Постановление Московской городской Думы от 10 апреля 2013 г. N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году"

Рассмотрев доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году", Московская городская Дума постановляет:
1. Утвердить доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" (приложение).
2. Опубликовать текст доклада Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" в "Ведомостях Московской городской Думы", издать в электронном виде на CD-диске, а также разместить текст доклада на официальном сайте Московской городской Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 10 апреля 2013 г. N 87

Доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году"

Список сокращений, использованных в докладе

СокращениеРасшифровка
БК РФБюджетный кодекс Российской Федерации
ГК РФГражданский кодекс Российской Федерации
Государственная ДумаГосударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ГПК РФГражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ГрК РФГрадостроительный кодекс Российской Федерации
ГрК МосквыЗакон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы"
ДЗРДепартамент земельных ресурсов города Москвы
ДСЗНДепартамент социальной защиты населения города Москвы
ДСиМПДепартамент семейной и молодежной политики города Москвы
ДумаМосковская городская Дума
ЕНВДединый налог на вмененный доход
ЖК РФЖилищный кодекс Российской Федерации
ЖКХжилищно-коммунальное хозяйство
ЗК РФЗемельный кодекс Российской Федерации
Избирательный кодекс города МосквыЗакон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы"
КоАП МосквыЗакон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"
КоАП РФКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Конституция РФКонституция Российской Федерации
КСП МосквыКонтрольно-счетная палата Москвы
Молодежная палатаМолодежная палата при Московской городской Думе
НК РФНалоговый кодекс Российской Федерации
ООПТособо охраняемые природные территории
органы местного самоуправленияорганы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве
Правительство РФПравительство Российской Федерации
Президент РФПрезидент Российской Федерации
Совет ФедерацииСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
субъект РФсубъект Российской Федерации
ТК РФТрудовой кодекс Российской Федерации
ТБОтвердые бытовые отходы
Торговая палатаМосковская торгово-промышленная палата
УК РФУголовный кодекс Российской Федерации
ФОМСМосковский городской фонд обязательного медицинского страхования

Введение

Начиная с 2007 года итоговым документом работы Думы по правовому мониторингу являются ежегодные доклады о состоянии законодательства города Москвы, работа над которыми - важная составная часть процесса совершенствования законотворчества в столице Российской Федерации.
Доклад о состоянии законодательства города Москвы в 2012 году направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей города Москвы систематизированной информацией об актуальных проблемах законодательного регулирования и перспективах развития столичного законодательства.
Задачами настоящего доклада являются анализ состояния и оценка реализации законов города Москвы в отдельных сферах жизнедеятельности города, подготовка предложений о необходимости принятия новых законодательных актов, внесения изменений в правовые акты или признания их утратившими силу.
Особое внимание в 2012 году уделялось правовому обеспечению принятого на высшем политическом уровне решения об увеличении территории города Москвы в целях размещения на присоединяемой территории федеральных органов государственной власти, а также создания международного финансового центра. На основании статьи 67 Конституции РФ и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 6 Закона города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" Дума постановлением от 7 декабря 2011 года N 372 утвердила Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года.
С учетом решений органов государственной власти субъектов РФ - города федерального значения Москвы и Московской области об изменении границы между этими субъектами РФ Совет Федерации постановлением от 27 декабря 2011 года N 560-СФ утвердил указанное изменение в соответствии с согласованными городом Москвой и Московской областью картографическим изображением и картографическим описанием линии границы. До 1 июля 2012 года был установлен переходный период, в течение которого требовалось осуществить нормотворческие, организационные и иные мероприятия, необходимые для полноценного обеспечения жизнедеятельности населения и осуществления в полном объеме полномочий органов государственной власти города Москвы на присоединяемых территориях.
С 1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась на 148,98 тысячи гектаров, а численность населения - на 223 тысячи человек. В результате в состав города Москвы было включено 21 муниципальное образование, в том числе 2 городских округа, 19 городских и сельских поселений, что потребовало пересмотра действующего и формирования нового законодательства, обеспечивающего необходимую основу для системной и комплексной работы. Для решения столь значимой задачи был осуществлен детальный анализ законодательства города Москвы, а также его сопоставление с законодательством Московской области.
В связи с присоединением новых территорий особое внимание было уделено разработке и принятию нормативных правовых актов. Дума оперативно внесла в столичное законодательство целый ряд изменений. В целях сохранения всех гарантий для жителей присоединяемых к Москве территорий в первую очередь был принят Закон города Москвы от 28 июля 2011 года N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
Основная работа по созданию необходимой правовой базы для новых территорий началась в 2012 году. Было принято 23 закона города Москвы, внесены необходимые изменения в бюджет города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, осуществлено приведение законов города Москвы в соответствие с Федеральным законом от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятым в связи с расширением города Москвы.
Доклад 2012 года состоит из трех разделов. Раздел I содержит обзор законов города Москвы, принятых Думой в 2012 году.
В разделе II анализируются наиболее актуальные для города Москвы проблемы законодательного обеспечения реформирования системы государственного управления и финансов, проблемы законодательства в сфере развития городского хозяйства и охраны окружающей среды, проблемы социального законодательства, а также пути их решения. Проведен анализ правовых актов в указанных сферах правового регулирования, определено соответствие законов города Москвы федеральному законодательству, обобщены выявленные проблемы и сформулированы предложения по их законодательному решению.
С одной стороны, необходимо дальнейшее развитие федерального законодательства, из-за пробелов в котором московские законы не всегда способны в должной мере решать возникающие проблемы. С другой стороны, и в московском законодательстве имеются недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные внутренними причинами, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений.
Подраздел 1 раздела II посвящен анализу проблем, связанных с развитием бюджетного и налогового законодательства, а также реализацией новой модели системы управления в городе. С учетом исполнения государственных программ рассмотрены вопросы законодательного регулирования в сфере экономической политики, науки и промышленности. Проблемам правового обеспечения защиты жилищных прав москвичей и реформирования системы ЖКХ, состоянию законодательства в сфере имущественно-земельных отношений, а также экологическим вопросам и их законодательному решению посвящен подраздел 2 раздела II. В подразделе 3 указанного раздела рассматриваются проблемы правового обеспечения социальной сферы в части модернизации систем здравоохранения, образования, социальной защиты инвалидов, развития физкультуры и спорта, молодежной политики и других областей, от которых зависит качество жизни москвичей. При этом особое внимание обращено на состояние законодательства в сфере религиозных отношений.
Раздел III содержит сведения об использованных Думой для анализа правоприменительной практики актах прокурорского реагирования, судебных решениях, рекомендациях иных органов в отношении правовых актов города Москвы, а также информацию о формах контроля за исполнением законов города Москвы ("круглых столах", общественных слушаниях, научно-практических конференциях по вопросам реализации законов, депутатских запросах и других материалах), позволяющих изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.
В заключении обобщены результаты проведенного анализа состояния действующего законодательства города Москвы, выявлены правовые пробелы и недостатки законодательства, правоприменительной практики, обозначены задачи в сфере развития законодательства города Москвы на последующие периоды.
Данные законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.
Практика применения законов освещена с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также на основании материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Московской городской Думе.
Также при подготовке доклада была использована информация, поступившая из других организаций, имеющих практику применения московских законов, в ответ на обращения Думы.

Раздел I. Обзор законов города Москвы, принятых Думой в 2012 году

В законотворческой деятельности Думы в последние годы наблюдается тенденция к росту числа принимаемых законов города Москвы. Так, в 2012 году было принято 77 законов (из них 52 - о внесении изменений в действующие законы города Москвы), в то время как в 2011 году - 69, а в 2010 году - 55 законов.

Количество знаков, принятых в 2010-2012 гг.

556 × 302 пикс.     Открыть в новом окне
При этом следует отметить, что законы города Москвы, принятые в 2012 году, существенно отличаются по содержанию от законов, принятых в предыдущие годы. Обусловлено это, как уже было отмечено во введении к настоящему докладу, изменением границы между Москвой и Московской областью, которое привело к существенному увеличению и территории города, и численности его жителей.
Законодательство города Москвы и законодательство Московской области существенно отличаются друг от друга, и это не могло не отразиться на правовом положении граждан, проживающих на присоединенных территориях. Однако еще 28 июля 2011 года был принят Закон города Москвы N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее - Закон N 36), гарантировавший присоединенным муниципальным образованиям сохранение статуса, который "существовал у них до включения в состав внутригородской территории города Москвы, в том числе наименование, границы, вопросы местного значения, ... структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов". Также дополнительные гарантии были установлены лицам, владеющим земельными участками, предоставленными для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, на территориях присоединенных муниципальных образований.
В связи с этим Думой в 2012 году была проведена значительная работа по синхронизации законодательства города Москвы с законодательством Московской области, в результате чего принято 23 закона города Москвы.
Традиционно значительное внимание уделялось приведению московского законодательства в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством. По этой причине в течение года изменения претерпели 24 закона города Москвы.
В законотворческой деятельности Думы в 2012 году нашли свое отражение и наиболее актуальные изменения социально-экономической ситуации в городе, в том числе требовавшие оперативного реагирования на законодательном уровне. В частности, это касалось вопросов благоустройства города, решить которые можно было, с одной стороны, наладив взаимодействие органов государственной власти и жителей (были расширены полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов), с другой - ужесточив меры административной ответственности. Всего за 2012 год было принято 30 законов города Москвы, обусловленных необходимостью совершенствования законодательного регулирования существующих общественных отношений.

Совершенствование законодательного регулирования

576 × 385 пикс.     Открыть в новом окне
Таким образом, специфика стоявших перед Думой в 2012 году задач повлияла на тот факт, что наибольшее количество законов было принято в области организации государственной власти и местного самоуправления (21), в финансовой сфере (15) и сфере городского хозяйства (12).

Распределение принятых в 2012 году законов города Москвы по предметам регулирования

550 × 498 пикс.     Открыть в новом окне
При этом по инициативе Мэра Москвы было принято 59 законов, комиссий Думы и фракций в Думе - 12 и 3 закона соответственно, Прокурора города Москвы - 1 закон, Московской городской избирательной комиссии - 2 закона.

Распределение количества законов по субъектам права законодательной инициативы

858 × 509 пикс.     Открыть в новом окне

1. Законы города Москвы, принятые в связи с изменением границы города Москвы

Как показал проведенный в начале 2012 года анализ законодательства города Москвы и законодательства Московской области, различия между ними существуют практически во всех сферах, начиная с системы органов власти и самоуправления, специфики разграничения полномочий между ними, а также между различными органами государственной власти и заканчивая такими актуальными для жителей вопросами, как меры социальной поддержки, порядок обеспечения жилыми помещениями и т.п.
Вместе с тем было очевидно, что одномоментное изменение законодательства города Москвы, касающегося различных сфер жизнедеятельности, невозможно. Поэтому было решено использовать системный подход и прежде всего создать законодательные основы для легитимизации расширения территории города, выстраивания системы органов власти.