В этих целях были приняты следующие законы города Москвы:
от 11 апреля 2012 года N 9 "О внесении поправок в статьи 15, 16, 17 и 54 Устава города Москвы" (внес изменения в систему территориального деления города Москвы, в которой наряду с административными округами и районами города Москвы появился новый вид территориальных единиц - поселения города Москвы);
от 11 апреля 2012 года N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" и от 11 апреля 2012 года N 11 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" (закрепили изменения в системе территориального деления, установили описания границ новых территориальных единиц города Москвы и новых муниципальных образований в городе Москве);
от 13 июня 2012 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" и Закон города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального Собрания, Руководителя внутригородского муниципального образования в городе Москве" (далее - Закон N 24; унифицировал органы местного самоуправления и обеспечил сохранение социальных и материальных гарантий муниципальных служащих городских округов и поселений, гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городских округах и поселениях);
от 10 октября 2012 года N 48 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве и статью 1 Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы" (увеличил количество судебных участков и должностей мировых судей города Москвы до 438).
В целях обеспечения комплексного социально-экономического развития присоединенных территорий был принят Закон города Москвы от 30 мая 2012 года N 21 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", предоставивший соответствующим местным бюджетам субсидии из бюджета города Москвы.
Реализуя гарантии, закрепленные в Законе N 36, согласно которому объем доходов бюджета присоединенного муниципального образования не может быть меньше объема доходов местного бюджета указанного муниципального образования на дату его включения в состав внутригородской территории города Москвы, а размеры ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, установленные законом города Москвы, не могут быть выше размеров указанных ставок, действующих в присоединяемых муниципальных образованиях на дату включения указанных муниципальных образований в состав внутригородской территории города Москвы, Дума приняла следующие законы города Москвы:
от 16 мая 2012 года N 15 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц";
от 16 мая 2012 года N 17 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге";
от 16 мая 2012 года N 16 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 7 октября 2009 года N 41 "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов";
от 26 сентября 2012 года N 45 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Кроме того, присоединение новых муниципальных образований, вопросы местного значения и источники доходов местного бюджета которых отличались от внутригородских муниципальных образований в городе Москве, потребовало корректировки бюджетного процесса, что нашло отражение в Законе города Москвы от 23 мая 2012 года N 20 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
Наконец, третьим этапом законотворческой работы стала синхронизация положений различных законов города Москвы, затрагивающих те сферы, в которых присоединенные муниципальные образования в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Закона N 36 обладают собственными полномочиями.
Закон города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" установил, что местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях - муниципальных округах, городских округах, поселениях, а также закрепил вопросы местного значения для каждого типа муниципального образования.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 27 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 8 октября 1997 года N 40-70 "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" признал за органами местного самоуправления городских округов и поселений полномочия по наименованию улиц на своей территории и установил обязательное условие - предварительное согласование наименований улиц на территории городских округов и поселений в специально уполномоченном органе при Правительстве Москвы.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" установил возможность наделения отдельными полномочиями города Москвы не только всех муниципальных образований одновременно, но одного или нескольких муниципальных образований, уточнил терминологию в законах города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы, внес изменения в ряд отраслевых законов с целью учета особенностей территории новых муниципальных образований.
Закон города Москвы от 4 июля 2012 года N 36 "О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования" возложил на органы местного самоуправления данных городских округов государственные полномочия по обеспечению школьников бесплатным питанием, а также по назначению и выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях.
Закон города Москвы от 4 июля 2012 года N 35 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" и Закон города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" распространил действие указанных законов на муниципальные образовательные учреждения, находящиеся на территории муниципальных образований - городских округов Троицк и Щербинка.
Закон города Москвы от 13 июня 2012 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 28 ноября 2001 года N 67 "Об Архивном фонде Москвы и архивах" обеспечил сохранение полномочий органов местного самоуправления городских округов и поселений в области архивного дела.
Закон города Москвы от 20 июня 2012 года N 25 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 сентября 2009 года N 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы" обеспечил сохранение полномочий органов местного самоуправления городских округов и поселений по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 31 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" отнес к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и поселений вопросы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; изъятия земельных участков для муниципальных нужд; резервирования земель для муниципальных нужд; осуществления муниципального земельного контроля; расчета цены земельных участков, отчуждаемых из муниципальной собственности.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 26 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности" установил полномочия городских округов, поселений по участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Закон города Москвы от 17 октября 2012 года N 49 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине" создал территориальные подразделения Московского городского штаба народной дружины в Новомосковском и Троицком административных округах и поселениях города Москвы.
Закон города Москвы от 28 ноября 2012 года N 61 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" установил правовое регулирование порядка деятельности общественных пунктов охраны порядка на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
2. Приведение законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством
В 2012 году значительно уменьшилось количество законов города Москвы, изменения в которые были вызваны решениями судов, инициированы Прокуратурой города Москвы или Минюстом России. Необходимо отметить, что за весь год в Думу не поступило ни одного требования Прокуратуры города Москвы об устранении коррупциогенных факторов в законах города Москвы. В основном соответствующие изменения вносились по инициативе Мэра Москвы или депутатов Думы.
Таким образом, за 2012 год изменения были внесены в 24 закона города Москвы (в 2 закона - с учетом заключения Минюста России, в 2 закона - в порядке исполнения решений суда). Принятие закона города Москвы, обеспечившего исполнение решения суда, которым отдельные положения статьи 16.3 КоАП Москвы были признаны противоречащими федеральному законодательству, было инициировано Прокурором города Москвы*(1). В 2011 году было исполнено одно решение суда, 7 законов города Москвы были приведены в соответствие с федеральным законодательством с учетом заключений Минюста России и 1 - по акту реагирования Прокурора города Москвы.
Кроме того, Законом города Москвы от 4 июля 2012 года N 38 "О внесении изменения в Закон города Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" было исполнено решение суда - из Перечня земельных участков исключена Лениногорская улица.
В ходе работы по актуализации законодательства города Москвы также учитывались поступившие в Думу заключения Минюста России, например, при разработке Закона города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве", которым расширены перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также формы такой помощи.
Было учтено заключение Минюста России при подготовке Закона города Москвы от 27 июня 2012 года N 33 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". При этом необходимо отметить, изменения избирательного законодательства носили довольно объемный и комплексный характер, что было связано с установлением на федеральном уровне нового порядка избрания высшего должностного лица субъектов РФ, а также возможности его отзыва избирателями*(2). На реализацию этих новелл помимо указанного Закона направлены законы города Москвы:
от 27 июня 2012 года N 29 "О внесении поправок в статьи 35, 36, 40 и 42 Устава города Москвы";
от 19 декабря 2012 года N 68 "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" и в статью 4 Закона города Москвы от 19 ноября 2003 года N 74 "О должностных знаках Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы";
от 26 декабря 2012 года N 76 "О порядке отзыва Мэра Москвы".
Кроме того, Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 70 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" были скорректированы порядок и сроки образования избирательных округов, а также порядок утверждения новой схемы избирательных округов по выборам депутатов Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления, уточнен порядок и сроки образования избирательных участков, определен день окончания срока, на который избираются органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов.
На совершенствование законодательства города Москвы в сфере борьбы с коррупцией и приведение его в соответствие с федеральным направлены следующие законы города Москвы:
от 15 февраля 2012 года N 5 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", возложивший на депутатов Думы обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также создавший комиссию Думы по контролю за достоверностью указанных сведений;
от 4 апреля 2012 года N 7 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", внесший изменения в восемь законов города Москвы в целях уточнения обязанностей, ограничений и запретов, а также ужесточение ответственности за их нарушение.
Немаловажным для реализации гражданами права на проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирований является Закон города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", которым введено понятие "специально отведенные места" и определен порядок их использования для проведения публичных мероприятий, а также уточнен ряд норм, касающихся порядка проведения публичных мероприятий, уведомления об их проведении и т.д.
С учетом изменений НК РФ в городе Москве был разработан и принят Закон города Москвы от 31 октября 2012 года N 53 "О патентной системе налогообложения" (далее - Закон N 53), распространивший сферу действия патентной системы на 65 видов предпринимательской деятельности с установлением для каждого из них размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Закон города Москвы от 19 декабря 2012 года N 67 "О подведомственности дел об административных правонарушениях в бюджетно-финансовой сфере и о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" разработан в целях обеспечения применения мер административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства при использовании средств бюджета города Москвы, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений.
Внесены изменения в отдельные законы города Москвы, регулирующие социальную сферу. В частности, Закон города Москвы от 4 апреля 2012 года N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" устранил несоответствие отдельных норм федеральному законодательству и создал правовую основу для перехода к управлению профессиональными рисками в области охраны труда в городе Москве. Также были внесены изменения в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" (далее - Закон N 27), расширившие перечень получателей государственной поддержки и касающиеся организации физкультурно-спортивной работы (Закон города Москвы от 11 января 2012 года N 1 "О внесении изменений в статью 30 Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" и Закон города Москвы от 26 декабря 2012 года N 71 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве").
Закон города Москвы от 25 января 2012 года N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" определил формы имущественной, финансовой, информационной, консультационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Москве, ввел Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.
Реформирование на федеральном уровне системы государственного надзора и муниципального контроля обусловило принятие законов города Москвы от 25 апреля 2012 года N 14 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 июня 2009 года N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" и от 26 декабря 2012 года N 72 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и статьи 7 и 23 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", которые, в частности, закрепили разграничение контрольных полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов и поселений.
Также в целях приведения законодательства города Москвы в соответствие с федеральным были приняты законы города Москвы:
от 11 апреля 2012 года N 12 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений";
от 16 мая 2012 года N 19 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы";
от 11 июля 2012 года N 41 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 17 "О Московской торгово-промышленной палате";
от 21 ноября 2012 года N 58 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 26 декабря 2012 года N 74 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве".