Постановление Московской городской Думы от 10 апреля 2013 г. N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" стр. 13

Закон не содержит отдельных норм, посвященных молодежному добровольчеству (волонтерству). В то же время в ряде нормативных правовых актов РФ содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений государственной молодежной и социальной политики. В качестве примера можно привести Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
В настоящее время в Комитете Совета Федерации по социальной политике создана рабочая группа по разработке проекта федерального закона "О волонтерстве". Данный законопроект направлен на совершенствование законодательства в области правового регулирования добровольческой деятельности граждан, поддержку и распространение волонтерского движения в Российской Федерации.
Волонтеры активно привлекаются к работе на международных форумах, в том числе к организации проведения Олимпиады в Сочи и других крупных международных мероприятий.
Подтвердила также потребность общества в волонтерах трагедия, произошедшая в этом году в Крымске. Несмотря на предостережения местных властей об опасности, волонтеры со всей страны стали приезжать в Крымск уже спустя несколько часов после случившейся чрезвычайной ситуации для оказания помощи нуждающимся.
Добровольческая (волонтерская) деятельность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды.
Создание нормативной правовой основы для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в городе Москве является одной из основных задач развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями.
Учитывая актуальность молодежного добровольчества (волонтерства) для успешной реализации государственной молодежной политики города Москвы, было бы целесообразно дополнить Закон N 39 понятиями "молодые добровольцы (волонтеры)", "молодежное добровольчество (волонтерство)", "молодежный добровольческий (волонтерский) центр", а также нормами о содействии развитию добровольческой (волонтерской) деятельности в молодежной среде.
Принятие данных изменений позволит создать в городе Москве благоприятные условия для социального воспитания молодежи и развития добровольчества (волонтерства) в молодежной сфере.

Об организации работы в сфере молодежной политики на присоединенных к Москве территориях

С 1 июля 2012 года работа в сфере молодежной политики на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов строится посредством реализации совместных мероприятий, семинаров, "круглых столов", выездных встреч, проводимых ДСиМП и общественными организациями Новой Москвы.
Вместе с тем прорабатывается вопрос о создании двух многофункциональных молодежных центров на присоединенных территориях: многофункционального молодежного центра на базе муниципального бюджетного учреждения культуры "Культурный центр "Киевский" Наро-Фоминского района и многофункционального молодежного центра на территории города Троицка.

В сфере организации отдыха и оздоровления детей

Организация работы в данном направлении осуществляется в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года N 29-ПП "Об организации отдыха и оздоровления детей города Москвы в 2011 году и последующие годы".
С апреля 2012 года в столице на портале государственных услуг города Москвы (http://www.pgu.mos.ru) работает система электронной записи детей на отдых, позволяющая исключить дублирование предоставления государственной услуги по организации отдыха. С 2013 года услуга будет предоставляться через многофункциональные центры обслуживания населения.
Принятие Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" сделало возможным определить средства бюджета на данное направление в перспективе до 2016 года.
На организацию отдыха и оздоровления детей Москвы в 2012 году выделены денежные средства в объеме 4692823,2 тыс. рублей, что почти на 15% превышает уровень прошлого года. Это позволило приобрести более 400 тыс. путевок для детей из семей различных льготных категорий. Таким образом, отдыхом, оплаченным с участием средств бюджета города Москвы, охвачено 52% детей льготных категорий.
Для детей, проживающих на присоединенных к столице территориях, в 2012 году было зарезервировано 235 путевок в загородные лагеря, 154 путевки в выездные профильные лагеря, в том числе 21 путевка для подростков группы риска.

В сфере опеки и попечительства несовершеннолетних

Деятельность в сфере опеки и попечительства осуществляется в рамках законов города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" и от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы" в 2012 году полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних переданы от ДСиМП в ДСЗН.
ДСЗН осуществляет государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельных переданных им полномочий города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении несовершеннолетних, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. ДСЗН является органом в сфере опеки, попечительства и патронажа также и на территориях, присоединенных к городу Москве.
В 2012 году в Москве было выявлено и учтено 2247 детей, оставшихся без попечения родителей. Переданы на все формы семейного воспитания 1610 детей, из них под опеку - 1273 ребенка (на безвозмездную форму - 1069 детей, на возмездную форму - 204 ребенка (203 - в приемные семьи, 1 - патронатная семья); усыновлены 337 детей (гражданами Российской Федерации - 197 детей, иностранцами - 140 детей). За 9 месяцев 2012 года муниципалитетами заключено 198 договоров о назначении социального патроната в отношении ребенка, нуждающегося в помощи государства.
В процессе правоприменительной практики Департаментом социальной защиты населения выявлен ряд проблем, требующих решения путем внесения соответствующих изменений в закон города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве".
Так, Закон N 12 целесообразно дополнить следующими нормами:
- о наделении Правительства Москвы полномочием по утверждению порядка финансирования уполномоченных организаций, участвующих в осуществлении полномочий в сфере опеки и попечительства;
- о порядке выплаты денежного вознаграждения постинтернатными воспитателями.
Необходимо также рассмотреть вопрос о внесении изменений в часть 1 статьи 4 Закона N 12 для систематизации и приведения полномочий уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа в городе Москве в соответствие с действующим федеральным законодательством, в том числе для дополнения полномочиями по:
осуществлению профилактики социального сиротства в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) в целях совершенствования законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) жилыми помещениями внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Данные изменения предусматривают, что благоустроенные жилые помещения предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ однократно по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, не являющимся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам в случае, если их вселение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.
Устанавливается пятилетний срок действия договора найма жилого помещения, который может быть продлен не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ.
Федеральным законом N 15-ФЗ определен подробный перечень обстоятельств, при которых вселение детей-сирот в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно. Вместе с тем субъектам РФ предоставляется право определить дополнительный перечень указанных обстоятельств.
В соответствии требованиями Федерального закона N 15-ФЗ законом субъекта РФ устанавливается порядок формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Стоит отметить, что законодательством города Москвы урегулированы вопросы реализации права детей-сирот на предоставление жилого помещения и обеспечения сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам. Однако с учетом требований Федерального закона N 15-ФЗ потребуется внесение изменений в законы города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Необходимо также уточнить компетенцию уполномоченных организаций, которые в соответствии с федеральным законодательством (часть 4 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве") могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
В конце 2012 года в федеральном законодательстве произошли серьезные изменения. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" с 1 января 2013 года запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.
Кроме того, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот издан Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором дается ряд поручений, предполагающих внесение изменений в федеральное законодательство в данной сфере.
Правительству РФ даны поручения принять решения, обеспечивающие упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот, а также внести в Государственную Думу законопроекты, обеспечивающие предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей, увеличение размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Кроме того, субъектам РФ поручено обеспечить подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, а также развитие системы дополнительного образования, реализацию программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы.

3.6. Состояние законодательства в сфере здравоохранения и охраны общественного здоровья

Финансирование расходов на здравоохранение и охрану общественного здоровья на 2013 год предусмотрено Законом города Москвы "О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
В 2013 году планируемый объем доходов бюджета ФОМС будет составлять 120467443,3 тыс. рублей, в 2014 году - 134532560,0 тыс. рублей, в 2015 году - 165361521,5 тыс. рублей.
Планируемые поступления субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет ФОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования на 2013 год составят 96393915,8 тыс. рублей, на 2014 год - 109237786,7 тыс. рублей, на 2015 год - 137850193,7 тыс. рублей.
Плановые поступления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляются в объеме, установленном законом о бюджете города Москвы и составят на 2013 год 21300000,0 тыс. рублей, на 2014 год - 22230000,0 тыс. рублей, на 2015 год - 24140000,0 тыс. рублей.
Финансирование реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования рассчитано с учетом планируемых поступлений бюджетных ассигнований и составит в 2013 году - 118534557,1 тыс. рублей, в 2014 году - 132567441,3 тыс. рублей, в 2015 году - 163389334,5 тыс. рублей.
26 мая 2010 года был принят Закон города Москвы N 21 "О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Среди основных положений указанного Закона города Москвы - профилактика ВИЧ-инфекции с использованием наружной рекламы, социальной рекламы в средствах массовой информации, выпуск книг, брошюр, буклетов и иных непериодических печатных изданий, содержащих информацию о социально безопасной модели поведения и вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.
Кроме того, предусмотрено проведение для старшеклассников школ и учащихся других образовательных учреждений Москвы междисциплинарных специальных уроков, посвященных профилактике ВИЧ-инфекции. Проведением уроков занимаются специалисты окружных управлений образования, прошедшие подготовку на обучающих семинарах.
Учитывая, что в городе ВИЧ-инфекция распространяется в основном половым путем, была разработана концепция ответственного поведения, нравственных и семейных ценностей.