Постановление Московской городской Думы от 11 апреля 2012 г. N 72 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" стр. 3

Органы местного самоуправления присоединенного муниципального образования сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы.
В соответствии с Законом объем доходов бюджета присоединенного муниципального образования не может быть меньше объема доходов местного бюджета указанного муниципального образования на дату его включения в состав внутригородской территории города Москвы.
Установлен также ряд дополнительных гарантий лицам, владеющим земельными участками, предоставленными для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, на территории присоединенных муниципальных образований.
Закон города Москвы от 21 декабря 2011 года N 68 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" принят в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством*(11).
Внесено изменение, устанавливающее запреты в связи с прохождением муниципальной службы. Так, например, муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения Руководителя муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Законом закреплено положение, в соответствии с которым контракт с Руководителем муниципалитета заключается на срок полномочий муниципального Собрания, принявшего решение о назначении лица на должность Руководителя муниципалитета (до дня начала работы муниципального Собрания нового созыва), но не менее чем на два года.
Закон дополнен статьей, определяющей условия контракта для Руководителя муниципалитета, которые утверждаются муниципальным Собранием в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Утратила силу часть 4 статьи 26 базового Закона о порядке расторжения контракта с Руководителем муниципалитета, поскольку указанное положение содержится в части 16 статьи 16 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
Закон города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 "О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 14 июля 2004 года N 50 "О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)" и Закон города Москвы от 25 октября 2006 года N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства".
Внесение изменений в законы города Москвы, регулирующие наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы, обусловлено необходимостью приведения их в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.
В частности, Законом установлено, что межбюджетные трансферты, получаемые в форме субвенций, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в бюджет города Москвы.
В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход бюджета города Москвы, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета города Москвы в порядке, установленном финансовым органом города Москвы.
Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств в порядке, установленном финансовым органом города Москвы.
Закон города Москвы от 19 октября 2011 года N 46 "О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 49 "О порядке ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы".
Закон принят в целях устранения противоречия, указанного в экспертном заключении Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 4 июля 2011 года N 4-23/17198. В экспертном заключении отмечается, что часть 1 статьи 6 базового Закона, наделяющая уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы контрольными полномочиями, вступает в противоречие с подпунктом "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому право предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством изданные им правовые акты имеет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

3. Финансовое законодательство

Закон города Москвы от 29 июня 2011 года N 31 "Об исполнении бюджета города Москвы за 2010 год" утвердил отчет об исполнении бюджета города Москвы за 2010 год по доходам в сумме 1126144932,2 тыс. рублей, по расходам в сумме 1106059501,4 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 20085430,8 тыс. рублей (профицит).
Исполнение бюджета города Москвы в 2010 году осуществлялось в соответствии с показателями, утвержденными Законом города Москвы от 2 декабря 2009 года N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год". Перемещение бюджетных ассигнований осуществлялось главными распорядителями бюджетных средств в пределах полномочий, установленных БК РФ и Законом города Москвы от 2 декабря 2009 года N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год".
Бюджет города Москвы на 2011 год уточнялся. Так, в начале II квартала 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 17 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 8 декабря 2010 года N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год" были уточнены основные характеристики бюджета города Москвы, которые составили:
прогнозируемый объем доходов бюджета города Москвы 1303507211,6 тыс. рублей (увеличение на 59801513,6 тыс. рублей);
общий объем расходов бюджета города Москвы 1547096577,6 тыс. рублей (увеличение на 157307879,6 тыс. рублей);
превышение расходов над доходами в сумме 243589366 тыс. рублей (увеличение на 97506366 тыс. рублей).
Внесенные изменения предусматривали сохранение социальной направленности бюджета города Москвы, а также решение неотложных задач по финансовому обеспечению городских мероприятий и программ.
Закон города Москвы от 28 июля 2011 года N 37 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 8 декабря 2010 года N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год", в частности, увеличил бюджетные ассигнования на исполнение решений арбитражных судов о взыскании с казны города Москвы расходов по инвестиционным контрактам, бюджетные ассигнования Департаменту образования города Москвы на реализацию отдельных проектов, а также предоставил субсидии ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" на возмещение затрат, связанных со строительством жилых домов на территории СЗАО города Москвы.
Закон города Москвы от 7 сентября 2011 года N 39 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 8 декабря 2010 года N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год" не затронул основные параметры бюджета города Москвы и был направлен на решение неотложных задач по финансовому обеспечению отдельных городских мероприятий.
Закон города Москвы от 30 ноября 2011 года N 59 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 8 декабря 2010 года N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год" уменьшил расходы бюджета города Москвы на 5637 млн. рублей за счет бюджетных ассигнований, высвобождаемых по итогам ожидаемого исполнения текущего года. Уточненные характеристики бюджета города Москвы составили:
прогнозируемый объем доходов бюджета города Москвы 1303507211,6 тыс. рублей;
общий объем расходов бюджета города Москвы 1541459604,2 тыс. рублей;
превышение расходов над доходами в сумме 237952392,6 тыс. рублей.
Помимо этого, Законом предусмотрено внесение в уставный капитал ОАО "Московская кольцевая железная дорога" 2,5 млрд. рублей в целях реконструкции объектов Малого кольца Московской железной дороги.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" Дума приняла закон города Москвы, определивший период, на который составляется проект бюджета города Москвы*(12). В 2011 году был принят Закон города Москвы от 23 марта 2011 года N 9 "О составлении проекта бюджета города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов".
Правительством РФ 30 июня 2010 года принято распоряжение N 1101-р, которым утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Одним из основных направлений Программы является переход к утверждению "программного" бюджета. В этой связи согласно Закону показатели проекта бюджета города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в его расходной части представляются к рассмотрению и утверждению с распределением по государственным программам города Москвы, подпрограммам, мероприятиям и не включенным в программы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.
В соответствии с утвержденным перечнем первоочередных государственных программ города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)*(13) и разработанной нормативной и методологической базой утверждены и одобрены в установленном порядке 17 государственных программ города Москвы. Ресурсное обеспечение государственных программ города Москвы формируется в том числе за счет бюджетных ассигнований города Москвы, средств федерального бюджета, внебюджетных источников. Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" утвердил следующие показатели:
(тыс. рублей)
Наименование
2012 год
2013 год
2014 год
Доходы
1458839962,8
1562270259,7
1723627621
Расходы
1711755970
1804174960,5
1945547410,6
Дефицит/профицит (-/+)
-252916007,2
-241904700,8
-221919789,6
Закон города Москвы от 15 июня 2011 года N 28 "Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год" утвердил отчет об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) за 2010 год по доходам в сумме 86684076,0 тыс. рублей, по расходам в сумме 85354597,1 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 1329478,9 тыс. рублей. Деятельность Фонда в 2010 году определялась стратегией развития системы обязательного медицинского страхования, разработанной и сформулированной в Городской целевой среднесрочной программе развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2008-2010 годы*(14).
Закон города Москвы от 28 сентября 2011 года N 41 "О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утвердил основные характеристики бюджета Фонда на 2012 год в следующих объемах:
прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 91593174,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 88274969,1 тыс. рублей и бюджета города Москвы в сумме 1172443,0 тыс. рублей;
общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 91593174,8 тыс. рублей.
Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2013 и 2014 годов утверждены в следующих объемах:
прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 71014106,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 68634537,2 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 78024388,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 75390205,8 тыс. рублей;
общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 71014106,3 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 78024388,8 тыс. рублей.
Закон города Москвы от 13 июля 2011 года N 33 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" принят в целях повышения эффективности бюджетных расходов и введения новых принципов деятельности государственных учреждений. Так, в частности, статья 7 базового Закона дополнена понятием "государственные программы города Москвы" в связи с переходом на программно-целевой метод планирования бюджета города Москвы. В соответствии со статьей 179.4 БК РФ о создании дорожного фонда субъекта РФ дополнительно введена статья 12.1 "Дорожный фонд города Москвы"*(15).
Восстановлена норма по трехлетнему бюджетному планированию.
Закон города Москвы от 7 сентября 2011 года N 38 "О внесении изменения в статью 32 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" продлевает на 10 дней крайний срок проведения первого чтения проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период: первое чтение должно состояться не позднее 20 октября текущего года. Данная норма принята для обеспечения более обстоятельного предварительного рассмотрения в Думе ключевых параметров проекта закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период (основных характеристик бюджета города Москвы, источников формирования доходов бюджетов муниципальных образований, программы государственных внутренних и внешних заимствований города Москвы в части источников финансирования дефицита бюджета города на соответствующий период, программы государственных гарантий города Москвы) перед вынесением проекта закона о бюджете города Москвы на первое чтение.
На территории города Москвы с 1 января 2005 года введен ЕНВД для предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Однако введение ЕНВД в сфере распространения рекламы не привело к существенному увеличению налоговых поступлений в бюджет города. Более того, с 2009 года поступления ЕНВД снизились. Таким образом, применение ЕНВД явилось экономически неоправданным. В этой связи был принят Закон города Москвы от 26 января 2011 года N 3 "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 29 октября 2008 года N 53 "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций". В результате отмены ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели, работавшие в данном режиме, перейдут либо на упрощенный, либо на общий режим налогообложения. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
Закон города Москвы от 16 ноября 2011 года N 53 "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" направлен на создание экономических условий для развития Московского авиатранспортного узла за счет установления налоговых льгот (освобождения с 1 января 2012 года от уплаты налога на имущество организаций в отношении аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения). Данная льгота вводится посредством дополнения части 1 статьи 4 базового Закона пунктом 23, содержание которого сформулировано в соответствии с понятиями, применяемыми в Воздушном кодексе Российской Федерации.
Дополнен также перечень учреждений, освобождающихся от уплаты налога, автономными учреждениями. Кроме того, термин "муниципальные образования", используемый в базовом Законе, заменен на термин "внутригородские муниципальные образования". Закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 54 "О внесении изменений в статью 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" уточнил виды организаций - получателей льгот по данному налогу. Отменены налоговые льготы для правоохранительных органов и организаций пожарной охраны.
Учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета города, а также за счет средств профсоюзов, будут платить налог за земельные участки, сдаваемые ими в аренду. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года.