Организация и проведение мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области литературного перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, - прочие нужды, всего
258,64
21
50,5
54,5
68,5
64,14
не менее 25 курсов, семинаров и конференций для представителей всех федеральных округов Российской Федерации; подготовка не менее 4000 специалистов в области литературного перевода, прошедших повышение квалификации,
не менее 2000 иных специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации
2
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
84,64
11
12,5
14,5
25,5
21,14
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
174
10
38
40
43
43
Проведение научно-исследовательских работ в области функционирования, изучения и преподавания русского языка, в том числе исследование языковой культуры различных слоев российского общества, - НИОКР, средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
69
10
17
17
25
-
совершенствование модели системы подготовки преподавателей русского языка и литературы, педагогов-предметников, ведущих обучение на русском языке;
создание системы изучения качества преподавания русского языка в Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
не менее 2 аналитических и мониторинговых исследований в год с подготовкой информационно-аналитических справок, направленных на изучение ситуации с качеством обучения по русскому языку как неродному, как иностранному
2
Аналитическое сопровождение итогового сочинения в выпускных классах - прочие нужды, средства федерального бюджета (Рособрнадзор)
50
10
10
10
10
10
ежегодный анализ
не менее 2000 работ, рекомендации по подготовке и проведению сочинения в выпускных классах, база данных сочинений с описанием типичных ошибок и тенденций
3
Формирование банка оценочных средств по русскому языку - прочие нужды, средства федерального бюджета (Рособрнадзор)
75
15
15
15
15
15
не менее 15000 заданий по русскому языку, размещенных в онлайн-банке, сформированные варианты измерительных материалов по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования, не менее 2 диагностических тестирований в год
2, 3
2. Совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках СНГ
Всего
972,3
169,7
180,5
193,9
206,6
221,6
в том числе:
НИОКР
7,4
1,7
1,8
1,9
2
-
прочие нужды
964,9
168
178,7
192
204,6
221,6
Средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
927,9
161,8
172,3
185,1
197,2
211,5
в том числе:
НИОКР
7
1,6
1,7
1,8
1,9
-
прочие нужды - всего
920,9
160,2
170,6
183,3
195,3
211,5
из них
субсидии юридическим лицам
23,9
4,8
4,6
4,7
4,8
5
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации - всего
44,4
7,9
8,2
8,8
9,4
10,1
в том числе:
НИОКР
0,4
0,1
0,1
0,1
0,1
-
прочие нужды
44
7,8
8,1
8,7
9,3
10,1
Подготовка и проведение комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в государствах - участниках СНГ, - прочие нужды, всего
188
32,6
35,5
36,8
38,5
44,6
проведение не менее 15 мероприятий с охватом не менее 6000 человек
6, 7, 8
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество)
167,9
29,6
32
32,8
34
39,5
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
20,1
3
3,5
4
4,5
5,1
Повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в государствах - участниках СНГ - прочие нужды, всего
153,7
26,7
28,5
30
33,5
35
проведение не менее 10 мероприятий по реализации дополнительной профессиональной программы для не менее чем 2000 педагогических работников образовательных организаций с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в государствах - участниках СНГ
5, 6, 7, 8
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
138,7
24,7
26
27
30
31
из них
субсидии юридическим лицам
15
2
2,5
3
3,5
4
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
15
2
2,5
3
3,5
4
Организация подписки для государств - участников СНГ на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России, в том числе в электронной форме, - прочие нужды, средства федерального бюджета (Россотрудничество)
56,6
10
10,6
11
12
13
обеспечение доступа к электронным версиям российских периодических изданий, проведение подписки на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России (электронная версия) в государствах - участниках СНГ, включая Южную Осетию и Абхазию
5, 3
Организация поставок в представительства Россотрудничества и русские школы (классы) в государствах - участниках СНГ учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России - прочие нужды, средства федерального бюджета (Роcсотрудничество)
213,9
37,1
39
43
45,8
49
закупка и поставка комплектов учебников и учебных пособий (не менее 2000 экземпляров), научно-популярных книг и журналов (не менее 1500 экземпляров) по русскому языку, литературе и культуре России для поставки не менее чем в 18 представительств Россотрудничества в государствах - участниках СНГ, а также в Южную Осетию и Абхазию
5, 10
Создание, поддержка и дооснащение центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в государствах - участниках СНГ - прочие нужды, средства федерального бюджета (Россотрудничество)
103,8
17,8
19
21
22
24
внедрение не менее 200 комплексов программно-методического обеспечения с использованием электронной базы материалов и тестов не менее чем в 5 представительствах Россотрудничества в зарубежных странах и их учебно-методическая, техническая и информационная поддержка; проведение не менее 2 мероприятий в год, направленных на обучение и повышение квалификации специалистов, не менее чем в 5 представительствах Россотрудничества в зарубежных странах
5, 6, 8
Проведение аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение положения русского языка в государствах - участниках СНГ, НИОКР, всего
7,4
1,7
1,8
1,9
2
-
проведение не менее 12 мониторингов, подготовка и тиражирование методических рекомендаций по результатам аналитических исследований и мониторинга
5, 7
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество)
7
1,6
1,7
1,8
1,9
-
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
0,4
0,1
0,1
0,1
0,1
-
Организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках СНГ - прочие нужды, всего
172,9
30,4
32
35
36,8
38,7
проведение не менее 10 мероприятий не менее чем в 10 государствах - участниках СНГ
5, 6, 7
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
168
29
31
34
36
38
из них
субсидии юридическим лицам
4,9
1,4
1
1
0,8
0,7
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
4,9
1,4
1
1
0,8
0,7
Организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации и разрешения на работу в Российской Федерации для различных категорий граждан
в государствах - участниках СНГ на базе российских центров науки и культуры за рубежом - прочие нужды, всего
76
13,4
14,1
15,2
16
17,3
количество центров, которым оказана организационно-методическая помощь при проведении тестирования по русскому языку при получении российского гражданства или комплексного экзамена для разрешения на работу в Российской Федерации для различных категорий граждан (не менее 35 центров)
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
72
12
13
14,5
15,5
17
из них
субсидии юридическим лицам
4
1,4
1,1
0,7
0,5
0,3
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
4
1,4
1,1
0,7
0,5
0,3
3. Совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах
Всего
1126,2
196,1
208,7
224,2
239,1
258,1
в том числе:
НИОКР
7,4
1,7
1,8
1,9
2
-
прочие нужды
1118,8
194,4
206,9
222,3
237,1
258,1
Средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
1074,6
187,1
199
213,8
228,3
246,4
в том числе:
НИОКР
7
1,6
1,7
1,8
1,9
-
прочие нужды
1067,6
185,5
197,3
212
226,4
246,4
из них
субсидии юридическим лицам
51,1
8,9
9,6
10,3
10,7
11,6
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации - всего
51,6
9
9,7
10,4
10,8
11,7
в том числе:
НИОКР
0,4
0,1
0,1
0,1
0,1
-
прочие нужды
51,2
8,9
9,6
10,3
10,7
11,7
Подготовка и проведение в странах дальнего зарубежья комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире, - прочие нужды, всего
195,2
32
35,5
39
41,2
47,5
проведение не менее 15 мероприятий с охватом не менее 6000 человек
11, 14, 15
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
175,9
29
32
35
37
42,9
из них
субсидии юридическим лицам
19,2
3
3,5
4
4,2
4,5
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
19,3
3
3,5
4
4,2
4,6
Повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в зарубежных странах - прочие нужды, всего
161,6
27,3
29,2
32
35,1
38
проведение не менее 10 мероприятий по повышению квалификации и переподготовке кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах дальнего зарубежья с участием не менее 2000 человек
13, 14, 15
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
147,4
25,3
26,7
29
31,9
34,5
из них
субсидии юридическим лицам
14,2
2
2,5
3
3,2
3,5
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
14,2
2
2,5
3
3,2
3,5
Организация подписки для стран дальнего зарубежья на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России, в том числе в электронной форме, - прочие нужды, средства федерального бюджета (Россотрудничество)
101,3
17,7
18,6
20
21,5
23,5
доступ к электронным версиям российских периодических изданий, а также оформление подписки на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России (электронная версия) не менее чем в 20 зарубежных странах
12, 13
Организация поставок в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) в странах дальнего зарубежья учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России - прочие нужды, средства федерального бюджета (Россотрудничество)
294
52
55
58
62
67
закупка и поставка учебников и учебных пособий (не менее 3000 экземпляров), научно-популярных книг и журналов (не менее 2000 экземпляров) по русскому языку, литературе и культуре России для поставки не менее чем в 80 представительств Россотрудничества в странах дальнего зарубежья
12
Создание, поддержка и дооснащение центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в странах дальнего зарубежья - прочие нужды, средства федерального бюджета (Россотрудничество)
115
20
21
23
25
26
внедрение комплексов программно-методического обеспечения с использованием электронной базы материалов и тестов в представительства Россотрудничества не менее чем в 20 странах дальнего зарубежья и их учебно-методическая, техническая и информационная поддержка; проведение не менее 2 мероприятий в год, направленных на обучение и повышение квалификации специалистов, не менее чем в 20 представительствах Россотрудничества в странах дальнего зарубежья
13, 14
Проведение аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение положения русского языка в странах дальнего зарубежья, - НИОКР, всего
7,4
1,7
1,8
1,9
2
-
проведение не менее 12 мониторингов, подготовка и тиражирование методических рекомендаций по результатам аналитических исследований и мониторинга
14, 15
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество)
7
1,6
1,7
1,8
1,9
-
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
0,4
0,1
0,1
0,1
0,1
-
Организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в странах дальнего зарубежья - прочие нужды, всего
163,1
29
30,9
32,8
33,8
36,6
проведение не менее 10 мероприятий не менее чем в 10 странах дальнего зарубежья
14, 15
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
153
27
29
31
32
34
из них
субсидии юридическим лицам
10,1
2
1,9
1,8
1,8
2,6
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
10,1
2
1,9
1,8
1,8
2,6
Организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку как иностранному для различных категорий граждан в странах дальнего зарубежья на базе российских центров науки и культуры за рубежом - прочие нужды, всего
88,6
16,4
16,7
17,5
18,5
19,5
количество центров, которым оказана организационно-методическая помощь при проведении тестирования по русскому языку как иностранному для различных категорий граждан (не менее 25 центров)
13, 14, 15
в том числе:
средства федерального бюджета (Россотрудничество) - всего
81
14,5
15
16
17
18,5
из них
субсидии юридическим лицам
7,6
1,9
1,7
1,5
1,5
1
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
7,6
1,9
1,7
1,5
1,5
1
4. Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку
Прочие нужды - всего
1755
343
344
355
356
357
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России) - субсидии юридическим лицам
1625
317
318
329
330
331
средства внебюджетных источников
130
26
26
26
26
26
Формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина" - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
140
28
28
28
28
28
не менее 40 участников партнерской сети "Институт Пушкина", реализующих программы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку
16
Формирование и развитие необходимой и достаточной учебно-методической базы, современной технологической инфраструктуры партнерской сети "Институт Пушкина" - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
90
15
15
20
20
20
материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательных центров и организаций - участников партнерской сети "Институт Пушкина"
16
Разработка силами образовательных и научных организаций Российской Федерации единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки, - прочие нужды, всего
720
144
144
144
144
144
не менее 600 курсов открытого образования на русском языке (программы общего, дополнительного образования)
17
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
650
130
130
130
130
130
средства внебюджетных источников
70
14
14
14
14
14
Развитие онлайн-школы на русском языке - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
150
30
30
30
30
30
не менее 10000 детей, обучающихся в онлайн-школе на русском языке
18
Обеспечение обучающихся на русском языке комплексной технической, консультационной, тьюторской поддержкой, в том числе с использованием возможностей голосового перевода в режиме реального времени, - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
90
18
18
18
18
18
тьюторское и техническое сопровождение реализации не менее 600 курсов открытого образования на русском языке
18
Развитие системы использования специальных дистанционных технологий в повышении квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах, - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
75
15
15
15
15
15
не менее 520 курсов открытого образования на русском языке (программы дополнительного образования)
17
Внедрение игр с русским образовательным содержанием в глобальных интернет-сообществах - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
75
15
15
15
15
15
не менее 100 игровых приложений
17
Активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - прочие нужды, всего
415
78
79
85
86
87
разработка контента, реализация мер по активной информационной поддержке проводимых в рамках направления мероприятий в средствах массовой информации, а также проведение специальных мероприятий (пресс-конференций, круглых столов, вебинаров - не менее 2 раз в год) с целью информационно-методического сопровождения реализации Программы
16, 17, 18
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России) - субсидии юридическим лицам
355
66
67
73
74
75
средства внебюджетных источников
60
12
12
12
12
12
5. Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы
Прочие нужды - всего
950
185
185
190
194
196
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России) - всего
855
170
170
170
172
173
из них
субсидии юридическим лицам
730
145
145
145
147
148
средства федерального бюджета (Россотрудничество)
25
5
5
5
5
5
средства внебюджетных источников
70
10
10
15
17
18
Проведение в Российской Федерации и за рубежом комплексных мероприятий просветительского и образовательного характера - прочие нужды, всего
160
35
35
30
30
30
ежегодно не менее 20 мероприятий
19
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
120
30
30
20
20
20
средства внебюджетных источников
40
5
5
10
10
10
Проведение международных форумов и конференций, в том числе форума выпускников российских (советских) вузов, - прочие нужды, всего
150
30
30
30
30
30
ежегодно не менее 20 мероприятий
19
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
120
25
25
25
23
22
средства внебюджетных источников
30
5
5
5
7
8
Ежегодное проведение Международного педагогического форума с участием преподавателей русского языка как родного и как иностранного - прочие нужды, средствафедерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
25
5
5
5
5
5
ежегодное участие не менее 500 преподавателей
19, 20
Проведение конгрессно-выставочных мероприятий, презентационной деятельности, направленной на распространение русского языка, образования, науки, истории и культуры России, - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
120
24
24
24
24
24
ежегодно не менее 20 мероприятий
19, 20
Расширение спектра и увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов России, государств - участников СНГ и других иностранных государств, - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
119
21
21
25
25
27
ежегодно не менее 14 мероприятий
19, 20
Ежегодное проведение Международной олимпиады по русскому языку в дистанционном формате - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
40
8
8
8
8
8
ежегодно не менее 4000 участников
20
Формирование и поддержка добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
71
12
12
13
17
17
ежегодно не менее 10 мероприятий добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке
20
Проведение комплекса аналитических и мониторинговых исследований по вопросам функционирования русского языка в Российской Федерации и в мире, а также результативности Программы - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
25
5
5
5
5
5
проведение не менее 5 мониторингов, подготовка и тиражирование методических рекомендаций по результатам аналитических исследований и мониторинга
19
Масштабное информационное и пропагандистское обеспечение деятельности по поддержке и продвижению русского языка, образования на русском языке, российской культуры, науки в глобальном информационном пространстве - прочие нужды, средства федерального бюджета (Минобрнауки России), субсидии юридическим лицам
90
15
15
20
20
20
поддержка и развитие спутникового образовательного телеканала, предоставление программного времени на других теле- и радиоканалах, размещение публикаций в печатных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетях
20
Обеспечение управления реализацией Программы - прочие нужды, всего
150
30
30
30
30
30
организация проведения заседаний научно-координационного совета Программы; ежегодное проведение мониторинга реализации проектов Программы; организационно-техническое и экспертное сопровождение процедур осуществления закупок
в том числе:
средства федерального бюджета (Минобрнауки России)
125
25
25
25
25
25
средства федерального бюджета (Россотрудничество)
25
5
5
5
5
5
______________________________
* Объемы финансового обеспечения реализации Программы в 2016 - 2017 годах предусмотрены федеральным бюджетом в государственной программе "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы на соответствующие годы не в полном объеме.
Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2016-2020 годы

Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 годы (далее соответственно - гранты, субсидии, Программа).
2. Выделение грантов осуществляется на конкурсной основе. Условием предоставления грантов является победа в конкурсах, организованных государственными заказчиками Программы - Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, на предоставление грантов (далее - конкурс).
3. Гранты предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на очередной финансовый год Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
4. Бюджетные и автономные учреждения, не находящиеся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, представляют в составе заявки на участие в конкурсе письменное согласие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя указанных учреждений, оформленное на бланке органа-учредителя, на участие учреждения в конкурсе.
5. Гранты предоставляются на реализацию следующих мероприятий Программы:
а) по Министерству образования и науки Российской Федерации:
формирование и развитие партнерской сети "Институт Пушкина";
формирование и развитие необходимой и достаточной учебно-методической базы, современной технологической инфраструктуры;
разработка силами образовательных и научных организаций Российской Федерации единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки;
развитие онлайн-школы на русском языке;
обеспечение обучающихся на русском языке комплексной технической, консультационной, тьюторской поддержкой, в том числе с использованием возможностей голосового перевода в режиме реального времени;
развитие системы использования специальных дистанционных технологий в повышении квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах;
внедрение игр с русским образовательным содержанием в глобальных интернет-сообществах;
активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение в Российской Федерации и за рубежом комплексных мероприятий просветительского и образовательного характера;
проведение международных форумов и конференций, в том числе форума выпускников российских (советских) вузов;
ежегодное проведение Международного педагогического форума с участием преподавателей русского языка как родного и как иностранного;
проведение конгрессно-выставочных мероприятий, презентационной деятельности, направленной на распространение русского языка, образования, науки, истории и культуры России;
расширение спектра и увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов Российской Федерации, государств - участников Содружества Независимых Государств и других иностранных государств;