В связи со значительным объемом изменений, которые необходимо было внести в Закон города Москвы от 22 октября 2003 N 62 "О ставках налога на игорный бизнес", был принят новый Закон города Москвы от 21 декабря 2011 года N 69 "О ставках налога на игорный бизнес". Документ вводит в московское законодательство два новых объекта налогообложения, в отношении которых устанавливаются налоговые ставки, - пункт приема ставок тотализатора и пункт приема ставок букмекерской конторы, а использовавшийся ранее термин "касса" заменен термином "процессинговый центр". Закон вступил в силу с 1 февраля 2012 года.
4. Законодательство о труде, социальном развитии, образовании, здравоохранении, культуре, физической культуре и спорте
С 1 января 2010 года в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы*(16) в столице установлена региональная социальная доплата к пенсиям неработающим гражданам, получающим пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту пребывания. Закон города Москвы от 12 октября 2011 года N 45 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 18 ноября 2009 года N 7 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии" установил с 1 января 2012 года величину прожиточного минимума пенсионера в столице в размере 7137 рублей. На 2010 год была установлена величина прожиточного минимума в размере 5790 рублей, на 2011 год - 6273 рубля.
Необходимость определения состава потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения города Москвы не реже одного раза в 5 лет обусловила принятие Закона города Москвы от 25 мая 2011 года N 19 "О потребительской корзине в городе Москве в 2011-2012 годах". Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах"*(17) она установлена в составе и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Принятым Законом установлена потребительская корзина в городе Москве на 2011-2012 годы в составе и объемах, предусмотренных Законом города Москвы от 17 мая 2006 года N 19 "О потребительской корзине в городе Москве".
Закон города Москвы от 28 сентября 2011 года N 43 "О внесении изменения в статью 29 Закона города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" устранил несоответствие части 5 статьи 29 базового Закона федеральному законодательству.
Закон города Москвы от 9 марта 2011 года N 8 "Об универсальной электронной карте" разработан и принят в связи с введением в действие Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Законом в том числе установлены полномочия Правительства Москвы в сфере организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.
В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным*(18) законодательством принят Закон города Москвы от 19 января 2011 года N 2 "О внесении изменений в статью 7 Закона города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве". Закон уточнил ряд формулировок базового Закона, а именно: порядок выражения согласия или несогласия гражданами на посмертное изъятие их органов и проведение патологоанатомического вскрытия и иные посмертные действия; перечень лиц, имеющих право на разрешение действий, указанных в статье 7 базового Закона, а также ввел часть 4 о достойном отношении к телу умершего.
Норма о численном составе Комиссии по монументальному искусству содержится как в Законе города Москвы от 13 ноября 1998 года N 30 "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения", так и в принятом в соответствии с ним постановлении Думы от 23 июня 1999 года N 56 "О Комиссии по монументальному искусству", которым утверждено Положение о Комиссии по монументальному искусству. В целях исключения дублирования нормы установление численности Комиссии по монументальному искусству Законом города Москвы от 16 ноября 2011 года N 52 "О внесении изменений в статью 3 Закона города Москвы от 13 ноября 1998 года N 30 "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения" закреплено в Положении об указанной Комиссии.
Закон города Москвы от 13 июля 2011 года N 34 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" принят в целях приведения норм базового Закона в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", урегулировавших правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности, часть 6 статьи 7 базового Закона изложена в новой редакции, которая определила, что привлечение спортивных волонтеров к участию в организации и проведении официальных городских физкультурных и спортивных мероприятий регулируется федеральным законодательством.
Изменения также расширили определение термина "городская спортивная федерация" и установили, что городская спортивная федерация может существовать также в форме структурного подразделения общероссийской спортивной федерации.
Кроме того, Закон установил, что порядок ведения городского реестра физкультурно-спортивных организаций и его структура утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области физической культуры и спорта.
Закон города Москвы от 18 мая 2011 года N 18 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области образования" привел в соответствие с федеральным законодательством*(19) отдельные положения законов города Москвы:
от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве";
от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве";
от 29 июня 2005 года N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве".
Изменения, внесенные в Закон города Москвы "О развитии образования в городе Москве", в частности, расширили полномочия органа исполнительной власти города Москвы в области образования правом на разработку нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности; обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, установление критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения. Закон установил, что образовательными учреждениями обеспечивается открытость и доступность достоверной и актуальной информации о себе и предоставляемых образовательных услугах путем создания и ведения официального сайта в сети "Интернет" и размещения на нем перечня сведений, установленного федеральным законодательством.
Изменения, внесенные в Закон города Москвы "Об общем образовании в городе Москве", касаются, в частности, вопросов финансирования образовательного процесса в отдельных видах государственных образовательных учреждений города Москвы. В образовательных программах прогимназии, кадетской школы, средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, средней общеобразовательной школы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии, лицея, центра образования предусматривается дополнительное проведение индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации отдельных лекций, циклов, курсов, кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Внесенные изменения в Закон города Москвы "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" в том числе направлены на уточнение понятия системы начального и среднего профессионального образования в городе Москве. Указанный Закон является правовой основой для создания в образовательных учреждениях и организациях начального и среднего профессионального образования условий для получения обучающимися, студентами с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи. Закреплена норма, согласно которой в течение трех лет по окончании государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья получают помощь специалистов образовательного учреждения в социально-трудовой адаптации и трудоустройстве на современном рынке труда.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, ежегодно устанавливаемых Правительством Москвы.
Закон города Москвы от 21 декабря 2011 года N 67 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 сентября 2009 года N 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы" принят в целях приведения норм базового Закона в соответствие с изменениями федерального законодательства и правовых актов города Москвы*(20). Исключено слово "тиражированные" из пункта 1 статьи 2 и часть 5 статьи 16 признана утратившей силу. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" и в связи с уточнением компетенции органов исполнительной власти города Москвы часть 3 статьи 23 базового Закона изложена в новой редакции: "Создание и обеспечение функционирования библиотечно-информационной системы "Библиогород" осуществляются уполномоченными Правительством Москвы органами исполнительной власти города Москвы".
Закон города Москвы от 14 декабря 2011 года N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи" принят в целях дальнейшего совершенствования административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти города Москвы, обеспечения оптимизации процессов управления в сфере реализации государственной молодежной политики в городе Москве. В частности, уточнены понятия "молодежные объединения", "молодые специалисты", а также основные направления поддержки молодежи.
5. Жилищное законодательство
В 2011 году в жилищной сфере были приняты законодательные акты, устранившие возникшие коллизии некоторых нормативных правовых актов города Москвы и федерального законодательства.
В целях приведения городской правовой базы в соответствие с федеральным законодательством принят Закон города Москвы от 26 января 2011 года N 4 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве". Изменения исключили коррупциогенный фактор, выявленный Прокуратурой города Москвы*(21).
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 7, "собственнику, а также членам его семьи, освобождающим по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, жилые помещения и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях".
В новой редакции также изложена часть 3 статьи 13 базового Закона: "Гражданам, освобождающим по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях".
В связи с протестом Прокурора города Москвы от 9 апреля 2010 года N 7/12-20-16-2010 был принят Закон города Москвы от 8 июня 2011 года N 26 "О внесении изменений в Закон города Москвы 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы".
В новой редакции изложены статья 3 "Государственная поддержка граждан в жилищной сфере", статья 61 "Жилые помещения, относящиеся к жилищному фонду города Москвы, предоставленные в качестве служебных жилых помещений до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации", статья 63 "Назначение жилых помещений маневренного фонда".
Базовый Закон дополнен также статьей 25.1 "Формирование жилищного фонда города Москвы".
Требования ЖК РФ (в части регулирования вопросов осуществления государственного жилищного надзора) обусловили принятие Закона города Москвы от 7 декабря 2011 года N 61 "О внесении изменений в Закон города Москвы 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы". В соответствии с ЖК РФ уточнены задачи жилищной политики города Москвы по обеспечению регионального государственного жилищного надзора, а также полномочия органов государственной власти города по содействию в создании и организации деятельности советов многоквартирных домов.
Кроме того, изменения уточнили обязанности органов исполнительной власти столицы, порядок внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги, а также положения о порядке проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Согласно принятому Закону региональный государственный жилищный надзор в городе будет осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством.
Закон города Москвы от 2 марта 2011 года N 7 "О внесении изменения в статью 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" принят во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2009 года N 5-Г09-22 о признании недействующей части 3 статьи 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". В результате внесенных изменений часть 3 статьи 12 изложена в новой редакции: "Решение об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях выдается или направляется заявителю уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения".
Закон города Москвы от 5 октября 2011 года N 44 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и регулирует отношения по осуществлению полномочий Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданных для осуществления органам государственной власти города Москвы.
Закон создал правовую основу для реализации права на улучшение жилищных условий граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Москве до 1 января 2005 года.
6. Законодательство о городском хозяйстве
В целях обеспечения максимальной прозрачности приватизационных процессов, повышения экономической и социальной эффективности использования имущества города Москвы, а также повышения активности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Думой принят Закон города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы".
Закон расширил круг продавцов объектов приватизации имущества города Москвы, включив в него уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивающий приватизацию имущества города Москвы.
Установлено новое предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, - 300 кв. метров вместо прежних 100 кв. метров. В соответствии с частью 3 статьи 15 базового Закона норма действует до 1 июля 2013 года.
Введен новый способ приватизации недвижимого имущества, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", - продажа государственного имущества города Москвы в электронной форме с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством.
Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 20 "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" привел отдельные положения статьи 17 базового Закона (в части установления полномочий по вопросам управления и распоряжения собственностью) в соответствие с нормами федерального законодательства*(22). За Правительством Москвы также закрепляется (статья 5) полномочие по принятию решения о возмездном отчуждении и безвозмездной передаче объектов собственности города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов РФ, муниципальную собственность.
Закон города Москвы от 23 марта 2011 года N 10 "О внесении изменений в статью 20 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установил возможность расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, не только от их кадастровой стоимости, но и от рыночной стоимости.
Кроме того, Законом введена норма, согласно которой в случае изменения собственником целевого использования объекта недвижимого имущества или функционального назначения помещения размер арендной платы за землю подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления.
Закон города Москвы от 13 апреля 2011 года N 13 "О внесении изменения в статью 9 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" призван закрепить основание для установления порядка использования территорий общего пользования улично-дорожной сети. Установлено, что земельные участки общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, предоставляются для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, а также для иных целей в случаях и порядке, которые установлены Правительством Москвы.
Закон города Москвы от 21 декабря 2011 года N 66 "О внесении изменения в статью 6 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" направлен на приведение положений базового Закона в соответствие с положениями Федерального закона от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения установления срока договоров аренды земельных участков, заключаемых органами исполнительной власти города Москвы.
Закон города Москвы от 12 января 2011 года N 1 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции"*(23) принят в целях устранения избыточных административных барьеров на пути предпринимательской деятельности малых и средних предприятий, связанных с необходимостью получения соискателями лицензий на розничную продажу алкогольной продукции заключений о соблюдении на объекте лицензирования требований пожарной безопасности в специально уполномоченном государственном органе (помимо тех заключений, необходимость получения которых для торговых объектов установлена в общем порядке).
Закон города Москвы от 23 ноября 2011 года N 55 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в области лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции и внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" отменил 9 законов города Москвы, регулировавших порядок лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции, а также отменил статью 11.7 КоАП Москвы, закрепившую санкции за нарушение установленного порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве.