Постановление Московской городской Думы от 10 апреля 2013 г. N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" стр. 3

В первую очередь следует отметить, что постоянно развивающиеся общественные отношения зачастую требуют оперативного законодательного реагирования и решения возникающих вопросов. Кроме того, мониторинг складывающейся правоприменительной практики реализации законов города Москвы нередко выявляет в них пробелы или недостатки. Именно этими объективными причинами вызвано принятие в 2012 году большинства законов города Москвы.
В июле 2012 года был принят закон*(3), наделивший органы местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сферах, которые в наибольшей степени затрагивают интересы населения по месту жительства (благоустройство, капитальный ремонт и содержание жилищного фонда, размещение объектов капитального строительства и некапитальных сооружений). Кроме того, в целях расширения возможностей органов местного самоуправления в сфере принятия управленческих решений на местный уровень публичной власти делегируются также полномочия по выражению недоверия главе управы района, заслушиванию его ежегодного отчета о результатах деятельности управы района, ежегодному заслушиванию информации руководителя инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, главных врачей поликлиник.
В 2012 году был создан новый для города институт - Общественная палата города Москвы*(4), призванный и дальше совершенствовать институциональные формы, процедуры и механизмы практического партнерского взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Общественная палата города Москвы является постоянно действующим независимым коллегиальным совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории города Москвы. Общественная палата состоит из 64 членов и формируется на три года.
Законом определены порядок формирования и полномочия Общественной палаты города Москвы, полномочия ее членов, порядок организации деятельности, принятия решений, основные формы работы.
Закон города Москвы от 6 июня 2012 года N 22 "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве" направлен на обеспечение развития и эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала для достижения качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики города Москвы.
С учетом возрастающего распространения и доступности информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" был расширен перечень источников официального опубликования законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города. Теперь в указанный перечень включены и электронные версии официальных изданий Мэра и Правительства Москвы, официальные сайты Думы и Правительства Москвы, что установлено законами города Москвы от 28 ноября 2012 года N 62 "О внесении поправок в статьи 9 и 41 Устава города Москвы" и от 28 ноября 2012 года N 63 "О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Законом города Москвы от 12 сентября 2012 года N 43 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 22 сентября 2004 года N 56 "О праздниках города Москвы" к праздникам города отнесен День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) - 5 декабря.
Необходимость четкого нормативно-правового закрепления возможности установления разных систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы обусловила принятие Закона города Москвы от 25 апреля 2012 года N 13 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы", который позволил обеспечить наиболее последовательную реализацию статей 1 и 2 ТК РФ.
Законом города Москвы от 10 октября 2012 года N 47 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2013 год" величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве сохранена на уровне 2012 года и составляет 7137 рублей*(5).
В 2012 году фактический уровень прожиточного минимума пенсионера в городе Москве составил 6549 рублей. Это было обусловлено снижением темпа роста инфляции в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, а также тем, что тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг повышались медленнее, чем предполагалось, что в свою очередь оказало сдерживающее воздействие на изменение величины прожиточного минимума в городе Москве.
Практика реализации мер государственной поддержки семей с детьми выявила необходимость адресного подхода к их применению, а также более жесткого контроля за соблюдением получателями такой поддержки требований законодательства. В связи с этим были приняты законы города Москвы от 11 января 2012 года N 2 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 5 декабря 2012 года N 64 "О внесении изменений в статьи 8 и 14 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", дополнившие перечень оснований для отказа, приостановления и прекращения выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
По-прежнему стоящая перед городом проблема наиболее оптимальной организации движения транспорта и транспортного обслуживания москвичей потребовала комплексного подхода, в частности, обеспечения соблюдения правил парковки, правил пользования общественным транспортом. В этих целях были разработаны и приняты законы города Москвы:
от 11 июля 2012 года N 42 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве", установивший, что дополнительные требования к специализированным стоянкам, порядок действий специализированной организации при перемещении транспортного средства, его хранении на специализированной стоянке и выдаче транспортного средства собственнику (его представителю) определяются Правительством Москвы, а размер платы за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке - уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
от 24 октября 2012 года N 51 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", установивший штрафы за нарушение правил пользования городскими парковками;
от 31 октября 2012 года N 54 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", повысивший размер штрафа за неправомерное использование льготных персонифицированных карт для проезда в наземном городском транспорте общего пользования, а также для прохода за пределы пропускных пунктов станций метрополитена и Московской монорельсовой транспортной системы.
Кроме того, Законом города Москвы от 17 октября 2012 года N 50 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" ужесточается ответственность организаций, управляющих многоквартирными домами и осуществляющих техническое обслуживание жилых зданий, а также их должностных лиц за правонарушения в области благоустройства, содержания и эксплуатации жилищного фонда.
Необходимость обеспечения наполняемости бюджета города Москвы потребовала увеличения налогов. Так, Закон города Москвы от 14 ноября 2012 года N 55 "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон N 55) направлен на возрастание поступлений в бюджет города Москвы по транспортному налогу и выравнивание системы ставок транспортного налога в отношении легковых автомобилей.
Закон города Москвы от 14 ноября 2012 года N 56 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" с 1 января 2013 года увеличил ставку налога на имущество в зависимости от его инвентаризационной стоимости (свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - до 0,3% от стоимости вместо ранее установленной ставки в 0,2%). Для имущества стоимостью свыше 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей ставка установлена в размере 0,6%, а для имущества стоимостью свыше 1 млн. рублей - 0,75% (ранее для имущества стоимостью свыше 500 тыс. рублей ставка была установлена в размере 0,5%). Ставка налога на имущество стоимостью до 300 тыс. рублей осталась на прежнем уровне - 0,1%.
В 2012 году были приняты законы города Москвы:
от 18 января 2012 года N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы";
от 16 мая 2012 года N 18 "Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год";
от 27 июня 2012 года N 32 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов";
от 4 июля 2012 года N 37 "О внесении изменений в статьи 3, 4 и 8 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы";
от 11 июля 2012 года N 40 "Об исполнении бюджета города Москвы за 2011 год";
от 19 сентября 2012 года N 44 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов";
от 3 октября 2012 года N 46 "О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
от 24 октября 2012 года N 52 "О внесении изменения в статью 20 Закона города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве";
от 14 ноября 2012 года N 57 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения";
от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов";
от 28 ноября 2012 года N 60 "О внесении изменений в статью 7 Закона города Москвы от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа" и статью 6 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве";
от 19 декабря 2012 года N 69 "О внесении поправки в статью 21 Устава города Москвы";
от 26 декабря 2012 года N 75 "Об изменении цены государственного контракта на выполнение работ для нужд города Москвы, заключенного на срок более трех лет";
от 26 декабря 2012 года N 77 "О внесении изменений в статьи 4, 8 и 10 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

Раздел II. Состояние законодательства города Москвы и проблемы законодательного регулирования

1. Законодательное обеспечение реформирования системы государственного управления и финансов

1.1. Законодательное обеспечение реформирования системы государственного управления

Принятие Советом Федерации постановления от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" и присоединение новых территорий к Москве потребовали внесения ряда изменений в московские законы.
Москва в отличие от других регионов России имеет значительные особенности в организации местного самоуправления, наличие которых обусловлено положениями статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ. Кроме того, в городе Москвы существует два уровня территориальных органов исполнительной власти - префектуры административных округов и управы районов города Москвы. Территории районов города Москвы в настоящее время совпадают с территориями муниципальных образований - муниципальных округов в городе Москве. Территории поселений города Москвы (присоединенные территории) совпадают с территориями таких муниципальных образований, как городские округа и поселения в городе Москве.
Соответственно, сложилась своя система взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, которому на протяжении ряда лет передавались определенные государственные полномочия, на выполнение которых выделялись государственные средства.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 1 Закона N 36 при включении муниципального образования в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы органы местного самоуправления присоединенного муниципального образования сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, служебные контракты муниципальных служащих сохраняют свою силу.
В апреле 2012 года Московская городская Дума приняла первый пакет законов, призванных обеспечить правовое регулирование на присоединяемых к Москве территориях:
"О внесении поправок в статьи 15, 16, 17 и 54 Устава города Москвы";
"О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве";
"О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы";
"О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве".
Основная цель этих законов - интеграция новых территорий, модернизация законов города Москвы с целью учета их особенностей. В частности, для учета особенностей присоединенных муниципальных образований были введены три типа внутригородских муниципальных образований, отличающихся по объему вопросов местного значения.
Первый тип - муниципальные округа. Это те 125 внутригородских муниципальных образований, которые уже существовали в Москве на момент расширения ее границ. Соответственно, их статус и объем полномочий остаются неизменными.
Второй тип - городские округа: города Троицк и Щербинка. На момент присоединения они также назывались городскими округами.
Третий тип - поселения. Это 19 городских и сельских поселений, которые вошли в состав города Москвы.