Постановление Московской городской Думы от 23 апреля 2014 г. N 106 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2013 году" стр. 16

Так, в 2013 году в Думу поступило 13 экспертных заключений Главного управления Минюста России по Москве и по итогам их рассмотрения принят Закон города Москвы от 19 июня 2013 года N 32 "О потребительской корзине в городе Москве", внесены изменения в законы города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", "О прожиточном минимуме в городе Москве", от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", от 22 ноября 1995 года N 24 "О порядке внесения и рассмотрения депутатского запроса". В остальных случаях принято решение учесть замечания или принять их к сведению. В отношении Закона города Москвы от 14 июля 2004 года N 50 "О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)" на совместном заседании комиссии по законодательству и комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению принято решение не согласиться с замечаниями, содержащимися в заключении.

4. КСП Москвы

Контроль за обоснованностью составления проекта бюджета города Москвы, правомерностью, результативностью и эффективностью его исполнения как в части поступления доходов бюджета, так и в части расходования бюджетных средств, возложен на КСП Москвы.
Являясь органом внешнего государственного финансового контроля, КСП Москвы ежеквартально анализирует правовые и организационные проблемы исполнения закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год при проведении мониторинга исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города и социально-экономической ситуации в Москве.
Другой сферой деятельности КСП Москвы является контроль за правомерностью и эффективностью управления собственностью города Москвы.
Результаты мониторинга ежеквартально поступают в Думу для анализа и использования, в том числе при подготовке ежегодного доклада о состоянии законодательства.
Так, в ходе проведения контрольных мероприятий КСП Москвы в 2013 году выявлены пробелы в части установления государственных стандартов в отношении услуг нестационарного социального обслуживания (Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы"). Также указывается на отсутствие в городе Москве правового акта, предусмотренного основами законодательства о культуре, и на неурегулированность в полном объеме деятельности городских музеев*(67).
Поступающая в течение года информация о результатах проверок правомерности и эффективности использования бюджетных средств на реализацию различных мероприятий становится предметом рассмотрения комиссий Думы.

5. Контроль за исполнением законов города Москвы, проводимый в рамках деятельности Думы, депутатов и комиссий Думы

Контроль за исполнением московского законодательства отнесен Уставом города Москвы к полномочиям Думы. Он осуществляется депутатами путем организации и проведения "круглых столов", депутатских и общественных слушаний, направления депутатских запросов. Постоянный и квалифицированный мониторинг эффективности правового регулирования, выявление правовых пробелов, своевременное внесение и оперативное принятие необходимых законов и изменений в них, обеспечение неукоснительного их выполнения является неотъемлемой частью деятельности депутатов, Думы и ее структурных подразделений.
В 2013 году состоялось 31 заседание "круглых столов" различной тематики. Особое внимание, как и в предыдущие годы, депутатское сообщество уделяет вопросам социальной сферы и экологии.
На парламентской площадке рассматривались различные проблемы. Например, перспективы развития столичного социального такси или же такой важнейший вопрос, как поиск пропавшего в Москве человека. При обсуждении последнего вопроса участники отметили важность координации поисковых работ на всех уровнях, взаимного обмена информацией и сотрудничества государственных органов и волонтеров, а также необходимость информирования горожан о первоочередных мерах в случае пропажи близкого человека, что возможно делать посредством социальной рекламы или распространения памяток. Ход реализации решений, принятых на заседании Координационного совета при Мэре Москвы по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также высказанные на V Международной конференции "Равные права, равные возможности" предложения, вопросы улучшения условий жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями обсудили на заседании "круглого стола" "Профессиональное образование и трудоустройство молодых инвалидов". Решение Президента РФ В.В. Путина по возрождению звания Героя Труда, одобренное участниками выездного заседания "круглого стола", менее чем через 3 месяца было реализовано в Указе Президента РФ от 29 марта 2013 года N 294 "Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации".
Различные аспекты экологии Москвы также стали предметом обсуждения как на заседаниях "круглых столов", так и в ходе депутатских слушаний. Решению вопросов утилизации отходов были посвящены заседания "круглых столов" на тему "Биоразлагаемая одноразовая посуда - шаг к здоровому образу жизни и сохранению окружающей среды (зарубежный и отечественный опыт)" и "Саморегулирование как основа создания системы обращения с отходами в Российской Федерации". Участники обсудили законодательную инициативу, направленную на упорядочение деятельности по сбору, транспортировке и хранению отходов. Саморегулирование в данной сфере, по мнению большинства участников, способно положить начало формированию цивилизованной системы обращения с отходами. Заседание "круглого стола" на тему "Как остановить уничтожение "зеленых легких" Москвы?" знаменательно состоялось в Международный день охраны окружающей среды - 5 июня.
Жилищные проблемы москвичей обсуждались в рамках заседаний "круглых столов": "О невыполнении программ по сносу ветхого и аварийного пятиэтажного жилого фонда в городе Москве", "Проблемы общежитий и очередников на жилье в Москве", "Совершенствование механизмов защиты прав участников долевого строительства". Последняя из перечисленных проблем до сих пор является актуальной, поскольку обман с квартирой или домом сопровождается не только существенными финансовыми потерями граждан, но и большим социальным напряжением в обществе.
По просьбе представителей инициативных групп москвичей в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" состоялось заседание "круглого стола" на тему "Проблемы капитального ремонта домов в Москве: правильно ли, что государственные обязательства перекладываются на москвичей? Какой должна быть региональная программа капремонта?".
Вопросы состояния экономики города, экономической политики, науки и промышленности нашли отражение при обсуждении проблем развития и поддержки промышленных предприятий, действующих на территории ЗАО города Москвы и в городе в целом, а также в ходе заседаний "круглых столов": "Состояние и перспективы развития предприятий агропромышленного комплекса на территории города Москвы" и "О положении дел на столичных предприятиях авиапрома и мерах по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в Москве". Проблемы и перспективы туристской деятельности обсудили руководители федеральных и московских органов исполнительной власти, депутаты Думы, субъекты туристской индустрии, руководители образовательных и общественных организаций в рамках "круглого стола" на тему "Законодательное обеспечение туристской деятельности в городе Москве".
Вступившие в силу с 1 января 2013 года изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" стали темой "круглого стола" "О проблемах применения законодательства при реализации алкогольной продукции в городе Москве и защите прав потребителей". Итоги мониторинга цен на социально значимые продукты питания основной потребительской корзины, подведенные в Думе, будут представлены в докладе Президенту РФ и Правительству РФ о ситуации на продовольственном рынке, а также будут использоваться при подготовке предложений по закону о торговле.
Накануне выборов Мэра Москвы состоялись два "круглых стола", посвященных проблемам местного самоуправления, результатом которых стал меморандум, содержащий конкретные предложения по изменению законодательства.
Также депутаты совместно с представителями органов исполнительной власти, городских организаций и общественности в рамках заседаний "круглых столов" обсудили вопросы сохранения исторического облика города Москвы, повышения ответственности водителей за совершение ДТП, патриотического воспитания молодежи в неблагоприятных условиях мегаполиса, развития городских библиотек, проблемы столичных учреждений культуры, вопросы цветочного оформления и озеленения Москвы, подвели итоги первого года развития "Новой Москвы".
За тот же период было проведено 6 депутатских слушаний по наиболее актуальным проблемам жизнедеятельности города. Преимущественное внимание здесь уделялось сферам правового регулирования, которые являются в настоящее время приоритетными для города.
В частности, необходимость подготовки проектов планировки территории Национального парка "Лосиный остров" и природно-исторического парка "Москворецкий" дала повод для широкой общественной дискуссии в рамках депутатских слушаний. Вопросы экологического баланса и экологической безопасности продолжают оставаться актуальными для Москвы и москвичей.
Депутатские слушания "Система государственных закупок в городе Москве и размещение городского заказа: состояние, достигнутые результаты и основные направления развития" позволили подытожить и оценить сформированную в городе эффективно действующую комплексную систему, что немаловажно в преддверии перехода на контрактную систему, предусмотренную Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рамках совместного заседания комиссий по законодательству и по безопасности были обсуждены события в районе Бирюлево Западное 13 октября 2013 года. Состоявшиеся депутатские слушания явились примером фактического парламентского расследования, на котором депутаты дали высказаться представителям всех ведомств, в той или иной степени имеющих отношение к произошедшему (правоохранительных органов, миграционной службы, исполнительной власти).
По итогам слушаний 16 октября 2013 года было принято заявление Думы "О событиях в районе Бирюлево Западное 13 октября 2013 года", в котором были выражены соболезнования родным и близким погибшего, прозвучал призыв к москвичам не переводить преступления в политическую плоскость и не организовывать массовые беспорядки, в ходе которых страдают ни в чем не повинные люди. Депутаты обратились к коллегам из Федерального Собрания Российской Федерации с предложением ускорить работу с законодательной инициативой города Москвы, направленной на жесткое регулирование миграционных процессов, ужесточение ответственности за нарушение российского законодательства в сфере миграции, дальнейшее упорядочение привлечения иностранной рабочей силы.

6. Молодежная палата

Молодежная палата*(68), состоящая из 52 молодых активных москвичей в возрасте от 18 до 30 лет, зарегистрированных по месту жительства в городе Москве, из числа учащейся и работающей молодежи, формируется на период деятельности созыва депутатов Думы. Состав Молодежной палаты созыва 2009-2014 годов включает в себя представителей от Московской федерации профсоюзов, молодых депутатов представительных органов местного самоуправления в городе Москве, а также представителей от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", "ПАТРИОТЫ РОССИИ", "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России".
Представители Молодежной палаты принимают участие в работе Общественной молодежной палаты (Молодежного парламента) при Государственной Думе и Совета по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов РФ, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской Ассамблеи).
Члены Молодежной палаты также принимают активное участие в заседаниях комиссий Думы, президиума Совета муниципальных образований города Москвы, Молодежного парламента при Государственной Думе, Палаты молодых законодателей при Совете Федерации. Кроме того, Молодежная палата участвует в общественно значимых мероприятиях: ежегодных образовательных выездах актива Молодежного парламента города Москвы, во Всероссийском форуме молодежных парламентов, в работе Российско-Германского молодежного парламента, съездов молодых парламентариев города Москвы.
В 2013 году Молодежной палатой проведено 8 заседаний, на которых рассмотрено 35 вопросов, в том числе ряд федеральных и московских законодательных инициатив.
Так, при обсуждении проекта закона города Москвы "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в городе Москве" члены Молодежной палаты говорили о том, что в городе сформирована хорошая законодательная основа поддержки молодежных и детских общественных объединений, и высказали мнение о нецелесообразности принятия данного законопроекта, а также о необходимости совместно с профильным департаментом Правительства Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы подготовить и организовать проведение "круглого стола", посвященного проблеме поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Также на заседании Молодежной палаты был рассмотрен проект федерального закона "О государственной политике по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации". Участники обсуждения поддержали концепцию данного законопроекта и поручили секции Молодежной палаты по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи совместно с рабочей группой Общественной молодежной палаты города Москвы на основании представленных Росвоенцентром документов доработать законопроект.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона "О государственной поддержке талантливой молодежи в Российской Федерации" Молодежная палата не поддержала его концепцию и высказала мнение о нецелесообразности принятия указанного законопроекта. Однако молодые законодатели высказали мнение о возможности включения аналогичной главы в проект федерального закона "О государственной молодежной политике в Российской Федерации".
Рассмотрев проект федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка", члены Молодежной палаты отметили, что его принятие в представленной редакции может негативно повлиять на достаточно эффективную систему участия граждан в охране общественного порядка в городе Москве, сложившуюся в результате наличия в городе хорошо проработанной законодательной базы в данной сфере. Молодежная палата приняла решение направить свои замечания и предложения в адрес Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
Концепция проекта федерального закона "О велосипедном движении и велосипедном транспорте в Российской Федерации" Молодежной палатой в целом была поддержана. Однако наличие ряда недостатков в законопроекте обусловило принятие решения о направлении в состав рабочей группы по разработке представленного законопроекта членов Молодежной палаты и повторном рассмотрении доработанного варианта документа.
Одним из вопросов, попавших в поле зрения Молодежной палаты, стала информация об инициативах московского студенчества в области противодействия коррупции.

7. Общественный консультативный совет политических партий при Московской городской Думе

Созданный при Московской городской Думе общественный консультативный совет политических партий (далее - Совет) вот уже 4 года является площадкой для осуществления политических консультаций по широкому кругу общественно значимых вопросов, в ходе которых учитываются существующие в обществе различные политические взгляды. Задачей Совета является обеспечение взаимодействия между органами государственной власти города Москвы и политическими партиями, участвовавшими в выборах в Думу текущего созыва.
В соответствии с постановлением Думы о создании Совета*(69) основными направлениями его деятельности являются: подготовка заключений на проекты правовых актов, внесенных в Думу и подготовленных для внесения в Думу; подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства города Москвы; подготовка предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Думы. В истекшем году Совет работал в полном составе - 14 человек (по 2 представителя от 7 политических партий).
В 2013 году Советом было проведено 11 заседаний, на которых рассмотрено 58 вопросов, в том числе 7 проектов законов города Москвы, по одному заявлению Думы, обращению Думы, отзыву и заключению на проекты законов города Москвы. Членами Совета подготовлены и внесены в Думу 18 поправок в ГрК Москвы, из которых три наиболее принципиальные нашли поддержку у Мэра Москвы С.С. Собянина.
В частности, удалось добиться принятия поправок, позволяющих сохранить проведение публичных слушаний по проектам градостроительных планов, земельных участков, территориальных и отраслевых схем, сроки опубликования оповещения о проведении публичных слушаний, изменить время начала проведения публичных слушаний с 18 на 19 часов.
В стадии согласования находится ряд поправок в отдельные законы города Москвы:
1) КоАП Москвы - в части защиты прав граждан на участие в публичных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности с наложением административного штрафа на должностных лиц за нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний, равно за их непроведение, препятствие иным формам участия граждан в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы и муниципальными правовыми актами;
2) Закон города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве";
3) Устав города Москвы;
4) Закон города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
В поле зрения Совета попадают наиболее актуальные вопросы из различных сфер, поставленные перед ним самими москвичами. Это вопросы здравоохранения, государственного строительства и местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций, экономической политики, бюджета и промышленности. Так, Советом подготовлен отзыв на предложение Русской православной церкви по внесению изменений в Закон города Москвы "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" и предложения по нормативному регулированию процедуры публичных слушаний по бюджету города Москвы. Члены Совета приняли деятельное участие в анализе практики применения законов города Москвы, касающихся квотирования рабочих мест. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" был подвергнут тщательному анализу в части контроля начислений за отопление в многоквартирных жилых домах. Совет не мог не коснуться и такой актуальной проблемы, как проблема платных парковок в столице, и внес свои предложения в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Советом также были подготовлены заявления о протестных действиях населения в районе Бирюлево Западное в октябре 2013 года.
В истекшем году продолжилась практика привлечения в качестве содокладчиков и экспертов депутатов советов депутатов и инициативных групп граждан, начато сотрудничество с Советом муниципальных образований города Москвы. В работе Совета также принимали активное участие представители органов исполнительной власти и Председатель Думы В.М. Платонов. Впервые в заседаниях Совета принял участие представитель союзного государства - советник-посланник посольства Республики Беларусь В.В. Колтович. Информационные материалы предоставлялись органами исполнительной власти города Москвы оперативно и в полном объеме.
Таким образом, Совет стал весьма полезным и востребованным инструментом обмена мнениями между властью и представителями москвичей, не вошедшими в состав Думы. Об этом можно судить хотя бы по тому, что его опыт был использован при создании аналогичного совета при Государственной Думе.

8. Органы исполнительной власти города Москвы

Закон города Москвы "О правовых актах города Москвы" закрепляет за органами государственной власти обязанности по обеспечению правильной и последовательной реализации правовых актов, соблюдению принципа законности в их применении, а также по проведению правового мониторинга.