D - Особый случай для четырехтактных или двухтактных двигателей
Если для двигателей специальной конструкции испытательное оборудование отличается от вышеописанного, то требования к оборудованию для проведения испытаний этих двигателей должны быть наиболее приближены к требованиям, указанным в 6.2.1.2, перечисления А, В или С. При этом следует исходить из условия, что источник воспламенения испытательного газа должен находиться в пределах 30 мм от соответствующего впускного или выпускного канала камеры, в которой происходит воспламенение при работе двигателя.
6.2.1.3 Процедура испытаний
a) монтируют испытуемую взрывобезопасную оболочку, включающую в себя головку цилиндров (если требуется) и все составные части входного устройства двигателя до пламегасителя (см. рисунок 1, В-D) или до предела опасной зоны (см. рисунок 1, D). Соответствующие клапаны должны быть открыты;
b) прикрепляют и герметизируют газонепроницаемый сосуд или пластиковые мешки для обеспечения удерживания газа;
c) продувают испытуемую систему минимум шестью объемами испытательной газовой смеси. Проверяют состояние газовой смеси, которая при испытаниях должна иметь:
- температуру окружающей среды (от 0 °С до 40 °С);
- давление окружающей среды;
d) после заполнения газовой смесью инициируют взрыв с помощью маломощного источника воспламенения и регистрируют полученное максимальное давление;
e) повторяют испытание.
Проводят по два испытания для каждой точки воспламенения при расположении источника воспламенения поочередно в впускном и выпускном каналах. Проводят не менее пяти испытаний при воспламенении в точке, создающей наибольшее давление взрыва.
Записывают в качестве давления взрыва максимальное давление, зарегистрированное при проведении любого испытания.
При испытании пламегасителей на водной основе установленный изготовителем уровень жидкости перед испытанием должен быть максимальным, а взрывы должны быть проведены в статическом режиме (без движения газа).
Предупреждение! Так как взрывы представляют опасность, должны быть приняты меры предосторожности.
6.2.2 Испытание на взрывоустойчивость
6.2.2.1 Цель испытаний
Целью этого испытания является проверка способности взрывонепроницаемой оболочки выдерживать соответствующее избыточное давление без повреждений.
6.2.2.2 Оборудование для гидростатического испытания
Для проведения испытания требуется следующее оборудование:
a) запирающие плиты для замены блока цилиндров и герметизации проходов в окружающую среду;
b) фитинги для заполнения и создания давления;
c) манометр для регистрации давления при гидравлическом испытании.
6.2.2.3 Процедура гидростатического испытания
a) смонтировать испытуемую систему, установить запирающие плиты и систему заполнения;
b) создать давление в системе до величины испытательного давления, равное:
- 1,5-кратному значению максимального давления взрыва, измеренного согласно 6.2.1.3 на впуске, но не более 1,5 МПа;
- 1,5-кратному значению максимального давления взрыва, измеренного согласно 6.2.1.3 на выпуске, но не более 1,0 МПа;
c) отключить систему подачи давления.
6.2.2.4 Критерии приемки
Результаты испытаний считают положительными, если после выдержки гидростатического давления в течение 1 мин не наблюдается видимые остаточные деформации и повреждения оболочки, нарушающие вид взрывозащиты.
6.2.2.5 Альтернативное испытание
В качестве альтернативного допускается проведение динамического испытания на взрывоустойчивость в соответствии с ГОСТ IEC 60079-1.
6.2.3 Испытание на взрывонепроницаемость
Испытания являются проверкой нераспространения действия взрыва, произошедшего внутри взрывонепроницаемой оболочки, во внешнюю взрывоопасную окружающую среду через узлы двигателя и/или пламегасители.
Испытание на взрывонепроницаемость следует проводить при максимальных зазорах взрывонепроницаемых оболочек, указанных изготовителем.
Испытание на взрывонепроницаемость должно быть проведено с применением газовой смеси при атмосферном давлении для систем, рассчитанных на атмосферное давление, и для не подвергающихся давлению частей устройства повышения давления воздуха на впуске. Подвергающиеся давлению части устройства повышения давления воздуха на впуске должны быть испытаны при давлении, равном произведению атмосферного давления на коэффициент повышения давления для этих частей.
6.2.3.1 Испытательные смеси
Взрывоопасные газовые смеси для испытаний на взрывонепроницаемость впускной системы взрывонепроницаемой оболочки приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Испытательные смеси, применяемые для испытаний на взрывонепроницаемость
Подгруппа | Число испытаний | Испытательная смесь |
IIА | 10 | Пропан (4,2±0,1)% (по объему) в воздухе |
IIВ | 10 | Водород (45±0,5)% (по объему) в воздухе |
IIС | 10 | Первое испытание - водород (28±1)% (по объему) в воздухе |
10 | Второе испытание - ацетилен (7,5±1)% (по объему) в воздухе |
Для проведения испытаний на взрывонепроницаемость выпускной системы взрывонепроницаемой оболочки, взрывоопасной газовой смесью является пропан, концентрацией (4,2±0,1)% (по объему) в воздухе при атмосферном давлении.
6.2.3.2 Оборудование для испытания
Для проведения испытания требуется оборудование, указанное в 6.2.1.2.
Выпускной пламегаситель должен быть испытан при температуре окружающей среды для двигателей, классифицируемых по температурному классу Т4, Т5 и Т6, или по максимальной температуре до 135 °С.
Для двигателей, классифицируемых по температурному классу Т1, Т2 и Т3 или максимальной температуре поверхности свыше 135 °С, выпускной пламегаситель должен проходить испытание при рабочей температуре.
6.2.3.3 Процедура испытания
Для проведения испытания применяют методику, указанную в 6.2.1.3, при этом взрывоопасная газовая смесь должна присутствовать снаружи и внутри взрывонепроницаемой оболочки. Оболочка должна быть помещена в испытательную взрывную камеру.
Проводят не менее 10 взрывов, при условиях обеспечивающих максимальное давление взрыва.
Испытания пламегасителей на водной основе на взрывонепроницаемость должны быть проведены в следующих условиях:
- уровень жидкости перед испытанием должен быть на минимальной отметке, указанным изготовителем;