ГОСТ 31440.1-2011(EN 1834-1:2000) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 1. Двигатели Группы II для применения в средах, содержащих горючий стр. 3

- опасности, возникающие в результате отказа или неисправности системы управления (см. 5.15);
- опасности, причиной которых являются неправильное расположение или отсутствие ограждений или устройств, обеспечивающих безопасность, включая устройства пуска и останова, а также аварийные знаки и сигналы, устройства предупредительной сигнализации или предупреждающей информации (см. 5.5, 5.6, 5.7).
Основными источниками воспламенения являются:
- нагретые поверхности;
- пламя и горячие газы;
- искры, образованные механическим путем;
- электрическое оборудование и системы;
- статическое электричество.
Потенциальные источники воспламенения, которые могут воспламенять окружающую взрывоопасную среду, перечислены в А.2 (приложение А).

5 Требования безопасности и/или меры по обеспечению безопасности  

5.1 Общие требования

Не допускается воспламенение взрывоопасной среды вне взрывонепроницаемой оболочки, происходящее из-за нагретых поверхностей, горячих газов, пламени, искр или электрического оборудования.
Взаимосвязь между уровнями взрывозащиты оборудования и зонами приведена в таблице С.1 (приложение С) (см. также ГОСТ 31438.1).
Для двигателей с уровнем взрывозащиты Gc должен быть учтен только нормальный режим эксплуатации. Неисправности [см. А.1.1 (приложение А)] не рассматриваются.
Для двигателей с уровнем взрывозащиты Gb должны быть учтены нормальный режим эксплуатации и ожидаемые неисправности. Редкие неисправности и катастрофические отказы [см. А.1.1 и А.1.2 (приложение А)] не рассматриваются.
Все требования безопасности и/или меры по обеспечению безопасности применяются к двигателям с уровнями взрывозащиты Gb и Gc, если не указано иное.
Двигатели, предназначенные для применения в средах, содержащих горючий газ и пар, включая горючую пыль, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 31440.3.

 5.2 Подгруппы двигателей Группы II

Двигатели, предназначенные для применения во взрывоопасных средах, содержащих горючий газ и пар, определены как двигатели Группы II. Двигатели Группы II делятся на подгруппы IIА, IIВ и IIС в соответствии с категорией взрывоопасности смеси, для применения в которой они предназначены.
Примечания
1 Такое деление (ГОСТ 31610.0) базируется на безопасном экспериментальном максимальном зазоре (БЭМЗ) взрывонепроницаемых оболочек.
2 Двигатели подгруппы IIВ пригодны также для применения там, где требуются двигатели подгруппы IIA. Подобным образом двигатели подгруппы IIC пригодны также для применения там, где требуются двигатели подгруппы IIА и IIВ.

5.3 Максимальная температура

Максимальная температура согласно определению 3.7 не должна превышать температуру самовоспламенения взрывоопасной среды.
Это требование выполняется, если максимальная температура не превышает максимальное значение для данного температурного класса (см. таблицу 1) или максимальную температуру, установленную изготовителем двигателя в соответствии с 6.3.
Таблица 1 - Классификация максимальных температур поверхности оборудования
Температурный классМаксимальная температура поверхности, °С
Т1450
Т2300
Т3200
Т4135
Т5100
Т685
Примечание - Обычно оборудование разрабатывается для применения в диапазоне температур окружающей среды от минус 20 °С до плюс 40 °С.

5.4 Обозначение двигателя

Двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для применения в потенциально взрывоопасных средах, содержащих газ и пар, должны иметь следующие обозначения:
- Группа II двигателя;
уровень взрывозащиты Gb или Gc;
- подгруппа IIА, IIВ или IIС (см. ГОСТ 31610.0);
- температурный класс, согласно таблице 1, или максимальная температура поверхности, установленная изготовителем двигателя.

5.5 Взрывонепроницаемая оболочка

Взрывонепроницаемая оболочка должна:
- выдерживать давление внутреннего взрыва при испытании согласно 6.2.1;
- выдерживать избыточное давление при испытании согласно 6.2.2;
- предотвращать передачу внутреннего взрыва при испытании согласно 6.2.3.
Число механических соединений во взрывонепроницаемой оболочке должно быть сведено к минимуму.
Каждое соединение механических частей взрывонепроницаемой оболочки должно быть закрытым или открытым.
Любое открытое соединение во взрывонепроницаемой оболочке, связывающее внутреннее пространство оболочки с окружающей средой, должно соответствовать значениям длины и зазора взрывонепроницаемых соединений согласно ГОСТ IEC 60079-1 для соответствующей подгруппы газа.
Резьбовые соединения должны соответствовать требованиям ГОСТ IEC 60079-1.

5.6 Система впуска воздуха  

5.6.1 Впускные трубопроводы из безопасной зоны
Части впускных трубопроводов, которые проходят через опасную зону, должны быть герметичными при испытаниях согласно 6.5 (см. рисунок 1, А и В).
Рисунок 1
5.6.2 Впускные трубопроводы из опасной зоны
Впускные трубопроводы должны быть оснащены пламегасителем, соответствующим требованиям 5.9, а части трубопроводов между пламегасителем и двигателем должны отвечать требованиям 5.5 (см. рисунок 1, С и D).

5.7 Система выпуска отработавших газов