ОДМ 218.3.052-2015 Методические рекомендации по подготовке территории для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения стр. 6

Цифровая картографическая основа М 1:25 000, 1:10000, 1:5000, 1:2000 и ниже.
Карты (планы), представляющие собой ортофотопланы местности, масштаба М 1:25 000, 1:10000, 1:5000, 1:2000 и ниже.
Иные картографические материалы.
Материалы опорных (дежурных) и адресных планов, регистрационных планов подземных инженерных коммуникаций и атласов геологических выработок (в населенных пунктах).
Инвентаризационные данные по землепользованию, жилищному фонду, предприятиям и учреждениям обслуживания, другим объектам недвижимости.
Данные об улично-дорожной сети, гаражах и стоянках индивидуального автотранспорта, организации дорожного движения, транспортном обслуживании территории.
Историко-архитектурные планы, проекты зон охраны памятников истории и культуры.
Информация:
о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
о зонах с особыми условиями использования территорий; о территориях объектов культурного наследия;
об особо охраняемых природных территориях;
о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
о результатах инженерных изысканий;
о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых;
иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территории.
Разрешительная документация: Градостроительные планы земельных участков.
Архитектурно-планировочные задания, выданные по инициативе застройщика или заказчика.
Разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Решения органов государственной власти и местного самоуправления о предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам.
Решения органов государственной власти и местного самоуправления о резервировании земель.
Решения органов государственной власти и местного самоуправления об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Соглашения об изъятии земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, в государственную или муниципальную собственность.
Иная разрешительная документация, устанавливающая или изменяющая правовой режим использования территории.
Сведения о стратегических и социально-экономических документах, на основании которых осуществляется размещение линейного объекта
Нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Иные материалы.

6. Некоторые вопросы, связанные с изъятием земельных участков для целей строительства, реконструкции, обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Основные аспекты изъятия земельных участков и объектов недвижимого имущества для целей строительства автомобильных дорог был представлен в части работы «Анализ действующей нормативной базы, устанавливающей требования к осуществлению действий по подготовке и утверждению документации по планировке территории, резервированию, изъятию при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
К административным процедурам необходимо отнести прием и регистрация ходатайства о принятии решения, рассмотрение ходатайства о принятии решения с комплектом материалов и документов, принятие решения, информирование заявителя о принятом решении.
Принятие решений Федеральным дорожным агентством осуществляется на основании ходатайств Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений.
Федеральным законом от 31декабря 2014 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) установлен новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд (Рисунок 2).
Так, Законом внесены многочисленные поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и целый ряд законодательных актов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков Федеральным законом объединены в одно общее определение - правообладатели земельных участков.
Уточнены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В Земельный кодекс Российской Федерации введена новая глава, устанавливающая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, условия изъятия, порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков, порядок принятия решения об изъятии, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием, порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Установлены особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд.
Изменяются правила определения размера возмещения в случае изъятия земельного участка и (или) находящихся на нем объектов недвижимости (здания, строения и т.п.) для государственных и муниципальных нужд.
Такое возмещение полагается правообладателям изымаемой недвижимости (например, собственникам, арендаторам земельных участков). Согласно Закону размер возмещения за изымаемые земельные участки определяется на основании отчета об оценке с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
При расчете суммы возмещения не будет учитываться ряд объектов, в числе которых:
расположенные на изымаемом земельном участке объекты недвижимости и их неотделимые улучшения, которые произведены, например, в нарушение условий договора аренды публичного земельного участка;
объекты недвижимости, для строительства которых не требуется разрешение и возведение которых началось после того, как правообладатель изымаемой недвижимости был уведомлен о принятом решении об изъятии.
Также не учитываются некоторые сделки, если правообладатель изымаемой недвижимости заключит их после уведомления о данном решении. Речь идет о сделках, которые влекут увеличение суммы убытков, подлежащих включению в размер возмещения.
В соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимости взамен изымаемых. В этом случае сумма возмещения сократится. Она уменьшится, в частности, на величину, равную рыночной стоимости предоставляемых взамен объектов.
Если изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости принадлежит нескольким лицам на праве общей собственности, то размер возмещения определяется пропорционально долям в праве общей собственности на указанное имущество.
Установлен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Определен порядок прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
При этом Законом определено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, устанавливается Правительством Российской Федерации, а требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения финансирование которых планируется полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации и предусмотренных адресной инвестиционной программой с ходатайством об изъятии обращается государственное учреждение.
Принятие решений Федеральным дорожным агентством осуществляется на основании ходатайств Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений. К ходатайству прилагаются следующие документы: