Рассмотрев доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году", Московская городская Дума постановляет:
1. Утвердить доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" (приложение).
2. Опубликовать текст доклада Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" в "Ведомостях Московской городской Думы", издать в электронном виде на CD-диске, а также разместить текст доклада на официальном сайте Московской городской Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской городской Думы | В.М. Платонов |
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 11 апреля 2012 г. N 72
к постановлению Московской
городской Думы
от 11 апреля 2012 г. N 72
Доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году"
Список сокращений, использованных в докладе
Сокращение | Расшифровка |
БК РФ | Бюджетный кодекс Российской Федерации |
Генплан | Генеральный план города Москвы |
ГК РФ | Гражданский кодекс Российской Федерации |
Государственная Дума | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации |
ГрК РФ | Градостроительный кодекс Российской Федерации |
ГрК Москвы | Градостроительный кодекс города Москвы |
ГУ МВД России по городу Москве | Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве |
ГУП | государственное унитарное предприятие |
ГЧП | государственно-частное партнерство |
ДПиООС | Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы |
ДСиМП | Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
Дума | Московская городская Дума |
ЕНВД | единый налог на вмененный доход |
ЖК РФ | Жилищный кодекс Российской Федерации |
ЖКХ | жилищно-коммунальное хозяйство |
ЗК РФ | Земельный кодекс Российской Федерации |
КоАП Москвы | Кодекс города Москвы об административных правонарушениях |
КоАП РФ | Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
Конституция РФ | Конституция Российской Федерации |
КСП Москвы | Контрольно-счетная палата Москвы |
МГИК | Московская городская избирательная комиссия |
Молодежная палата | Молодежная палата при Московской городской Думе |
НК РФ | Налоговый кодекс Российской Федерации |
ООПТ | особо охраняемые природные территории |
ПДД | Правила дорожного движения |
Правительство РФ | Правительство Российской Федерации |
Президент РФ | Президент Российской Федерации |
СМИ | средства массовой информации |
субъект РФ | субъект Российской Федерации |
ТБО | твердые бытовые отходы |
УЭК | универсальная электронная карта |
ФОК | физкультурно-оздоровительный комплекс |
ЦИК | Центральная избирательная комиссия Российской Федерации |
ЦФО | Центральный федеральный округ |
Введение
Доклад о состоянии законодательства города Москвы направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей города Москвы систематизированной информацией об актуальных проблемах законодательного регулирования и перспективах развития столичного законодательства.
Задачами настоящего доклада являются анализ состояния и оценка реализации законов города Москвы в отдельных сферах жизнедеятельности города Москвы, подготовка предложений о необходимости принятия новых законодательных актов, внесения изменений в правовые акты или признания их утратившими силу.
В 2011 году Президентом РФ Д.А. Медведевым были обозначены новые направления социально-экономического развития города - увеличение территории города Москвы, в том числе для размещения на присоединяемой территории органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, а также создания международного финансового центра в Российской Федерации.
Очевидно, что осуществление столь значимой и комплексной модернизации требует пересмотра действующего и формирования нового законодательства, обеспечивающего необходимую основу для системной и комплексной работы. С одной стороны, речь идет о дальнейшем развитии федерального законодательства, из-за пробелов в котором московские законы не всегда способны в должной мере решать возникающие проблемы. С другой стороны, и в московском законодательстве имеются недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные внутренними причинами, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений и т.п.
В течение 2011 года Думой на основе методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 года N 694, проводился текущий и оперативный мониторинг действия законов города Москвы, результаты которого отражены в настоящем докладе.
Доклад 2011 года состоит из трех разделов. Раздел I содержит краткий обзор законов города Москвы, принятых Думой в 2011 году.
В разделе II анализируются наиболее актуальные для города Москвы проблемы (обеспечение реформирования системы государственного управления и финансов, развитие городского хозяйства и охраны окружающей среды, повышение эффективности социальной сферы) и пути их решения. Проведен анализ правовых актов в указанных сферах правового регулирования, определено соответствие законов города Москвы федеральному законодательству, отражена судебная практика, обобщены выявленные проблемы и сформулированы предложения по их законодательному решению. Также в разделе II освещается участие Думы в федеральном законотворческом процессе, в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе.
В подразделе 1 раздела II рассматриваются проблемы, связанные с изменением правового положения государственных (муниципальных) учреждений города Москвы, развитием бюджетного и налогового законодательства, включая сложности перехода к бюджету, построенному на программной основе. Проблемам правового обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры и улучшения транспортной обстановки в городе, совершенствования законодательства по защите жилищных прав москвичей и реформирования системы ЖКХ, благоустройства городских территорий и инфраструктурных объектов, а также экологическим проблемам и их законодательному решению посвящен подраздел 2 раздела II. В подразделе 3 рассматриваются проблемы правового обеспечения социальной сферы в части модернизации систем здравоохранения, образования, социальной защиты, поддержки малообеспеченных категорий граждан, детей, инвалидов, развития физкультуры и спорта и других областей, от которых зависит качество жизни москвичей.
Раздел III содержит сведения об использованных Думой для анализа правоприменительной практики актах прокурорского реагирования, судебных решениях, рекомендациях иных органов в отношении правовых актов города Москвы, а также информацию о формах контроля за исполнением законов города Москвы (круглых столах, общественных слушаниях, научно-практических конференциях по вопросам реализации законов, депутатских запросах и других материалах), позволяющих изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.
В заключении обобщаются итоги проведенного анализа состояния действующего законодательства города Москвы, обозначаются правовые пробелы и недостатки законодательства, а также правоприменительной практики, указываются задачи в сфере развития законодательства города Москвы на последующие периоды.
Данные законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.
Практика применения законов освещена с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также с учетом материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Московской городской Думе.
Также при подготовке доклада была использована информация, поступившая в ответ на обращения Думы из других организаций, имеющих практику применения московских законов.
Раздел I. Обзор законов, принятых Думой в 2011 году
1. Законодательство о статусе города Москвы в составе Российской Федерации
Закон города Москвы от 30 марта 2011 года N 11 "О внесении поправки в статью 49 Устава города Москвы".
В рамках реализации норм федерального законодательства*(1) в Устав города Москвы внесены изменения, закрепившие положение о том, что Мэр Москвы ежегодно представляет в Думу отчет о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Думой. Порядок подготовки, представления и заслушивания отчета о результатах деятельности Правительства Москвы устанавливается правовыми актами города Москвы.
Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 22 "О внесении поправок в статьи 9, 36, 39, 40, 41, 43, 46, 48, 53, 61 и 66 Устава города Москвы".
Разработка Закона вызвана необходимостью приведения Устава города Москвы в соответствие с федеральным*(2) и городским законодательством.
В частности, внесены изменения уточняющего характера: основания роспуска Думы, ограничения и запреты для Мэра Москвы, порядок возложения исполнения обязанностей Мэра Москвы на одного из заместителей. Уточнены порядок вступления в силу нормативных правовых актов Мэра Москвы, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, понятия "референдум города Москвы" и "местный референдум", установлены гарантии открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.
Включено положение, согласно которому проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы (в частности, о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы), предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, а также проекты постановлений Думы (в случаях, предусмотренных законом города Москвы) рассматриваются Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения.
Правовые акты Мэра Москвы вступают в силу в порядке, установленном законом города Москвы.
Закон города Москвы от 14 декабря 2011 года N 65 "О внесении изменения в статью 2 Закона города Москвы от 14 июля 1995 года N 15-51 "О гимне города Москвы".
В связи с тем, что должности Председателя КСП Москвы, заместителя Председателя КСП Москвы и аудиторов КСП Москвы являются государственными должностями города Москвы, статья 2 базового Закона дополнена положением, закрепляющим исполнение гимна города Москвы после вручения удостоверений Председателю КСП Москвы, заместителю Председателя КСП Москвы, аудиторам КСП Москвы.
Закон города Москвы от 28 сентября 2011 года N 42 "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" и статьи 60 и 66 Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным*(3) и реализации Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 30 июня 2011 года*(4).
Законодательным актом изменены границы между субъектами РФ - городом Москвой и Московской областью.
Закон города Москвы от 2 ноября 2011 года N 49 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2003 года N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве".
Статья 20 базового Закона дополнена нормой, закрепляющей положение, что в День Победы копии Знамени Победы в обязательном порядке вывешиваются наряду с Государственным флагом Российской Федерации на зданиях и поднимаются на мачтах, флагштоках. В иные дни копии Знамени Победы могут использоваться во время проведения органами государственной власти города Москвы торжественных мероприятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Реализация этой нормы обеспечивается органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2007 года N 68-ФЗ "О Знамени Победы" в порядке, установленном Правительством Москвы, а также в соответствии с правовыми актами города Москвы о проведении торжественных мероприятий.
2. Законодательство об организации государственной власти и местного самоуправления в городе Москве
Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 23 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях совершенствования правотворческой деятельности".
Изменения внесены в три закона города Москвы:
от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы";
от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы";
от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
В частности, изменения, внесенные в закон о законах города Москвы и постановлениях Думы, уточнили основные этапы законодательной работы.
Кроме того, проекты постановлений Думы, предусматривающие внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы по вопросам изменения бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, а также изменения финансовых обязательств субъекта РФ, рассматриваются Думой по представлению Мэра Москвы или при наличии его заключения.