КСП Москвы представляет Думе и Мэру Москвы информацию о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, информирует городское сообщество о своей деятельности. В 2012 году, как и в прошлый период, КСП Москвы основное внимание уделяла контролю за результативным и эффективным исполнением бюджета города Москвы как в части поступления доходов, так и в части расходования бюджетных средств.
Так, в 2012 году в Думу поступила информация о результатах проверки правомерности и эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по организации дорожного движения в городе; в сфере сбора, переработки, размещения и уничтожения ТБО, образуемых населением; о правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности; о результатах контрольных мероприятий, проведенных во внутригородских муниципальных образованиях города; о правомерности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт жилых домов; эффективности системы льгот по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет города Москвы; правомерности и эффективности использования бюджетных средств на строительство и ввод в эксплуатацию детских дошкольных учреждений; о результатах обследования эффективности управления долями города Москвы в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
Указанная информация стала предметом рассмотрения комиссий Думы.
5. Контроль за исполнением законов города Москвы, проводимый в рамках деятельности Думы, депутатов и комиссий Думы
На протяжении многих лет мониторинг законодательства и правоприменительной практики является одним из важных направлений деятельности Думы и ее структурных подразделений. Комплексная и систематическая работа по сбору, обобщению, анализу и оценке информации об эффективности правового регулирования и правоприменения направлена на своевременное внесение и оперативное принятие необходимых законов, обеспечение неукоснительного их выполнения.
В Думе контроль за исполнением законов города Москвы осуществляется депутатами путем организации и проведения "круглых столов", депутатских и общественных слушаний, с помощью направления депутатских запросов. Такие формы депутатской деятельности наилучшим образом способствуют изучению социальных потребностей и отражению объективной информации о законодательстве и правоприменительной практике для последующего оперативного устранения выявленных недостатков.
Так, в 2012 году было проведено 32 "круглых стола", тематика которых во многом определялась значимыми событиями, происходящими в России и Москве.
Большее количество "круглых столов" было инициировано реализацией постановления Совета Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Присоединение к Москве новых территорий повлекло за собой активный законотворческий процесс по приведению в соответствие московского законодательства и законодательства Московской области, созданию оптимальных условий для граждан и организаций, оказавшихся на территории города Москвы. Предметом рассмотрения на "круглых столах" стали вопросы устойчивого развития мегаполиса, правового и экономического обеспечения реализации решения по расширению города Москвы, социально-экономического обеспечения жителей. Важной составляющей заседаний стали проблемы сохранения экологических функций лесов и биологического разнообразия Подмосковья, сохранения и развития системы ООПТ, природных условий присоединяемых территорий и вопросы их рационального использования. Отдельный "круглый стол" был посвящен законопроекту "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы".
Вопросы экологии также затрагивались в рамках обсуждения проблем сохранения и реабилитации экосистем и рекреационного использования ООПТ города Москвы.
Другим значимым событием, вызвавшим широкую общественную реакцию в начале 2012 года, стали выборы в Государственную Думу, выборы Президента РФ и муниципальные выборы в городе Москве. Предметом обсуждения ряда "круглых столов" явились как вопросы регистрации кандидатов, информирования о выборах, предвыборной агитации, так и принципы формирования участковых и территориальных избирательных комиссий, открытость и гласность их работы, контроль политических партий и общественных организаций за выборами, работа правоохранительных органов, рассмотрение жалоб избирателей органами прокуратуры и судебными инстанциями.
В продолжение темы выборов в Думе состоялся "круглый стол" по вопросу совершенствования законодательства о проведении массовых мероприятий в Москве, основной целью которого было создание законодательных условий, не нарушающих при реализации конституционных прав одной группы граждан права других групп.
Немалое внимание в 2012 году уделялось вопросам социальной сферы.
Большой общественный резонанс и положительный отклик вызвал "круглый стол" на тему "Об инициативе родительской общественности о запрете пропаганды гомосексуализма, лесбиянства и трансгендерности среди несовершеннолетних". Думой одобрен опыт субъектов Российской Федерации, установивших административную ответственность за распространение информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.
Проведены депутатские слушания на тему "О состоянии помощи детям-инвалидам c ДЦП и сопряженными заболеваниями. Проблемы. Пути решения". Также депутаты и представители органов государственной власти, общественных и иных организаций, приглашенные граждане в рамках "круглых столов" обсуждали актуальные вопросы государственной политики в сфере здравоохранения, анализировали нововведения в детских садах и школах, исследовали проблему бедности, рассматривали проблему восстановления деятельности общественных детских и молодежных организаций. Отдельной темой для дискуссии стал вопрос трудовой занятости женщин, повышения их квалификации, получения женщинами новых профессий и развития женского предпринимательства, а также сохранение и развитие научно-образовательного потенциала Москвы.
Повышенное внимание родительской общественности города к изменению меню в детских садах и негативная массовая реакция на происходящее в данной сфере нашли свое отражение в выступлениях на заседании "круглого стола", посвященном общему анализу нововведений в столичной системе образования, в том числе электронизации образования, детским электронным картам и др.
По-прежнему актуальной для Москвы остается проблема обманутых соинвесторов, также ставшая темой "круглого стола". Его участники высказали предложение о необходимости разработки проекта закона города Москвы о защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов в городе Москве, так как отсутствие законодательного регулирования в данной сфере делает решение проблемы дольщиков малоэффективным.
Вопросы инвестиционной деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата в столице стали предметом рассмотрения двух "круглых столов". В условиях значительных изменений в градостроительной и строительной отраслях вопросы совершенствования законодательства об инвестиционной деятельности, сотрудничества с федеральными органами власти в области инвестирования, а также вопросы о современных формах государственно-частного партнерства как института развития экономики города продолжают оставаться актуальными.
Также в рамках заседаний "круглых столов" обсуждались проблемы межевания жилых кварталов и выделения земельных участков под жилыми домами, состояние и перспективы развития изобретательской и рационализаторской деятельности, вопросы поддержки и развития молодежного кинематографа и другие.
В рамках заседания комиссии по экономической политике, науке и промышленности прошли депутатские слушания на следующие темы: "Состояние и перспективы развития промышленных территорий города Москвы", "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры территории Северного административного округа города Москвы в районе Дмитровского шоссе и прилегающих к нему территорий"; "Инновационная система Москвы: проблемы и подходы к организации мониторинга инновационного потенциала и эффективности инновационной деятельности". Последние слушания выявили отсутствие методологической базы в определении понятий "инновация" и "инновационная деятельность", а также подходов к организации мониторинга инновационного потенциала, в результате чего указанной комиссией принято решение о создании специальной рабочей группы для восполнения возникших пробелов и выработки предложений по принятию необходимых законодательных актов.
В рамках заседания комиссии по социальной политике и трудовым отношениям прошли депутатские слушания "О совершенствовании законодательного регулирования оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета города Москвы". В результате проведенных слушаний сформулировано предложение о необходимости четкого нормативного правового закрепления возможности установления разных систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы. Соответствующий Закон города Москвы принят Думой 25 апреля 2012 года*(73).
Тематика ряда "круглых столов" и депутатских слушаний определялась изменениями как федерального, так и московского законодательства, например, о выборах высшего должностного лица субъекта РФ и о его отзыве, о порядке формирования Совета Федерации, об удобстве и выгодности патента для предпринимателей.
Кроме того, определенные события 2012 года, имевшие место как в Москве, так и в стране в целом, вызывали необходимость проведения общественной дискуссии по следующим вопросам: проблемы эффективности государственного контроля при эксплуатации газового оборудования в жилых и нежилых помещениях в целях обеспечения безопасности граждан, развитие системы уличных парковок в городе Москве, сохранение и развитие научно-образовательного потенциала вузов Москвы.
Одним из способов осуществления контроля за соблюдением законности в столице со стороны Думы является направление депутатского запроса - специального вида обращения депутата в государственные органы или к должностным лицам за официальным разъяснением общественно значимых вопросов, а также по фактам нарушения городского законодательства. Депутатский запрос как особая форма письменного обращения применяется в тех случаях, когда обычное письменное обращение не дало возможность получить запрашиваемую информацию. В 2012 году в различные органы и организации было направлено 8 депутатских запросов.
Важным направлением мониторинга московского законодательства является привлечение к законотворческой деятельности различных общественных объединений, научных и учебных заведений в качестве независимых экспертов для подготовки законопроектов или проведения экспертизы действующего законодательства, выявления вопросов, требующих законодательной регламентации. Кроме того, при комиссиях Думы функционируют экспертные советы, одной из задач которых является рассмотрение и оценка поступающих предложений по совершенствованию законодательства.
6. Молодежная палата
Для обсуждения проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы в области реализации и защиты прав, свобод и законных интересов молодежи, а также по иным вопросам государственной молодежной политики при Думе функционирует совещательно-консультативный орган - Молодежная палата.
Молодежная палата состоит из представителей молодежи Москвы и работает с 2007 года. Эффективность ее работы за это время была заметна как в повышении интереса молодежи к деятельности Думы, формировании правовой и политической культуры молодежи, так и в разработке предложений по совершенствованию законодательства города. Одним из направлений деятельности Молодежной палаты было рассмотрение, анализ и оценка практики действия московских законов, затрагивающих права молодежи.
В 2012 году Молодежная палата приняла активное участие в работе над проектами законов города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи", "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", "Об Общественной палате города Москвы".
Данные законопроекты имеют большое значение для участия молодежи в жизнедеятельности города. Например, проект о внесении изменений в Закон города Москвы "О молодежи" имел своей целью развить положения, касающиеся поддержки молодежного добровольческого движения в городе Москве. Члены Молодежной палаты данный законопроект поддержали и внесли в него поправки, которые были одобрены редактором.
Кроме того, на заседаниях Молодежной палаты были подготовлены предложения и замечания к проектам федеральных законов "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" (для государств - участников Содружества Независимых Государств), "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Предметом рассмотрения Молодежной палаты были также проекты правовых актов органов местного самоуправления, например, модельный проект решения советов депутатов муниципальных округов в городе Москве "О Молодежной палате при Совете депутатов муниципального округа в городе Москве". Предложения и замечания, подготовленные Молодежной палатой, были учтены в текстах проектов по результатам их доработки.
С участием представителей Государственного бюджетного учреждения "Центр молодежного парламентаризма" на заседаниях Молодежной палаты прошло обсуждение проблем и перспектив развития системы молодежного парламентаризма в городе Москве в 2012 году.
Члены Молодежной палаты принимали участие в заседаниях комиссий Думы, представляя интересы молодежи Москвы при обсуждении таких важных для города вопросов, как борьба с незаконным оборотом наркотиков, прекурсоров и их аналогов на территории города Москвы, актуальных вопросов миграционной политики, социальной защиты населения, образования, здравоохранения и др.
Представители Молодежной палаты принимали участие в работе конкурсной комиссии по проведению ДСиМП конкурса социальных проектов, а также в работе VI Съезда молодых парламентариев города Москвы, состоявшегося 22 ноября 2012 года.
Кроме того, представители Молодежной палаты участвовали в заседаниях президиума Совета муниципальных образований города Москвы, заседании Общественной молодежной палаты (Молодежного парламента) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, ежегодных образовательных выездах актива молодежного парламента города Москвы, в Московском молодежном дне занятости, в рамках которого была проведена презентация программ молодежного парламента города Москвы.
Члены Молодежной палаты в качестве кандидатов, членов избирательных штабов, членов участковых и территориальных избирательных комиссий принимали участие в выборах Президента РФ и депутатов муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве.
Молодежная палата активно взаимодействует с молодежными структурами на межрегиональном и международном уровнях: в форумах молодежных парламентов Центрального федерального округа в городе Москве (апрель 2012 года), Всероссийском совещании председателей молодежных парламентов (июнь 2012 года), в работе Российско-Германского молодежного парламента (ноябрь 2012 года).
7. Общественный консультативный совет политических партий при Московской городской Думе
В целях обеспечения дополнительных условий для учета существующих в обществе политических взглядов в феврале 2010 года был создан общественный консультативный совет политических партий при Московской городской Думе (далее - Совет). Задачей Совета является осуществление политических консультаций по широкому кругу общественно значимых вопросов в целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти города Москвы и политическими партиями, участвовавшими в выборах в Думу текущего созыва.
Основными направлениями деятельности Совета в соответствии с постановлением Думы*(74) являются: подготовка заключений на проекты правовых актов, внесенных в Думу и подготовленных для внесения в Думу; подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства города Москвы; подготовка предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Думы. В состав Совета входят представители Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России, партий "Патриоты России", "Правое дело", "Справедливая Россия" и "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
В заседаниях Совета с правом совещательного голоса вправе принимать участие Председатель Московской городской Думы, полномочный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе, руководители партий и их региональных отделений, депутаты Думы, должностные лица органов исполнительной власти города. Так, в истекшем году представители фракции "Единая Россия" в Думе активно взаимодействовали с Советом, а Председатель Московской городской Думы принимал участие практически во всех его заседаниях.
За 2012 год Совет провел 11 заседаний, где было рассмотрено 59 вопросов, в том числе 4 проекта законов города Москвы, 6 заявлений и обращений Думы, 2 отзыва на проекты законов города Москвы, 4 отзыва на проекты федеральных законов. Советом подготовлено и внесено в Думу 18 поправок к отдельным законам города Москвы, 6 из которых были учтены.
Тематика вопросов, рассмотренных Советом в 2012 году, охватывала разные аспекты жизни города и москвичей: организацию государственной власти, совершенствование избирательной системы, развитие местного самоуправления, миграционную политику в Москве, участие москвичей в принятии градостроительных решений, развитие исторического района "Зарядье", деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ, трудоустройство студентов и выпускников школ в летний период, реконструкцию и строительство объектов улично-дорожной сети в городе Москве, развитие мелкорозничной торговли, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и др.
По результатам проведенных обсуждений Советом были подготовлены и представлены депутатам Думы для ознакомления два заявления: "О проекте закона города Москвы "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" и "О проекте федерального закона N 70631-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в части уточнения порядка организации проведения публичных мероприятий, прав, обязанностей, ответственности организаторов и участников публичных мероприятий.
Представители политических партий активно взаимодействуют с Думой. В частности, в сферу их внимания попали такие актуальные проблемы, обсуждаемые на "круглых столах", как "Совершенствование законодательства о проведении массовых мероприятий в Москве", "Правовое и экономическое обеспечение реализации решения по расширению территории Москвы", "Социально-экономическое обеспечение жителей Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы".
Регулярное и конструктивное взаимодействие Совета с органами исполнительной власти города Москвы, а также активное сотрудничество с депутатами представительных органов местного самоуправления позволяют представителям политических партий более точно и объективно судить об отношении москвичей к обсуждаемым вопросам и создают условия для учета всего спектра политических взглядов, существующих в обществе, при формировании действующего законодательства.
8. Органы исполнительной власти города Москвы
На органы исполнительной власти города Москвы возлагается обеспечение правильной и последовательной реализации правовых актов, соблюдение принципа законности в их применении. Указанная деятельность напрямую связана с проведением систематического анализа и оценки реализации законодательства, состояния отдельных сфер правового регулирования в городе Москве и основывается на положениях Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
По результатам проведения экспертиз правовых актов, аналитического обобщения данных правоприменительной и судебной практики об их действии, опросов общественного мнения, обобщения обращений граждан и их объединений в органы государственной власти, обмена информацией о действии правовых актов органами государственной власти готовятся информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства города Москвы, необходимости принятия новых правовых актов, внесения изменений в действующие акты или признании их утратившими силу.