Постановление Московской городской Думы от 11 апреля 2012 г. N 72 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" стр. 5

Закон города Москвы от 8 июня 2011 года N 27 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" откорректировал отдельные положения ГрК Москвы в части подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков. Исключил положения статей, устанавливавшие необходимость согласования градостроительных планов земельных участков с органами исполнительной власти Москвы, в связи с тем, что данная процедура значительно увеличивает срок подготовки таких планов. Утратила силу статья 37 базового Закона, определявшая особенности регулирования землепользования и застройки на территориях реорганизации и в зонах развития.
Закон города Москвы от 6 июля 2011 года N 32 "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 88 "О градостроительном кадастре города Москвы" и внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части информационного обеспечения градостроительной деятельности" разработан и принят в связи с введением в действие городской информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и направлен на упорядочение и приведение законодательства города Москвы в соответствие с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности*(24).
Закон города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве" привел действующий Закон в соответствие с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлено с 1 сентября 2011 года осуществление деятельности такси по перевозке пассажиров и багажа при условии получения разрешения, которое должно выдаваться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и в соответствии с региональным законом.
Форма разрешения, порядок его выдачи и переоформления, размер платы за выдачу разрешения (дубликата разрешения) устанавливаются Правительством Москвы.
Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 60 "Об изменении цены государственного контракта на выполнение работ для нужд города Москвы, заключенного на срок более трех лет" увеличил цену государственного контракта "Генеральный подряд с элементами проектирования на строительство участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена от станции "Марьино" до станции "Зябликово" ("Красногвардейская")" N 1/ГП от 14 ноября 2007 года, установив ее в размере 26169751,6 тыс. рублей.
Закон города Москвы от 14 декабря 2011 года N 64 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы, регулирующих вопросы размещения объектов игорного бизнеса на территории города Москвы, и внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" устранил необходимость законодательной регламентации полномочий органов исполнительной власти города Москвы в части согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории города.
Поскольку город Москва не входит в перечень игорных зон, то у органов исполнительной власти города отсутствуют полномочия по осуществлению надзорных (контрольных) функций в указанной сфере.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр на территории города Москвы может осуществляться только в букмекерских конторах и тотализаторах.

7. Законодательство об охране общественного порядка

Закон города Москвы от 26 октября 2011 года N 47 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" ввел новое наименование Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, а также внес изменения в КоАП Москвы и Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Закон города Москвы от 29 июня 2011 года N 30 "О внесении изменения в статью 5 Закона города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установил, что Правительство Москвы принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

8. Законодательство об административной ответственности

Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 21 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" наделил учреждения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, должностных лиц указанных учреждений - полномочиями по составлению протоколов в пределах своей компетенции, а также контролеров, контролеров-ревизоров от имени уполномоченного органа, учреждений уполномоченного органа - полномочиями по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях. В целях борьбы с безбилетным проездом размер административного штрафа за безбилетный проезд и провоз неоплаченного багажа в наземном городском транспорте общего пользования, а также неоплаченный проход за пределы пропускных пунктов станций метрополитена и неоплаченный провоз багажа увеличен до одной тысячи рублей.
Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 56 "О внесении изменения в статью 7.6 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" определил, что устройство искусственных дорожных неровностей на проезжей части и на прилегающей к ней территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

9. Законодательство об охране природы, окружающей среды и экологической безопасности, об охране и использовании животного мира

Закон города Москвы от 8 июня 2011 года N 25 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 33 "Об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном благополучии города Москвы" принят в целях реализации статей 3.1 и 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии". Статья 3.1 указанного Закона определила полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные органам государственной власти субъектов РФ, а статья 17 установила обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях возникновения очагов заразных болезней животных.
Закон города Москвы от 13 июля 2011 года N 35 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях приведения их в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации" уточнил положения отдельных законодательных актов города Москвы, касающиеся порядка утверждения долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ. В соответствии с частью 1 статьи 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета субъекта РФ, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Изменения внесены в следующие законы города Москвы:
от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
от 12 мая 2004 года N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве";
от 14 июля 2004 года N 48 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
от 20 октября 2004 года N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве";
от 2 марта 2005 года N 9 "О комплексном природопользовании в городе Москве";
от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве".
Дума с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года приняла 69 законов, из них 10 базовых и 4 о признании утратившими силу ряда законов города Москвы.
В 2011 году законодательство города Москвы претерпело ряд изменений, связанных с необходимостью приведения правовой базы в соответствие с актуальными задачами, стоящими перед городом в:
сфере законодательства о статусе Москвы - внесены изменения в Устав города Москвы и другие законы в связи с присоединением к городу новых территорий;
области организации государственной власти и местного самоуправления - изменено законодательство о митингах, МГИК в связи с выборами, наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города;
области бюджетного законодательства - внесены изменения в бюджет города Москвы, налоговое законодательство в связи с отменой ЕНВД;
сфере труда, социального развития и культуры - введена УЭК, изменено законодательство о потребительской корзине в городе Москве на 2011-2012 годы и величине прожиточного минимума пенсионера;
сфере жилищного законодательства - изменено законодательство об обеспечении прав жителей Москвы на жилые помещения и при переселении и освобождении жилых помещений, внесены изменения в основы жилищной политики Москвы;
сфере городского хозяйства - уточнены положения основополагающих документов по управлению собственностью города, в том числе по землепользованию и приватизации государственного имущества. Помимо этого упорядочены отдельные нормы в области городского строительства, а также положения, касающиеся работы такси;
сфере охраны общественного порядка - в законодательство внесены изменения в связи с принятием Федерального закона "О полиции", уточнены положения закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций;
области административной ответственности - отменен ряд законов, касающихся лицензирования продажи алкогольной продукции и размещения объектов игорного бизнеса, в связи с перераспределением полномочий с федеральной властью, а также внесены изменения в КоАП Москвы;
области охраны природы, окружающей среды и экологической безопасности - внесены изменения в законодательство об эпизоотическом контроле, также приняты законы, которые приводят экологическое законодательство города Москвы в соответствие с федеральным.
За 2011 год Думой принято 69 законов города Москвы (в 2010 году - 55). Наибольшее количество законов принято в области организации государственной власти и местного самоуправления (16), в финансовой сфере (15), городского хозяйства (12).
В то время как законотворческая деятельность депутатского корпуса Думы в 2010 году определялась стратегическими направлениями развития города Москвы в условиях выхода из кризиса и особое внимание уделялось совершенствованию правовой базы экономических и социальных отношений, в 2011-2012 годах на первый план выходит задача по законодательному обеспечению расширения территории города Москвы, распространения юрисдикции Москвы на присоединяемые территории.
Распределение количества законов города Москвы, принятых Думой, по предметам ведения представлено на диаграмме.
Диаграмма

Распределение количества законов города Москвы, принятых в 2011 году, по предметам регулирования

599 × 421 пикс.     Открыть в новом окне

Раздел II. Состояние законодательства города Москвы и проблемы законодательного регулирования

1. Законодательное обеспечение реформирования системы государственного управления и финансов

1.1. Об основных изменениях в правовом положении государственных (муниципальных) учреждений города Москвы в связи с повышением эффективности бюджетной сети

В Бюджетном послании на 2012-2014 годы Президент РФ в числе приоритетных направлений бюджетной политики страны назвал создание эффективной системы предоставления публичных услуг. Он отметил, что бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства.
Однако современные условия требуют новых подходов не только к системе государственного управления в целом, но и к процедуре формирования и исполнения бюджета страны.
В связи с этим в 2010 году была принята и начала реализовываться программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством РФ утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.
Сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, внедрения государственных и муниципальных заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.
Таким образом, можно констатировать, что реформа системы государственного управления в настоящее время идет по трем ключевым направлениям: реформирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг населению, реформирование сети государственных и муниципальных учреждений и внедрение программно-целевого метода формирования бюджета.
Законодательную основу для первого направления заложил Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ). Его принятие идет в контексте продолжающейся административной реформы и, в частности, реформирования существующей системы государственных и муниципальных функций и услуг и направлено на повышение качества предоставления услуг частным лицам, а также на повышение эффективности и результативности деятельности органов власти. Таким образом, предполагается, что принятие Федерального закона N 210-ФЗ должно обеспечить снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, повышение качества и эффективности исполнения принимаемых решений, уровня доступности публичных услуг, а также унификацию деятельности различных органов власти, что в свою очередь должно способствовать совершенствованию внутреннего взаимодействия в системе органов государственной власти и местного самоуправления.