ГОСТ 31440.1-2011(EN 1834-1:2000) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 1. Двигатели Группы II для применения в средах, содержащих горючий стр. 5

5.11 Искры, образованные механическим путем  

5.11.1 Металлы и их сплавы
Требования к металлам и их сплавам - по ГОСТ 31438.1 (пункт 6.4.4.)
5.11.2 Краски и материалы покрытия
Краски и материалы покрытия не должны содержать более 25% по массе в сумме таких металлов, как алюминий, магний и титан, и более 6% в сумме - магния и титана.
5.11.3 Вентиляторы и другие устройства с вращающимися частями
Вентилятор и кожух вентилятора должен иметь электрическое соединение с корпусом двигателя.
Вентиляторы и аналогичные устройства с вращающимися частями, которые содержат легкие сплавы, должны соответствовать требованиям ГОСТ 31438.1 (пункт 6.4.4).
Вентиляторы, их кожухи, крышки вентиляционных отверстий и т.д. должны быть сконструированы и смонтированы так, чтобы при условиях, определенных в 5.1, не возникали контакты между неподвижными и вращающимися частями, образующие искры.
5.11.4 Механические стартеры двигателей
Стартеры следует выбирать таким образом, чтобы они не образовывали нагретых поверхностей, искр или иным образом не заключали в себе источников воспламенения. Стартеры следует относить к типу механизмов с предварительным зацеплением.

5.12 Электрооборудование

Электрооборудование двигателей должно соответствовать требованиям соответствующим национальным стандартам* и ГОСТ 29076 (пункт 2.10.1).
* В Российской Федерации электрооборудование двигателей должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50761-95 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности", пункт 5.5.
Электрооборудование двигателей с уровнем взрывозащиты Gb должно соответствовать всем требованиям ГОСТ 31610.0, а также требованиям одного или нескольких стандартов ГОСТ 31610.6, ГОСТ IEC 60079-2, ГОСТ 31610.5, ГОСТ IEC 60079-1, ГОСТ 31610.7, ГОСТ 31610.11* или ГОСТ IEC 60079-18. Электрооборудование двигателей с уровнем взрывозащиты Gc должно соответствовать требованиям соответствующих национальных стандартов стран, проголосовавших за принятие**
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52350.15-2005 (МЭК 60079-15:2005) "Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 15. Конструкция, испытания и маркировка электрооборудования с видом защиты "n".
Электрические установки должны соответствовать требованиям ГОСТ IEC 60079-14.
Система электрооборудования двигателей с уровнем взрывозащиты Gb должна быть двухполюсной, за исключением того, что в электрической цепи свечей предпускового подогрева или другого вспомогательного средства пуска можно использовать блок цилиндров двигателя как часть цепи возврата тока через землю на время, в течение которого работает цепь вспомогательного средства пуска двигателя. Если вспомогательное средство пуска двигателя не задействовано, то плюсовые и минусовые электрические цепи должны быть отключены от источника питания.
В передвижном оборудовании допускается применять обычные электрические стартеры при условии, что источник электрического питания находится вне двигателя и расположен таким образом, что стартер может быть использован только в безопасной зоне.

5.13 Статическое электричество  

5.13.1 Пластмассы
В двигателях с уровнем взрывозащиты Gb допускается применение пластмасс только для наружных доступных частей, если отсутствует опасность воспламенения взрывоопасной среды от электростатического заряда, накопленного на них.
В этом случае:
- поверхностное сопротивление не должно превышать 10 Ом при измерении в соответствии с ГОСТ 31610.0; или
- площадь поверхности, на которой может возникать электростатический заряд, должна быть ограничена до значений, указанных в таблице 3; или
- толщина непроводящего материала поверх проводящих слоев или металлической сетки должна быть не более 2 мм - для двигателей подгрупп IIА и IIВ и 0,2 мм - для двигателей подгруппы IIС. В тех случаях, когда металлическая сетка используется в качестве проводящего слоя, то ширина ячейки не должна превышать значения, данного в таблице 4; или
- части из пластмасс, соединенные с металлическими пластинами, должны иметь напряжение пробоя, равное или менее 4 кВ.
Таблица 3 - Максимальные площади поверхности пластмасс
Уровень взрывозащиты Максимальные площади поверхности пластмасс, см
Группа IIА Группа IIВ Группа IIС
Gb100 100 20
Таблица 4 - Максимальная ширина ячейки сетки
Уровень взрывозащиты Максимальные ширина ячейки сетки, см
Группа IIА Группа IIВ Группа IIС
Gb3 3 2
5.13.2 Электрические соединения перемычками
Все части имеющие открытые и доступные поверхности должны быть электрически соединены перемычками с блоком цилиндров двигателя для выравнивания потенциалов. Соединение частей с помощью отдельных проводников не требуется, если эти части прочно закреплены и имеют электрический контакт с блоком цилиндров.
5.13.3 Ремни приводов
Ремни приводов должны соответствовать требованиям к электрическому сопротивлению.
Примечание - Характеристики и методы испытаний клиновых и бесконечных ремней установлены в ИСО 1813 [1] или ИСО 9563 [2].

5.14 Системы сжатия воздуха

Компрессоры не рекомендуется устанавливать на двигателе. Если в исключительных случаях такие устройства сжатия воздуха установлены, то должны быть приняты меры предосторожности:
- если воздух поступает из опасной зоны, то должен быть выбран такой компрессор, внутри которого температура и давление не создают условия для воспламенения;
- компрессор для двигателей с уровнем взрывозащиты Gb должен быть взрывобезопасным и иметь пламегасители согласно 5.9 как на впуске, так и на выпуске;
- пламегаситель на выпуске компрессора должен быть испытан при условиях воспламенения в компрессоре и при максимальной температуре и максимальном давлении.

5.15 Системы управления

Для обнаружения и реагирования на неисправности двигателя должны применяться требования, установленные в 5.15.1 и 5.15.2.
5.15.1 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и останова
В случае превышения частоты вращения двигателя должно быть предусмотрено автоматическое выключение. Для подачи сигнала тревоги должны быть установлены автоматические средства в соответствии с таблицей 5. В зависимости от условий применения двигателя могут быть предусмотрены аварийный останов двигателя или комбинация аварийной сигнализации и останова. Если требуется установка устройства аварийной сигнализации или индикатор, то они могут быть визуальными или звуковыми в зависимости от их применения.
Таблица 5 - Требования к автоматическому устройству аварийной сигнализации
Состояние Двигатель с уровнями взрывозащиты Gb или Gc
Повышенная температура охлаждающей жидкости в жидкостной системе охлажденияX
Низкое давление в системе смазкиX
Низкий уровень воды в искрогасителях на водной основеX
Низкий уровень воды в пламегасителях на водной основеX
Повышенная температура отработавших газов (см. 5.3)X
Высокая температура поверхности для двигателей с воздушным охлаждениемX
Примечание - "X" предусматривает наличие устройств аварийной сигнализации.
Останов двигателя в случае возникновения неисправности должен быть безопасным.
Повторный пуск двигателя должен быть невозможным, если устройство останова не возвращено в исходное положение вручную.
5.15.2 Системы останова двигателя