Постановление Московской городской Думы от 10 апреля 2013 г. N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" стр. 12

4) уточнения права на подачу мнений, замечаний и предложений в семидневный срок после проведения собрания;
5) возможности проведения публичных слушаний исключительно при наличии всей необходимой для представления на экспозиции документации.
Возможно, часть указанных проблем сможет решить вступивший в силу 1 августа 2012 года Закон города Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", согласно которому органы местного самоуправления наделяются среди прочих такими полномочиями в сфере размещения объектов капитального строительства, как согласование проекта правового акта префектуры административного округа города Москвы об утверждении акта о выборе земельного участка в целях размещения объектов религиозного назначения, согласование проекта градостроительного плана земельного участка для размещения объектов капитального строительства общей площадью до 1500 кв. метров, строительство которых осуществляется за счет средств частных лиц, а также иных объектов, определяемых Правительством Москвы.

3.3. Состояние законодательства в сфере развития институтов гражданского общества и взаимодействия с ними

27 февраля 2012 года вступил в силу Закон города Москвы от 25 января 2012 года N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", в котором закреплены новые формы поддержки некоммерческих организаций, введено понятие "социально ориентированные некоммерческие организации", установлена обязанность ведения Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.
Так, к социально ориентированным некоммерческим организациям были отнесены некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества. Также были определены виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, при осуществлении которых органами государственной власти в приоритетном порядке оказывается поддержка данным некоммерческим организациям. Введены положения, определяющие основы взаимодействия органов местного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Внесенные изменения позволяют законодательно закрепить формы гражданского участия в решении социально-экономических задач, установить формы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных.
Одной из наиболее актуальных задач формирования и развития современного гражданского общества и партнерского взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества является вовлечение граждан и их объединений в процессы выработки и реализации социально значимых решений, их участие в осуществлении общественного контроля.
В этих целях был разработан и принят Закон города Москвы от 4 июля 2012 года N 34 "Об Общественной палате города Москвы".
При разработке проекта был учтен не только зарубежный опыт, но и наработки законодателей из других субъектов РФ, в которых созданы и функционируют общественные палаты, а также практика города Москвы, где общественные советы стали появляться задолго до принятия в 2005 году Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".
Основной идеей указанного Закона города Москвы является формирование Общественной палаты города Москвы, осуществляющей содействие обеспечению устойчивого социального развития столицы на основе участия граждан и их объединений в процессе формирования и осуществления государственной и муниципальной политики в городе Москве.
Закон направлен на решение следующих задач:
1) содействие развитию институтов гражданского общества в городе Москве;
2) привлечение граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций к открытому и гласному обсуждению вопросов развития города Москвы;
3) выдвижение, поддержка и реализация гражданских инициатив;
4) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
5) содействие защите прав граждан и их объединений, развитию демократических институтов в городе Москве;
6) участие в формировании социально-экономической политики города Москвы;
7) взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов РФ.

3.4. Состояние законодательства в сфере физической культуры и спорта

Правовые акты города Москвы в сфере физической культуры и спорта - комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства города Москвы, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового и других отраслей права.
Деятельность органов исполнительной власти города Москвы в области физической культуры и спорта направлена на развитие всех видов и составных частей спорта, в том числе спорта высших достижений, профессионального, массового, детско-юношеского, школьного, студенческого и молодежного спорта.
Развитию физической культуры и спорта, а также их популяризации среди населения города Москвы и особенно молодежи способствует, прежде всего, работа органов государственной власти города, направленная на совершенствование и постоянную актуализацию законодательства в сфере физической культуры и спорта.
На сегодняшний день базовый закон, регулирующий отношения в сфере физической культуры и спорта в городе Москве, - Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве".
В 2012 году Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 1 "О внесении изменений в статью 30 Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" определены дополнительные категории спортсменов, которым устанавливаются поощрительные денежные выплаты в размерах и порядке, определенных Правительством Москвы.
В частности, в перечень спортсменов, имеющих право на получение поощрительных денежных выплат, включены спортсмены, выступавшие в составе спортивных сборных команд города Москвы и завоевавшие звания призеров или чемпионов на чемпионатах и первенствах России, финальных соревнованиях Спартакиады России, Спартакиады учащихся России, Спартакиады молодежи России, Спартакиады инвалидов России по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр.
26 декабря 2012 года принят Закон города Москвы N 71 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" (далее - Закон N 71), которым были уточнены направления организации физкультурно-спортивной работы на территориях, включенных в состав территории города Москвы, в соответствии с отдельными положениями Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и нормами федерального законодательства.
Указанным законом установлены особенности системы спортивной подготовки в городе Москве, в том числе определены физкультурно-спортивные организации ее осуществляющие, а также установлено, что спортивная подготовка в государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организациях города Москвы осуществляется бесплатно на основании государственного или муниципального задания.
Законом N 71 Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, как уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в области физической культуры и спорта, предоставлены полномочия по определению правил приема лиц в подведомственные физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, и норм обеспечения данных организаций спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием.
Учитывая, что Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" введены новые понятия, Законом N 71 понятийный аппарат Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" приведен в соответствие с нормами федерального законодательства.
Указанными изменениями установлен правовой статус городских спортивных федераций и впервые в Москве законодательно введены нормы, определяющие права городских спортивных федераций по организации и проведению чемпионатов, первенств и кубков города Москвы по видам спорта, по разработке и утверждению положений (регламентов) о соревнованиях, по наделению статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков города Москвы, по формированию и подготовке спортивных сборных команд города Москвы по соответствующим видам спорта, по формированию Единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы, по содействию развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта в городе Москве, по оказанию материальной поддержки ветеранам спорта, проживающим в городе Москве, по получению финансовой и иной поддержки, предоставленной для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных федеральным законодательством источников, по осуществлению общественного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку в городе Москве, федеральных стандартов спортивной подготовки по соответствующим видам спорта
Одновременно на городские спортивные федерации возложены обязанности по обеспечению развития соответствующих видов спорта в городе Москве, разработке и представлению в уполномоченный орган программ развития соответствующих видов спорта.
Законом N 71 упорядочены положения Закона города Москвы "О физической культуре и спорте" в части организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий, а также усовершенствованы нормы, определяющие правовое положение спортивных сборных команд города Москвы, путем введения регламентирующего документа - Положения о спортивных сборных командах города Москвы, содержащего основные права, обязанности и ответственность членов спортивных сборных команд, а также основания исключения из состава спортивных сборных команд города Москвы.
С учетом изменений федерального законодательства усовершенствованы правоотношения по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним в городе Москве и, в частности, консолидированы усилия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области физической культуры и спорта, городских спортивных федераций и физкультурно-спортивных организаций города Москвы в реализации мер по предотвращению использования или попытки использования спортсменами, тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта, в том числе лицами, проходящими спортивную подготовку, субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
Расширен круг основных задач по развитию физической культуры и спорта в городе Москве, в число которых включены задачи: создания благоприятных условий для деятельности в городе Москве всех субъектов физической культуры и спорта; содействия развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе спорта высших достижений, профессионального спорта, массового спорта, детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта; развития международного и межрегионального сотрудничества в области физической культуры и спорта.
В соответствии с внесенными в законодательство города Москвы изменениями уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области физической культуры и спорта был наделен полномочиями по утверждению нормативов затрат средств бюджета города Москвы на проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы, а также официальных значимых физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых в городе Москве, включенных в Единый календарный план физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы.
Законом N 71 введена норма, согласно которой органы местного самоуправления городских округов и поселений должны обеспечивать условия для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры и массового спорта, организовывать проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий соответствующего муниципального образования.
Таким образом, проведенная в 2012 году работа по совершенствованию законодательства в области физической культуры и спорта города Москвы была направлена на достижение наивысших результатов московскими спортсменами и обеспечение эффективности реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в городе Москве.

3.5. Состояние законодательства и правоприменительной практики в сфере молодежной политики, отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства несовершеннолетних

В сфере молодежной политики

Осуществление государственной молодежной политики города Москвы регулируется Законом города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи".
В рамках работы, проводимой по совершенствованию нормативно-правовой базы города Москвы в 2011 году, возникла необходимость внесения в него изменений*(68). Основные поправки были связаны с отсутствием целесообразности выпуска отдельных правовых актов для реализации норм данного Закона ввиду действия федеральных законов, законов и иных правовых актов города Москвы, регламентирующих эти нормы.
Правоприменительная практика Закона города Москвы "О молодежи" в 2012 году реализуется ДСиМП совместно с подведомственными государственными учреждениями, иными отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции.
В связи с этим ДСиМП были изданы в частности приказы от 29 мая 2012 года N 366 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения реестра молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики города Москвы" и от 4 июня 2012 года N 386 "О предоставлении социальных гарантий молодым специалистам системы Департамента семейной и молодежной политики города Москвы".
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 13 Закона города Москвы "О молодежи", организация и проведение пятого Форума молодежи города Москвы осуществлялись ДСиМП на основании приказа Департамента и контракта, заключенного по итогам проведения конкурса на выполнение государственного заказа.
В соответствии со статьей 32 данного Закона поддержка общественных инициатив и общественных объединений, оказывающих содействие молодежи, осуществляется, в частности, путем предоставления субсидий молодежным объединениям на реализацию инициативных проектов. В 2012 году по итогам конкурса социально значимых проектов в области семейной и молодежной политики, проведенного ДСиМП, поддержан 51 проект, из них 25 - в сфере молодежной политики. Общая сумма субсидий на поддержку этих проектов составила 25469 тыс. рублей.
В целях расширения инфраструктуры государственной молодежной политики, предусмотренной статьей 42 Закона города Москвы "О молодежи", в 2012 году была закончена реконструкция двух зданий, переданных для осуществления деятельности государственным бюджетным учреждениям города Москвы - многофункциональным молодежным центрам.
В Северо-Восточном административном округе столицы по адресу Ярославское ш., д. 124 был открыт многофункциональный молодежный культурно-деловой центр СВАО, созданный для вовлечения молодежи в инновационную, научно-техническую и предпринимательскую деятельность в целях обеспечения необходимых условий для формирования социального потенциала, культурно-деловой активности молодых москвичей.
В Юго-Западном административном округе Москвы по адресу ул. Каховка, д. 21 открыт многофункциональный центр для молодежи - "Центр молодежного парламентаризма". Его деятельность направлена на развитие молодежного парламентаризма, творческой и общественной активности, толерантности, патриотического воспитания молодежи. Здание имеет оригинальную планировку и техническое оснащение, в его стенах предусмотрены: молодежное интернет-кафе, залы-трансформеры, кинозал на 350 мест, электронная библиотека, учебные классы. В здании центра возможно не только проведение широкого круга досуговых, информационно-познавательных, спортивных и социальных мероприятий по направлениям работы центра, но и организация разнообразных мероприятий городского и межрегионального уровня. Деятельность "Центра молодежного парламентаризма" поможет развитию активной гражданской позиции молодых москвичей, повышению их правовой и политической культуры, станет городской площадкой для непосредственного и неформального общения молодежи и московских властей.
Закон города Москвы "О молодежи" регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы, направленной на создание правовых, экономических и социальных условий, гарантий и стимулов для реализации молодежью своих конституционных прав с учетом особенностей, присущих ее возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений в целях наиболее полной самореализации в интересах всего общества.