Постановление Московской городской Думы от 10 апреля 2013 г. N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" стр. 16

Так, в результате правового мониторинга в 2012 году от органов исполнительной власти города Москвы поступили следующие предложения по внесению изменений в городское законодательство в различных сферах правоотношений.
В сфере обеспечения реформирования системы государственного управления и финансов в связи с изменениями в федеральном законодательстве требуется признать утратившими силу или внести изменения в следующие законы города Москвы: от 19 сентября 2001 года N 51 "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве", от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве", от 24 мая 2000 года N 13 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 12 июля 2006 года N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы", от 9 декабря 1998 года N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
Для приведения городского законодательства в сфере управления государственным имуществом в соответствие с имущественно-земельным комплексом города и федеральным законодательством предлагается внести изменения в законы города Москвы "О землепользовании в городе Москве", от 19 декабря 2007 года N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы", от 26 декабря 2007 года N 53 "Об имущественной казне города Москвы", от 25 июня 2008 года N 26 "О государственном имуществе города Москвы" и от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы".
Закон города Москвы "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством в части урегулирования порядка выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и согласование проектной документации на их проведение, а также порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения. Также планируется внести изменения в КоАП Москвы в части усиления ответственности за незаконное проведение работ в границах территории объекта культурного наследия или его зоны охраны. Исключение запрета на реконструкцию объектов капитального строительства в охранных зонах объектов культурного наследия потребует внесения изменений в ГрК Москвы и Закон города Москвы "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве".
Возложение на субъекты РФ полномочий по созданию и обеспечению деятельности специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергнутых по решению суда депортации или административному выдворению, влечет внесение соответствующих изменений в Закон города Москвы от 8 декабря 2004 года N 84 "О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации".
Вступивший в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" потребует разработки и принятия соответствующего закона города Москвы.
Существенные изменения в 2012 году федерального законодательства в сферах образования и здравоохранения отразятся на законах города Москвы от 17 марта 2010 года N 7 "Об охране здоровья в городе Москве" и от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", а в сфере информатизации повлекут за собой необходимость принятия нового закона города Москвы в указанной сфере и признания утратившим силу Закона города Москвы от 24 октября 2001 года N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы".
Правоотношения в сфере развития городского хозяйства и охраны окружающей среды также претерпевают значительные изменения.
Так, планируется объединение правовых норм, касающихся защиты зеленых насаждений, и положений, регулирующих охрану и использование природных и озелененных территорий, в единый нормативный правовой акт - закон о зеленом фонде города Москвы. Доработки требуют внесенные ранее законопроекты "О комплексе природных и озелененных территорий" и "Об охране диких животных в городе Москве". Изменения необходимо внести и в Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях". Работу над проектами ведет Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В целях реализации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обеспечения рационального использования энергоресурсов Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы осуществляется подготовка соответствующего проекта закона города Москвы.
Присоединение новых территорий к городу Москве повлекло за собой активный законотворческий процесс по приведению законодательства, действовавшего на присоединенных территориях, в соответствие с московским. Значительная часть указанной работы ложится на Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы и профильные департаменты города Москвы (финансов, имущества, земельных ресурсов, образования, здравоохранения, региональной безопасности и др.).
Активно развивающаяся транспортная система города Москвы требует актуализации законодательного регулирования, в частности создания правовых основ для формирования и развития парковочного пространства, а также для организации перевозок пассажиров наземным городским транспортом.
Принятие Закона города Москвы "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве" повлечет внесение изменений в другой нормативный правовой акт - Закон города Москвы от 16 июня 1999 года N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве".

9. Работа с обращениями граждан и юридических лиц, привлечение населения города Москвы и общественности к процессу законотворчества

Значительное место в мониторинге законодательства и правоприменительной практики занимает работа с обращениями граждан, их объединений и создание различных механизмов установления "обратной связи", позволяющих выявить мнение москвичей по наиболее важным и актуальным вопросам жизни города.
В Думе ежемесячно готовятся справки о правоприменительной практике законов города Москвы, обобщающие информацию по результатам личного приема граждан депутатами Думы, а также по результатам обращений граждан в Приемную Думы.
Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" устанавливает формы взаимодействия депутата с избирателями. В частности, представляя интересы своих избирателей, депутат Думы принимает законодательно закрепленные меры по обеспечению законных прав, свобод и интересов избирателей; ведет прием населения; изучает общественное мнение и при необходимости взаимодействует с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями; информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
В 2012 году в Московскую городскую Думу поступило свыше 10 тыс. обращений граждан, представителей общественных организаций, трудовых коллективов предприятий и учреждений. По информационным каналам и через интернет-сайт Думы поступило 2457 обращений.
В приемных избирательных округов депутатами Думы рассмотрено 21345 устных и 3092 письменных обращения.
В адрес комиссий Московской городской Думы поступило 1041 обращение, что на 8% больше, чем в 2011 году.
За отчетный период во фракцию "Единая Россия" было направлено 106 обращений граждан, во фракцию "КПРФ" - 270 обращений, в 2011 году эти показатели составляли соответственно 153 и 234 обращения.
В Приемную Думы за консультацией обратился 1661 гражданин.
В соответствии с утвержденным графиком депутатами в Думе проведено 192 приема (в 2011 году проведено 180 приемов), на которых принято 1142 человека (в 2011 году - 1188 человек).
Как и в 2011 году, наиболее актуальными для москвичей остаются жилищные вопросы (предоставление жилой площади очередникам, порядок постановки на учет для предоставления жилой площади, отселение в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом жилых помещений или в связи с невозможностью проживания в них, вопросы оформления прав собственности, присоединения комнат в коммунальных квартирах и др.).
Второй по значимости и количеству обращений граждан является сфера жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, куда входят вопросы благоустройства и содержания городских территорий, инженерного обеспечения, содержания и эксплуатации жилищного фонда, текущего и капитального ремонта, оплаты за пользование жилищным фондом и коммунальными услугами.
Вопросы законности и правопорядка также составили большой блок среди обращений в 2012 году. Граждане обращались по поводу защиты своих прав, нарушения общественного порядка, тишины и покоя, деятельности правоохранительных органов, нарушения прав при инвестировании в строительство, деятельности судебных органов.
Кроме того, в 2012 году непосредственно в Думу поступило 164 обращения, содержащих предложения по внесению изменений в законодательство города Москвы, отмене законов или отдельных статей, а также сообщения о неисполнении ряда законов.
Наибольшее количество предложений по внесению изменений касалось Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве". Предлагалось внести поправки: позволяющие согласовывать с жителями выполнение шумовых работ с регламентацией времени проведения таких работ в дневное время; ограничивающие работу ночных развлекательных центров - источников шумов; запрещающие проведение строительных работ в воскресные и праздничные дни.
В Законе города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" граждане предлагают установить льготы нетрудоспособным инвалидам по оплате за пользование услугами связи, ввести норму, позволяющую инвалидам иметь гаражи вблизи места жительства в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставить ветеранам ВОВ право внеочередного приема в медицинских учреждениях и органах социальной защиты населения, предоставлять меры социальной поддержки вдовам умерших (погибших) ветеранов боевых действий, проживающих с несовершеннолетними детьми погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Около четверти всех обращений, касающихся отмены законов или их отдельных положений, содержали требования об отмене Закона города Москвы от 26 января 2011 года N 4 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве". Граждане считают, что с принятием поправок ущемляются интересы и права жителей города, в частности многодетных семей и граждан, проживающих в домах сносимых серий, не вставших на жилищный учет и полагавших, что при переселении будет предоставлена жилая площадь по социальной норме.
Наибольшее число обратившихся выделило два закона города Москвы, исполняющихся ненадлежащим образом: "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве".
Стабильно высоким остается число обращений москвичей с предложениями по внесению изменений в действующее федеральное законодательство, что свидетельствует об активном желании участвовать в законотворческом процессе. Предложения касаются развития существующих законодательных норм и принятия новых правовых актов, регулирующих различные сферы жизни. В частности, предлагалось внести изменения, касающиеся порядка формирования участковых избирательных комиссий и повышения ответственности членов комиссии (в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"); денежных обязательств, расчеты по которым производятся в безналичном порядке и которые считаются исполненными с момента перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора, если иное не предусмотрено договором (в ГК РФ); установления льгот малолетним труженикам тыла (детям войны) и др. По мнению москвичей, лидером по неисполнению является Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В современных условиях все большее значение придается обеспечению доступа граждан к информации о деятельности государственных органов посредством новейших технологий. Так, в 2012 году в целях реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" принято постановление Московской городской Думы "Об официальном сайте Московской городской Думы". Указанным постановлением утверждены Положение об официальном сайте и Перечень информации о деятельности Московской городской Думы.
В целях информирования интернет-пользователей о принятых законодательных актах и взаимодействия с общественностью на официальном сайте Думы имеются рубрики "Обращения в Думу", "Прием населения", "Ваше мнение". В специальной рубрике "Вопрос-ответ" размещаются подробные ответы на вопросы, вызывающие наибольший интерес москвичей.
Проводимые в рубрике "Ваше мнение" интерактивные опросы направлены на выяснение мнения жителей Москвы о городском законодательстве. Вместе с тем они позволяют повышать правовую культуру населения, знакомить с новыми или общественно значимыми городскими законами. Средняя продолжительность каждого опроса составляет один календарный месяц.
Проводимый Думой мониторинг соответствия московского законодательства федеральному, судебный контроль и прокурорский надзор являются теми инструментами, которые позволяют выявить возникновение коррупциогенных факторов в правовых актах. Проверка коррупциогенности осуществляется в ходе открытых обсуждений, прежде всего на заседаниях комиссий Думы, экспертных советов, а также при подготовке заключений Прокуратуры города Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Думе, Государственно-правового управления Аппарата Думы, экспертиз КСП Москвы и др.
Уполномоченным органом по вопросу противодействия коррупции в Думе является комиссия по законодательству, одним из направлений деятельности которой является "анализ правовых актов города Москвы в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и взаимодействие с другими структурными подразделениями Думы в области правового обеспечения противодействия коррупции".
В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты правовых актов и поправки к ним размещаются на официальном сайте Думы. В 2012 году в Думу поступило 2 заключения независимой антикоррупционной экспертизы (1 - на проект закона города Москвы и 1 - на Закон города Москвы). Оба заключения решениями комиссии Думы были признаны необоснованными, также как и 3 заключения, поступивших в 2011 году.
Совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе независимой, является необходимой частью проведения социальных преобразований и формирования эффективного механизма противодействия коррупции в целом.

10. Уполномоченный по правам человека в городе Москве

Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве (далее - Уполномоченный) учреждена в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Уставом города Москвы в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения государственными органами города Москвы и органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными гражданскими и муниципальными служащими, различными организациями города Москвы.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, а также оказывает существенную помощь в мониторинге московского законодательства, поскольку одной из ее основных задач является подготовка и внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, приведению их в соответствие с Конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Для реализации указанной задачи Уполномоченный наделен правом законодательной инициативы в Думе по вопросам своего ведения и правом на участие в разработке нормативных правовых актов города Москвы, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
По окончании календарного года составляется доклад о деятельности Уполномоченного, соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина, который направляется в Думу, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Прокурору города Москвы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также публикуется в официальном издании Думы. Одной из целей такого доклада является обобщение, анализ и оценка ситуации в области защиты прав человека в городе Москве, а также выработка рекомендаций и предложений для органов государственной власти и органов местного самоуправления по совершенствованию законодательных и организационных инструментов защиты прав человека.

Заключение

В Москве традиционно к приоритетам законодательного процесса относится обеспечение устойчивого функционирования всего городского хозяйства, социальной сферы, включая поддержку незащищенных слоев населения. Сочетание разнообразных функций, которые выполняет Москва, находит отражение в сложной системе управления городом, специфике городского хозяйства с присущим ему переплетением многочисленных направлений. Анализ возникающих в связи с этим проблем и их дальнейшее законодательное решение являются необходимой составляющей эффективного и устойчивого развития сформированной в Москве системы управления, включающей в себя все органы государственной власти и органы местного самоуправления в городе.
В 2012 году объем задач, которые необходимо было решить, увеличился в связи со значительным расширением границ города за счет присоединения территорий Московской области - соседнего субъекта РФ, в котором действовала иная система управления, учитывающая специфику данного региона. В связи с этим большое значение приобрело законодательное обеспечение эффективного функционирования сложного механизма управления столичным мегаполисом в целях создания достойного уровня и повышения комфортности проживания в городе Москве как "старых", так и "новых" москвичей.
Для решения возникших коллизий крайне важную роль сыграл Федеральный закон от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый в связи с расширением столицы.
В Москве как городе федерального значения система организации местного самоуправления имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью сохранения единства городского хозяйства. Однако с учетом того, что в результате присоединения новых территорий в состав города вошли фактически самостоятельные муниципальные образования, потребовалось внесение соответствующих изменений в московское законодательство, суть которых - введение трех типов внутригородских муниципальных образований, обладающих собственными наименованиями и собственной компетенцией.
В связи с появлением новых типов муниципальных образований в городе Москве изменен порядок правового регулирования передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий. При включении муниципального образования в состав внутригородской территории органы местного самоуправления присоединенных муниципальных образований сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, также сохраняют свою силу и служебные контракты муниципальных служащих.