Вместе с тем передаваемые государственные полномочия должны реализовываться органами местного самоуправления на всей территории города единообразно, поэтому их правовое регулирование должно осуществляться законами и иными правовыми актами города Москвы. Принятие указанных актов необходимо в случаях, установленных законами города Москвы. Московской городской Думой принят ряд изменений в законы города Москвы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы.
Социальная направленность традиционно является сильной стороной законодательства города Москвы. Благодаря наличию обширной законодательной базы, эффективно обеспечивающей высокий уровень защиты нуждающихся в ней граждан, решен этот важнейший вопрос и для "новых" пожилых москвичей: в Троицком и Новомосковском административных округах для всех неработающих пенсионеров с 1 июля 2012 года региональные доплаты к пенсиям увеличены до установленного в Москве размера. Этот же принцип распространяется и на выплаты другим категориям граждан - многодетным семьям, приемным родителям и т.п. В новых округах открыты 4 районных управления социальной защиты, 4 центра социального обслуживания и 12 клиентских служб. С 1 июля 2012 года малоимущим жителям Троицкого и Новомосковского административных округов предоставляется субсидия на оплату услуг ЖКХ, при этом граждане, которые имеют доход менее 800 рублей в месяц, полностью освобождены от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Одна из насущных задач системы здравоохранения на присоединенных территориях - это лекарственное обеспечение 21 тыс. льготников из числа "новых" москвичей. Теперь все они включены в городской реестр, что обеспечит им выдачу бесплатных лекарств.
В то же время для решения ряда вопросов социальной защиты жителей Москвы нередко необходимо изменение федерального законодательства, в частности, при решении вопросов социальной защиты инвалидов. Наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяет говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов РФ также вопросов создания организационного механизма в данной области, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов РФ. Передача указанных полномочий обусловлена необходимостью создания для инвалидов более удобных условий получения технических средств реабилитации, реабилитационных мероприятий и услуг, оптимизации механизма управления этим процессом, придания большей прозрачности порядку финансового обеспечения данной деятельности.
Вместе с тем при дальнейшем расширении мер социальной поддержки должны учитываться не только текущие возможности, но и последующие перспективы их финансового обеспечения. Соответствующие изменения внесены в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка".
На развитие высокотехнологичных, инновационных производств, которые бы стимулировали развитие науки, обеспечивали создание новых рабочих мест и в конечном итоге - потенциал для качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики города Москвы, направлен Закон города Москвы "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве". Однако предусмотренные им меры поддержки и льготы не могут в полном объеме обеспечить развитие наукоемких и инновационных предприятий, если их продукция не будет востребована на рынке. Эффективной мерой решения этой задачи могло бы стать законодательное закрепление определенной квоты (например, 5%) для государственного заказа на закупку именно такого рода продукции. Но поскольку регулирование этого вопроса не относится к компетенции регионального законодателя, то его решение возможно только путем внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.
Способствовать решению указанной проблемы может также принятие поправок в главу 2 ГК РФ, посвященных государственному контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и предусматривающих, что результаты указанных работ должны иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.
Необходимость законодательного обеспечения решения вопросов, связанных с расширением границ города Москвы, изменением федерального законодательства, в частности ЗК РФ, и реализацией Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика", обусловила изменение городского земельного законодательства. В частности, статья 1 Закона города Москвы "О контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" была дополнена нормой, установившей, что отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве муниципального земельного контроля за использованием земель, находящихся в муниципальной собственности, регулируются федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. В целях законодательного определения рамок полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов были внесены изменения в законы города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве"*(75) и "О землепользовании в городе Москве" *(76).
В то же время остается неурегулированным вопрос о механизмах обеспечения соблюдения земельного законодательства и направлениях совершенствования мер административной ответственности в целях пресечения неправомерного использования земельных участков, включая меры побуждения к надлежащему оформлению прав пользования земельными участками, вовлечению их в хозяйственный оборот и формированию базы для налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты различных уровней. В этой связи предлагается уточнить содержание ряда статей КоАП РФ, установив новое определение для понятия "распоряжение земельным участком", и др.
Законы, регулирующие отношения в сфере экологии, занимают одну из значимых позиций в законодательстве города Москвы. В условиях расширения границ города и в связи с угрозой ухудшения экологической обстановки в регионе их роль существенно возрастает. Это потребовало проведения полного анализа законодательства Москвы, в том числе регулирующего отношения в области экологии, с учетом специфики объектов, расположенных на присоединенных территориях.
Особенно острым, требующим принятия незамедлительных решений, является вопрос сбора, размещения и утилизации отходов производства и потребления. Несмотря на то, что федеральным законодательством запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, Федеральный закон от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ разрешил нахождение и эксплуатацию ранее созданных объектов размещения отходов в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы до 1 января 2025 года.
Таким образом, органам законодательной и исполнительной власти города Москвы предоставлена возможность в полном объеме оценить ситуацию с ТБО и выработать стратегию обращения с отходами в городе, что позволит внести необходимые изменения в Закон города Москвы "Об отходах производства и потребления в городе Москве" либо разработать новый закон, отвечающий всем современным требованиям, а при необходимости - подготовить соответствующие поправки в федеральное законодательство. В то же время становится очевидным, что российское законодательство, регулирующее отношения в области обращения с отходами производства и потребления, не отвечает потребностям времени и нуждается в системном совершенствовании.
Систематическая работа по правовому мониторингу, оперативное принятие законов города Москвы позволяют обеспечить ситуацию, при которой в наиболее значимых для жизни рядовых москвичей сферах (социальной, жилищной, развития и поддержки общественных объединений и др.) законодательство города Москвы соответствует федеральному законодательству и в основном отвечает требованиям времени.
Показателем интенсивности работы Думы в 2012 году является принятие 77 законов города Москвы, из которых 24 были направлены на приведение законодательства города Москвы в соответствие с федеральным. При этом помимо законов города Москвы, вносящих "точечные" изменения в уже действующие нормативные правовые акты, принимались новые базовые законы города Москвы (например, "Об Общественной палате города Москвы", "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве" и др.).
Проведенный анализ выявил недостатки и пробелы, существующие как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве города Москвы, определил необходимость разработки и принятия законов города Москвы.
Особую актуальность приобрели вопросы, связанные с присоединением новых территорий. Очевидно, что правовой мониторинг состояния ключевых сфер жизнедеятельности присоединенных территорий и анализ необходимости изменения законодательства города Москвы для обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на этих территориях, предпринимателей, юридических лиц, органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность в границах указанных территорий, являлись одной из приоритетных задач для Думы в 2012 году.
По-прежнему насущной остается проблема оптимальной организации транспортного движения. Несмотря на то, что в 2011 году было принято несколько важных нормативных правовых актов, необходимость дальнейшей проработки данного вопроса, в том числе определение законом города Москвы порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, оставалась актуальной. Это предложение в 2012 году было реализовано путем принятия Закона города Москвы от 11 июля 2012 года N 42 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве".
Вместе с тем в московском законодательстве имеются объективные недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные как внешними причинами (сложившимися федеративными отношениями), так и внутренними, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений, и т.п.
По-прежнему остается актуальной работа по мониторингу состояния законодательства города Москвы, проводимая Думой и ее комиссиями во взаимодействии с органами исполнительной власти, Московским городским судом, Прокуратурой города Москвы, Министерством юстиции Российской Федерации и различными общественными институтами.
──────────────────────────────
*(1) Закон города Москвы от 12 декабря 2012 года N 65 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
*(2) Федеральный закон от 2 октября 2012 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
*(3) Закон города Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы".
*(4) Там же.
*(5) Справочно: величина прожиточного минимума на 2010 год была установлена в размере 5790 рублей, на 2011 год - 6273 рубля.
*(6) Городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы.
*(7) Закон города Москвы "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы".
*(8) Постановление Совета Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
*(9) Закон города Москвы от 29 октября 2008 года N 52 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" утрачивает силу, однако максимально сохраняется тот перечень видов предпринимательской деятельности, который в соответствии с ним действовал.
*(10) Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП.
*(11) Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года N 420-ПП.
*(12) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")".
*(13) Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2012 года N 56-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012-2014 гг." (документ утратил силу 14.03.2013).
*(14) Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации"; приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года N 670 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (документ утратил силу 26.12.2012).
*(15) Материалы КСП Москвы.
*(16) Постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2011 года N 443-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Безопасный город" на 2012-2016 годы".
*(17) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Закон города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
*(18) Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
*(19) Федеральные законы от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(20) Поручение Президента РФ руководителям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ - до 1 октября 2012 года принять меры по реализации Федерального закона N 93-ФЗ, включая определение порядка взаимодействия при осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченных органов местного самоуправления с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.
*(21) Заседание комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике и комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению от 27 сентября 2012 года.
*(22) В настоящее время утверждены 16 из 17 запланированных государственных программ города Москвы. В их реализации задействованы все органы исполнительной власти города Москвы, и для каждой программы назначен ответственный исполнитель, остальные органы исполнительной власти - отраслевые департаменты и территориальные органы исполнительной власти города выступают в качестве соисполнителей.
*(23) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище".
*(24) В 2012 году по результатам рейтингов 25 государственных и 35 частных управляющих организаций были определены как лучшие, а их коллективы и руководители награждены. 18 государственных и 35 частных управляющих организаций были определены как худшие. Руководители худших государственных управляющих организаций были уволены, а по худшим частными управляющим организациям организованы информационные собрания с жителями, которым при необходимости будет оказана помощь в проведении собраний по смене управляющей организации в рамках действующего законодательства.
*(25) Аналитический материал ГКУ "Центр реформы в ЖКХ" от 25 июля 2012 года о практике применения законов города Москвы, регулирующих отношения в ЖКХ.
*(26) Там же.
*(27) Из бюджета города Москвы в 2011 году на ремонт 159 домов выделено 2,8 млрд. рублей, для софинансирования капитального ремонта привлечено за счет средств собственников помещений 0,21 млрд. рублей.
*(28) Порядок предоставления средств в 2012-2016 годах из бюджета города Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2011 года N 575-ПП "Об утверждении Порядка предоставления в 2012-2016 годах из бюджета города Москвы субсидий ни капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах".
*(29) Закон города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы".
*(30) Пункт 3 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
*(31) Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы".