Постановление Московской городской Думы от 11 апреля 2012 г. N 72 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году"

Рассмотрев доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году", Московская городская Дума постановляет:
1. Утвердить доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" (приложение).
2. Опубликовать текст доклада Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" в "Ведомостях Московской городской Думы", издать в электронном виде на CD-диске, а также разместить текст доклада на официальном сайте Московской городской Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 11 апреля 2012 г. N 72

Доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году"

Список сокращений, использованных в докладе

СокращениеРасшифровка
БК РФБюджетный кодекс Российской Федерации
ГенпланГенеральный план города Москвы
ГК РФГражданский кодекс Российской Федерации
Государственная ДумаГосударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ГрК РФГрадостроительный кодекс Российской Федерации
ГрК МосквыГрадостроительный кодекс города Москвы
ГУ МВД России по городу МосквеГлавное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве
ГУПгосударственное унитарное предприятие
ГЧПгосударственно-частное партнерство
ДПиООСДепартамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
ДСиМПДепартамент семейной и молодежной политики города Москвы
ДумаМосковская городская Дума
ЕНВДединый налог на вмененный доход
ЖК РФЖилищный кодекс Российской Федерации
ЖКХжилищно-коммунальное хозяйство
ЗК РФЗемельный кодекс Российской Федерации
КоАП МосквыКодекс города Москвы об административных правонарушениях
КоАП РФКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Конституция РФКонституция Российской Федерации
КСП МосквыКонтрольно-счетная палата Москвы
МГИКМосковская городская избирательная комиссия
Молодежная палатаМолодежная палата при Московской городской Думе
НК РФНалоговый кодекс Российской Федерации
ООПТособо охраняемые природные территории
ПДДПравила дорожного движения
Правительство РФПравительство Российской Федерации
Президент РФПрезидент Российской Федерации
СМИсредства массовой информации
субъект РФсубъект Российской Федерации
ТБОтвердые бытовые отходы
УЭКуниверсальная электронная карта
ФОКфизкультурно-оздоровительный комплекс
ЦИКЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации
ЦФОЦентральный федеральный округ

Введение

Доклад о состоянии законодательства города Москвы направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей города Москвы систематизированной информацией об актуальных проблемах законодательного регулирования и перспективах развития столичного законодательства.
Задачами настоящего доклада являются анализ состояния и оценка реализации законов города Москвы в отдельных сферах жизнедеятельности города Москвы, подготовка предложений о необходимости принятия новых законодательных актов, внесения изменений в правовые акты или признания их утратившими силу.
В 2011 году Президентом РФ Д.А. Медведевым были обозначены новые направления социально-экономического развития города - увеличение территории города Москвы, в том числе для размещения на присоединяемой территории органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, а также создания международного финансового центра в Российской Федерации.
Очевидно, что осуществление столь значимой и комплексной модернизации требует пересмотра действующего и формирования нового законодательства, обеспечивающего необходимую основу для системной и комплексной работы. С одной стороны, речь идет о дальнейшем развитии федерального законодательства, из-за пробелов в котором московские законы не всегда способны в должной мере решать возникающие проблемы. С другой стороны, и в московском законодательстве имеются недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные внутренними причинами, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений и т.п.
В течение 2011 года Думой на основе методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 августа 2011 года N 694, проводился текущий и оперативный мониторинг действия законов города Москвы, результаты которого отражены в настоящем докладе.
Доклад 2011 года состоит из трех разделов. Раздел I содержит краткий обзор законов города Москвы, принятых Думой в 2011 году.
В разделе II анализируются наиболее актуальные для города Москвы проблемы (обеспечение реформирования системы государственного управления и финансов, развитие городского хозяйства и охраны окружающей среды, повышение эффективности социальной сферы) и пути их решения. Проведен анализ правовых актов в указанных сферах правового регулирования, определено соответствие законов города Москвы федеральному законодательству, отражена судебная практика, обобщены выявленные проблемы и сформулированы предложения по их законодательному решению. Также в разделе II освещается участие Думы в федеральном законотворческом процессе, в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе.
В подразделе 1 раздела II рассматриваются проблемы, связанные с изменением правового положения государственных (муниципальных) учреждений города Москвы, развитием бюджетного и налогового законодательства, включая сложности перехода к бюджету, построенному на программной основе. Проблемам правового обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры и улучшения транспортной обстановки в городе, совершенствования законодательства по защите жилищных прав москвичей и реформирования системы ЖКХ, благоустройства городских территорий и инфраструктурных объектов, а также экологическим проблемам и их законодательному решению посвящен подраздел 2 раздела II. В подразделе 3 рассматриваются проблемы правового обеспечения социальной сферы в части модернизации систем здравоохранения, образования, социальной защиты, поддержки малообеспеченных категорий граждан, детей, инвалидов, развития физкультуры и спорта и других областей, от которых зависит качество жизни москвичей.
Раздел III содержит сведения об использованных Думой для анализа правоприменительной практики актах прокурорского реагирования, судебных решениях, рекомендациях иных органов в отношении правовых актов города Москвы, а также информацию о формах контроля за исполнением законов города Москвы (круглых столах, общественных слушаниях, научно-практических конференциях по вопросам реализации законов, депутатских запросах и других материалах), позволяющих изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.
В заключении обобщаются итоги проведенного анализа состояния действующего законодательства города Москвы, обозначаются правовые пробелы и недостатки законодательства, а также правоприменительной практики, указываются задачи в сфере развития законодательства города Москвы на последующие периоды.
Данные законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.
Практика применения законов освещена с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также с учетом материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Московской городской Думе.
Также при подготовке доклада была использована информация, поступившая в ответ на обращения Думы из других организаций, имеющих практику применения московских законов.

Раздел I. Обзор законов, принятых Думой в 2011 году

1. Законодательство о статусе города Москвы в составе Российской Федерации

Закон города Москвы от 30 марта 2011 года N 11 "О внесении поправки в статью 49 Устава города Москвы".
В рамках реализации норм федерального законодательства*(1) в Устав города Москвы внесены изменения, закрепившие положение о том, что Мэр Москвы ежегодно представляет в Думу отчет о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Думой. Порядок подготовки, представления и заслушивания отчета о результатах деятельности Правительства Москвы устанавливается правовыми актами города Москвы.
Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 22 "О внесении поправок в статьи 9, 36, 39, 40, 41, 43, 46, 48, 53, 61 и 66 Устава города Москвы".
Разработка Закона вызвана необходимостью приведения Устава города Москвы в соответствие с федеральным*(2) и городским законодательством.
В частности, внесены изменения уточняющего характера: основания роспуска Думы, ограничения и запреты для Мэра Москвы, порядок возложения исполнения обязанностей Мэра Москвы на одного из заместителей. Уточнены порядок вступления в силу нормативных правовых актов Мэра Москвы, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, понятия "референдум города Москвы" и "местный референдум", установлены гарантии открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.
Включено положение, согласно которому проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы (в частности, о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы), предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, а также проекты постановлений Думы (в случаях, предусмотренных законом города Москвы) рассматриваются Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения.
Правовые акты Мэра Москвы вступают в силу в порядке, установленном законом города Москвы.
Закон города Москвы от 14 декабря 2011 года N 65 "О внесении изменения в статью 2 Закона города Москвы от 14 июля 1995 года N 15-51 "О гимне города Москвы".
В связи с тем, что должности Председателя КСП Москвы, заместителя Председателя КСП Москвы и аудиторов КСП Москвы являются государственными должностями города Москвы, статья 2 базового Закона дополнена положением, закрепляющим исполнение гимна города Москвы после вручения удостоверений Председателю КСП Москвы, заместителю Председателя КСП Москвы, аудиторам КСП Москвы.
Закон города Москвы от 28 сентября 2011 года N 42 "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" и статьи 60 и 66 Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным*(3) и реализации Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 30 июня 2011 года*(4).
Законодательным актом изменены границы между субъектами РФ - городом Москвой и Московской областью.
Закон города Москвы от 2 ноября 2011 года N 49 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2003 года N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве".

Статья 20 базового Закона дополнена нормой, закрепляющей положение, что в День Победы копии Знамени Победы в обязательном порядке вывешиваются наряду с Государственным флагом Российской Федерации на зданиях и поднимаются на мачтах, флагштоках. В иные дни копии Знамени Победы могут использоваться во время проведения органами государственной власти города Москвы торжественных мероприятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Реализация этой нормы обеспечивается органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2007 года N 68-ФЗ "О Знамени Победы" в порядке, установленном Правительством Москвы, а также в соответствии с правовыми актами города Москвы о проведении торжественных мероприятий.

2. Законодательство об организации государственной власти и местного самоуправления в городе Москве

Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 23 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях совершенствования правотворческой деятельности".
Изменения внесены в три закона города Москвы:
от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы";
от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы";
от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
В частности, изменения, внесенные в закон о законах города Москвы и постановлениях Думы, уточнили основные этапы законодательной работы.
Кроме того, проекты постановлений Думы, предусматривающие внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы по вопросам изменения бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, а также изменения финансовых обязательств субъекта РФ, рассматриваются Думой по представлению Мэра Москвы или при наличии его заключения.