Постановление Московской городской Думы от 10 апреля 2013 г. N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году" стр. 14

За последние 13 лет темп роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди молодежи в возрасте от 15 до 20 лет уменьшился в 20 раз.
На заседании комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья были заслушаны представители всех округов города Москвы с отчетами о проведении уроков и о других формах информирования молодежи: брейн-рингах, фестивалях. В ходе обсуждения проблемы стала очевидной необходимость подготовки методических материалов по работе с родителями по профилактике ВИЧ-инфекции.
В связи с влиянием мигрантов на эпидемиологическую ситуацию принято решение выступить с законодательной инициативой о запрете на въезд в Москву ВИЧ-инфицированных мигрантов.
13 февраля 2013 года принят Закон города Москвы N 9 "О внесении изменения в статью 17 Закона города Москвы от 28 февраля 2007 года N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве", в котором устанавливаются правовые основания проведения мероприятий по раннему выявлению в образовательных учреждениях обучающихся, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества.
Законом предусматривается, что порядок и сроки проведения диагностического тестирования устанавливаются исполнительным органом государственной власти города Москвы в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В настоящий момент проводится работа по подготовке новой редакции Закона города Москвы "Об охране здоровья граждан в городе Москве" в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Раздел III. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики

Объективную информацию о правоприменении законодательства, в том числе московского, можно получить лишь при комплексном его изучении, оценке практики и позиций различных федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций, представителей иных структур гражданского общества и профессиональных юристов.
Настоящий раздел включает в себя анализ правоприменительной практики законов города Москвы, основанный на актах прокурорского реагирования, судебных решениях, рекомендациях иных органов в отношении правовых актов города Москвы. Раздел также содержит информацию о формах контроля за исполнением законов города Москвы ("круглых столах", общественных слушаниях, научно-практических конференциях по вопросам реализации законов, депутатских запросах и других материалах), позволяющих изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.
В разделе данные отражены с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Московской городской Думе.
Также при подготовке доклада использована информация, поступившая из других организаций, имеющих практику применения московских законов, в ответ на обращения Думы.

1. Судебная практика

Значительный опыт в сфере осуществления мониторинга правоприменения нормативных правовых актов различных отраслей права имеют органы судебной власти, ежедневно применяющие их в своей работе. Деятельность судебных институтов в данной сфере направлена на ее совершенствование, выработку рекомендаций по применению действующего законодательства и выявление пробелов, требующих соответствующего восполнения в законодательстве.
Для города Москвы важным показателем качества и проработанности правового акта является практика его применения судами различных уровней: мировыми судьями, районными судами и Московским городским судом. Справки по результатам обобщения практики применения законодательства города Москвы наглядно показывают, как различные суды применяют одни и те же законы, толкуют их положения. Судебная практика, как правило, основывается на федеральном законодательстве, имеющем большую юридическую силу, но городское законодательство также активно применяется при рассмотрении гражданских и административных дел.
В частности, по данным за первое полугодие 2012 года, мировые судьи города Москвы рассмотрели более 15 тыс. гражданских и административных дел с применением законодательства города Москвы (в 2011 году всего было рассмотрено 5367 дел).
Обобщение практики применения судами законодательства города Москвы за 2012 год показало, что мировыми судьями, как и в 2011 году, в основном применялись законы города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге", от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц", а также КоАП Москвы. Значительно реже применялись законы города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге", "Основы жилищной политики города Москвы", от 28 сентября 2005 года N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" и от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы".
Не менее важным показателем качества московских законов является практика их судебного обжалования лицами, чьи права и законные интересы затронуты правовым актом. Так, в 2012 году судами было рассмотрено 6 дел, противоречащими федеральному законодательству признаны только нормы КоАП Москвы. Решение суда исполнено, 12 декабря 2012 года принят Закон города Москвы N 65 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". В 2011 году обжаловано 8 и удовлетворено 1 заявление в отношении Закона города Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы". В 2012 году указанный Закон приведен в соответствие согласно вступившему в силу решению суда.

2. Прокурорский надзор

Одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры в ходе выполнения функций по надзору за исполнением законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления является осуществление мониторинга законодательства и правоприменительной практики в целях их дальнейшей корректировки и совершенствования. Указанная функция органов прокуратуры, которая с 2010 года осуществляется ими на постоянной основе, имеет и большое правозащитное значение, поскольку связана с обеспечением реализации прав и свобод граждан, предотвращением их нарушения.
По результатам мониторинга правоприменения законов города Москвы в 2012 году установлено, что межрайонными прокурорами, прокурорами административных округов выявлен ряд нарушений московского законодательства, регламентирующего различные сферы правоотношений. В связи с этим приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Так, много нарушений Устава города Москвы и Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" выявляется в ходе проверки законности правовых актов территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например:
при издании распоряжения глава управы Гагаринского района города Москвы допустил превышение предоставленных полномочий в части закрепления предписания управляющим компаниям района провести силами эксплуатирующих организаций ряд противопожарных мероприятий, в то время как управа района лишь координирует деятельность предприятий и учреждений, учредителем которых является город Москва;
в Регламенте управы района Дегунино выявлены противоречия законодательству города Москвы в части определения органов, осуществляющих контроль за ее деятельностью, и видов издаваемых управой правовых актов;
при издании решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования Гагаринское в городе Москве выявлено нарушение Закона города Москвы "О молодежи", выразившееся в увеличении до 35 лет предельного возраста входящих в состав Молодежной палаты представителей*(69).
Повышение качества издаваемых правовых актов, неукоснительное соблюдение положений федерального законодательства и московского законодательства становится особенно актуальным в условиях присоединения к городу Москве новых территорий и расширения полномочий органов местного самоуправления.
Прокуратурой по-прежнему часто выявляются нарушения Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" со стороны сотрудников управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Южном административном округе. В частности, несвоевременность проведения перерегистрации очередников по улучшению жилищных условий и принятия решения о снятии с учета граждан, утративших основания для улучшения жилищных условий, лишили В-ую Р.В. возможности улучшить жилищные условия с привлечением собственных денежных средств*(70).
В порядке статьи 45 ГПК РФ прокуратурой подаются в суд исковые заявления в защиту жилищных прав граждан о восстановлении их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В 2012 году выявлен единичный факт нарушения Закона города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" при рассмотрении управой района Аэропорт запроса депутата Думы*(71).
При приеме граждан на государственную гражданскую службу сотрудниками кадровых органов достаточно часто не соблюдаются требования Закона города Москвы "О государственной гражданской службе": принимаются граждане, предоставившие неполный комплект документов, отсутствуют сведения о проверке кадровой службой полноты и правильности указанных в анкете сведений, принимаются на государственную гражданскую службу лица, не имеющие соответствующего образования.
В 2012 году были выявлены нарушения Закона города Москвы "О муниципальной службе в городе Москве" при избрании исполняющего обязанности Руководителя внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве*(72): органами прокуратуры установлены факты непроведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих, а также выявлено ненадлежащее формирование личных дел.
По-прежнему имеют место нарушения Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест", свидетельствующие о нару шении прав инвалидов в сфере трудоустройства и занятости. Права инвалидов также нарушаются в результате неисполнения положений Закона города Москвы "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". Прокуратурой активно вносятся представления об устранении нарушений данных законов.
Как и в 2011 году, в 2012 году выявляются нарушения при применении органами опеки и попечительства законов города Москвы, регулирующих правоотношения по защите прав детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поддержке семей с детьми. Как правило, нарушение законов города Москвы "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" происходит при назначении или прекращении денежных выплат.
Проведенный Прокуратурой города Москвы анализ показывает, что хозяйствующие субъекты при осуществлении своей деятельности достаточно часто нарушают Закон города Москвы "О землепользовании в городе Москве". Нарушения, как правило, связаны с организацией парковок автомобильного транспорта на участках общего пользования, придомовых территориях, участках автомобильных дорог. При этом прокуратурой усмотрены нарушения права неопределенного круга лиц на доступ на участки общего пользования, права города Москвы на распоряжение земельным участком и поступление в бюджет средств от передачи земельного участка в пользование.
Кроме земельного законодательства при организации парковок зачастую нарушается Закон города Москвы "О защите зеленых насаждений". Прокуратурой также выявлены случаи нарушения указанного Закона различными хозяйствующими субъектами при проведении строительных работ.
В 2012 году органами прокуратуры установлены факты нарушения рядом хозяйствующих субъектов норм Закона города Москвы "Об отходах производства и потребления в городе Москве" в части непредоставления сведений, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, несоблюдения требований к обращению с биологическими отходами и требований, предъявляемых к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
В ходе проводимых проверок прокурорами активно использовались полномочия по привлечению правонарушителей к административной ответственности, установленной КоАП Москвы.
Постоянный надзор органов прокуратуры за соответствием законодательства города Москвы федеральному законодательству позволяет принимать необходимые меры и вносить коррективы еще на стадии рассмотрения законопроектов (в форме заключений на них), что снижает количество актов реагирования на уже принятые и вступившие в силу законы города Москвы. Таким образом, в 2012 году протестов, представлений и требований Прокуратуры города Москвы об устранении нарушений законодательства в Думу не поступало.
Весьма актуальным является право законодательной инициативы Прокурора города Москвы. В настоящее время этим правом обладают практически все прокуратуры субъектов Российской Федерации, в том числе Прокуратура города Москвы. Данное полномочие расширяет возможности участия прокуратуры в работе над законопроектами на всех стадиях законотворческого процесса и, прежде всего, в обеспечении защиты конституционных прав и свобод граждан при разработке законопроектов.
Так, 12 декабря 2012 года принят Закон города Москвы N 65 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", внесенный Прокурором города Москвы и направленный на приведение кодекса в соответствие с федеральным законодательством.

3. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве

Согласно Указу Президента РФ "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" на Минюст России возложены функции по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению, а также осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие, изменение или признание утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с учетом возложенных на него полномочий по проведению обзоров и мониторингов нормотворчества и применения нормативных правовых актов в различных сферах правоотношений оказывает значительную помощь органам государственной власти города Москвы в обнаружении пробелов в правовом регулировании. В ходе проведения обзоров осуществляется анализ федерального и регионального законодательства, полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, изучается наличие пробелов в правовом регулировании в соответствующих сферах правоотношений.
В 2012 году Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве проводились обзоры законодательства в сферах государственной гражданской службы, земельного законодательства, противодействия коррупции, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также здравоохранения.
Анализ городского законодательства в сфере здравоохранения выявил отсутствие в городе Москве норм, регламентирующих механизм реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в части предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Предоставленные субъектам РФ полномочия до сих пор не реализованы.
В Думу в 2012 году поступило 5 экспертных заключений на законы города Москвы: от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве", от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", от 11 июня 2003 года N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве", КоАП Москвы и "О муниципальной службе в городе Москве".
По итогам рассмотрения заключений на комиссии по законодательству по трем законам принято решение учесть замечания (12 декабря 2012 года принят Закон города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве"), а в отношении КоАП Москвы - принять к сведению.
Кроме того, 27 июня 2012 года принят Закон города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", учитывающий замечания экспертного заключения, поступившего в 2011 году.

4. КСП Москвы

КСП Москвы является органом внешнего государственного финансового контроля, основные задачи которого - контроль правомерности и обоснованности составления проектов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, правомерности, результативности и эффективности их исполнения, а также управления собственностью города Москвы.
В процессе реализации задач КСП Москвы осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, устанавливающих расходные обязательства города Москвы, включая государственные программы города, экспертизу проектов законов о бюджете города Москвы и бюджете территориального государственного внебюджетного фонда и вносимых в них изменений, а также экспертизу проектов законов об их исполнении. При проведении экспертиз проектов правовых актов города Москвы в пределах компетенции КСП Москвы оценивает наличие в них коррупциогенных факторов.