Постановление Московской городской Думы от 23 апреля 2014 г. N 106 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2013 году" стр. 17

Работа по систематическому анализу и оценке реализации законов, состояния отдельных сфер правового регулирования в городе Москве проводится органами государственной власти, в том числе с привлечением общественных объединений, научных организаций и граждан.
Целями мониторинга являются совершенствование правовых актов и процесса правотворчества; обеспечение их реализации, выявление невостребованных или неприменимых на практике положений законов; изучение мнения органов государственной власти, граждан, юридических лиц по вопросам актуальности, реализации и применения правовых актов.
Результатом правового мониторинга являются предложения органов исполнительной власти города Москвы по внесению изменений в городское законодательство, приведению его в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.

9. Работа с обращениями граждан, привлечение населения города Москвы и общественности к процессу законотворчества

Важным показателем качества и проработанности правового акта любого уровня является "обратная реакция" со стороны правоприменителей. Как правило, анализ вопросов, поставленных в обращениях граждан и юридических лиц, поступающих в Думу, позволяет выявить наиболее актуальные для жителей города проблемы, а также пробелы правового регулирования в конкретных нормативных правовых актах или сферах законодательства.
Москвичи могут направить свое обращение в Думу по почте, факсимильной связью или в форме электронного документа через официальный сайт Думы, а также принести непосредственно в Думу. Кроме того, граждане имеют возможность обратиться с вопросом к депутату на личном приеме, который проводится в Приемной Думы либо в приемных, находящихся в округах, поскольку работа с избирателями является одной из форм депутатской деятельности, предусмотренных Законом города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы".
Результаты личных и письменных обращений граждан ежемесячно обобщаются в справках о правоприменительной практике законов города Москвы, которые готовятся по результатам личного приема граждан депутатами, а также по результатам обращений граждан в Приемную Думы.
Так, в 2013 году в Думу поступило свыше 11 800 обращений граждан, представителей общественных организаций, трудовых коллективов предприятий и учреждений. По информационным каналам и через интернет-сайт Думы поступило 3797 обращений.
В приемных избирательных округов депутатами рассмотрено более 21 тыс. устных и 3 тыс. письменных обращений.
В адрес комиссий Думы поступило 1375 обращений, что на 30% больше чем в 2012 году.
В 2013 году наиболее актуальными для москвичей были вопросы, связанные с градостроительством и землепользованием. Количество обращений по сравнению с 2012 годом возросло в 3,6 раза. Основной рост произошел за счет обращений граждан с возражениями против строительства определенных объектов.
Второй по значимости и количеству обращений граждан, как и в 2012 году, является сфера ЖКХ и благоустройства, куда входят вопросы благоустройства и содержания городских территорий, инженерного обеспечения, содержания и эксплуатации жилищного фонда, текущего и капитального ремонта, оплаты за пользование жилищным фондом и коммунальными услугами.
Не менее актуальными для москвичей остались жилищные вопросы (предоставление жилой площади очередникам, порядок постановки на учет для предоставления жилой площади, отселение в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом жилых помещений или в связи с невозможностью проживания в них, вопросы оформления прав собственности, присоединения комнат в коммунальных квартирах и др.).
Несмотря на то что по сравнению с предыдущим годом сократилось количество обращений по вопросам законности и правопорядка (в связи со снижением объема многократных рассылок), данная тема в 2013 году не стала менее актуальной. Граждане обращались по поводу защиты своих прав, нарушения общественного порядка, тишины и покоя, деятельности правоохранительных органов, нарушения прав при инвестировании в строительство, деятельности судебных органов.
Кроме того, в 2013 году в Думу поступило 611 обращений граждан, послуживших основанием для подготовки материалов по мониторингу правоприменительной практики законов города Москвы.
Подавляющее количество обращений (более 400) поступило на этапе рассмотрения Думой вопроса о внесении изменений в Закон N 48.
Обращения жителей города были связаны с 27 законами города Москвы, которые предлагалось изменить или отменить (в целом или отдельные их положения), также сообщалось о неисполнении ряда законов.
Большое количество обращений касалось ГрК Москвы. Жители города жаловались в основном на некачественное проведение публичных слушаний при принятии тех или иных градостроительных решений. Предлагали закрепить в нем положения об обязательном проведении публичных слушаний по вопросу любого строительства и о заблаговременном информировании жителей об их проведении. Основой градостроительной деятельности москвичи считают приоритет благополучия жителей при принятии соответствующих решений.
По-прежнему жители города поднимают вопрос о нарушении тишины и покоя в ночное и дневное время, в связи с чем граждане предлагают Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" привести в соответствие с ТК РФ, установив ночное время с 22.00 до 6.00, повысить ответственность служб, производящих уборку придомовых территорий в ночное время, ограничить шумовые работы в ночное и дневное время, а также усилить административную ответственность за несоблюдение норм данного Закона города Москвы.
Предложено отменить формулировку, содержащуюся в преамбуле Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", не позволяющую жителям присоединенных территорий улучшать жилищные условия.
В Закон города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" предлагается внести изменение, дающее право на льготы лицам, имеющим звание "Почетный донор Москвы" (бесплатный проезд на городском транспорте, пятидесятипроцентная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг и на обеспечение лекарственными препаратами).
Поступали сообщения о нарушении законов города Москвы:
"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (снятие с жилищного учета на основании того, что граждане имеют в собственности нежилые помещения на садовых участках; отказ в постановке на жилищный учет без объяснения причин);
"О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения" (самовольное возведение памятника святому Валентину на пересечении улиц Лодочной и Свободы);
"О защите зеленых насаждений" (уничтожение зеленых насаждений при строительстве новых объектов);
"О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" и других.
Жители города вносили предложения по отмене Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", считая, что он нарушает права человека на получение государственных и муниципальных услуг традиционным путем без использования цифровых идентификационных номеров, штрихового кодирования, электронных носителей, данных биометрии.
Сообщалось о неисполнении отдельных положений федерального законодательства. В частности, поступали жалобы на неисполнение федеральных законов:
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части нарушения сроков рассмотрения обращений);
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части ограничения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур) и других.
Установление порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является одним из основных полномочий органов государственной власти субъекта РФ в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней. В Москве антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с положениями Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" и постановления Думы от 7 октября 2009 года N 333 "О Порядке проведения в Московской городской Думе антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов города Москвы и поправок к ним".
Выявить возникновение коррупционных фактов позволяют проводимый Думой мониторинг соответствия московского законодательства федеральному, судебный контроль и прокурорский надзор. Проверка проектов правовых актов на предмет коррупциогенности осуществляется как на заседаниях комиссий Думы, общественных экспертных советов, так и при подготовке заключений Прокуратуры города Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Думе, Государственно-правового управления Аппарата Думы, экспертиз КСП Москвы и др. По итогам рассмотрения проектов уполномоченная комиссия готовит заключение о наличии или об отсутствии в проекте правового акта или поправках к нему коррупциогенных факторов и коррупциогенных норм.
В 2013 году в Думу поступило 5 заключений Прокуратуры города Москвы на проекты законов города и 1 заключение на поправки к проекту закона города Москвы. Замечания, содержащиеся в них, Думой учтены.
2 заключения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в 2013 году (1 - на проект закона и 1 - на поправки к проекту закона города Москвы), решениями комиссии Думы были признаны необоснованными. В дальнейшем на заседаниях Думы при обсуждении законопроектов решения комиссий были поддержаны.
──────────────────────────────
*(1) В связи с внесением изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", установивших требования к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
*(2) В соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 Городская целевая программа "Электронная Москва" реализовывалась с 2003 по 2007 годы. Государственная программа города Москвы "Информационный город (2012-2016 годы)" реализуется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 349-ПП.
*(3) Закон города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
*(4) Закон города Москвы от 6 февраля 2013 года N 8 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы".
*(5) В городе Москве проведена кадастровая оценка объектов недвижимого имущества. Ее результаты утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП.
*(6) К объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относятся:
а) административно-деловые и торговые центры (общей площадью свыше 5000 кв. метров) и помещения в них;
б) здания (строения, сооружения), предназначенные для использования или фактически используемые в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
в) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
*(7) В транспортную систему входят метрополитен, железная дорога (городская), наземный городской пассажирский транспорт и личный транспорт, перевозящие в год около 7,35 млрд. пассажиров. Доля общественного транспорта в общем объеме перевозок (метрополитен, железная дорога и наземный городской пассажирский транспорт) составляет около 74%.
*(8) По состоянию на 2011 год протяженность улично-дорожной сети в городе составляет 3620,3 км при плотности 3,32 км/кв. км от всей территории города, протяженность магистральной улично-дорожной сети - 1331,4 км при плотности 1,22 км/кв. км, что в 1,8 раза ниже нормативной. Доля территории, занятой улично-дорожной сетью в балансе территории города, составляет 11,4%. По ориентировочной оценке дефицит протяженности магистралей достиг 350-400 км.
*(9) Стенограмма совместного заседания бюджетно-финансовой комиссии и комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике от 24 января 2011 года.
*(10) Длительный период на федеральном уровне дорожная деятельность оставалась одной из немногих отраслей, не имеющей комплексного законодательного регулирования. Нормативная правовая база состояла из подзаконных правовых актов, регламентирующих различные аспекты функционирования автомобильных дорог (проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание).
*(11) Реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги определяются через различные по составу комплексы работ. При этом следует различать капитальный ремонт, при котором изменяются конструктивные элементы дороги и дорожных сооружений, и ремонт, при котором происходит лишь восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик дороги без вмешательства в ее конструктивные элементы. Реконструкция отличается тем, что после ее проведения изменяется класс и (или) категория автомобильной дороги либо границы полосы отвода дороги. Содержание автомобильной дороги нацелено на поддержание ее надлежащего технического состояния, оценку этого состояния, организацию или обеспечение безопасности дорожного движения.
*(12) В части финансирования затрат, связанных с дорожной деятельностью, в соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ ключевым является положение о том, что осуществление данной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения относится к расходным обязательствам соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований исходя из нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы утверждаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.