4.1.1. Информирование федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о пожарной опасности и лесных пожарах, о фактах нарушений лесного законодательства на территории земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям.
4.1.2. Информирование подразделений и мобильных групп, выполняющих работы по охране лесов от пожаров, в том числе обеспечение доступа к сведениям о ситуации на конкретных участках.
4.1.3. Предоставление уполномоченным организациям и учреждениям информации о наличии и состоянии сил и средств пожаротушения по устранению последствий лесных пожаров и нарушений лесного законодательства на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса.
4.1.4. Диспетчеризация и информационное сопровождение передвижения сил и средств по тушению пожаров на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса.
4.1.5. Оповещение соответствующих подразделений, указанных в п.п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, и групп по тушению пожаров на территории земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, о распоряжениях, принятых оперативными штабами и на заседаниях Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
4.1.6. Подготовка рекомендаций (проектов актов) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по введению ограничения доступа населения в леса и введению особого противопожарного режима или режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или ее части и анализ среднегодовых значений пожароопасной обстановки на территории лесного фонда.
V. Информационно-аналитическое обеспечение работ в области охраны лесов
5.1. Специалисты Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства осуществляют перекрестный и логический контроль всей поступающей информации.
5.2. Информационно-аналитическое обеспечение работ в области охраны лесов, выполняемое Региональной диспетчерской службой лесного хозяйства, осуществляется посредством специально разработанных функциональных блоков Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства и состоит из следующих элементов:
5.2.1. Оповещение уполномоченных органов исполнительной власти о событиях и происшествиях на землях лесного фонда и землях иных категорий на которых располагаются леса.
5.2.2. Еженедельное и ежемесячное плановое представление отчетных данных, а также аналитических отчетов.
5.2.3. Представление ответов на запросы граждан, организаций и органов государственной власти (в том числе представителей средств массовой информации) в рамках своих полномочий.
5.2.4. Проведение анализа поступившей информации.
5.3. Передача оперативных сведений и информации по лесопожарной обстановке Региональной диспетчерской службой лесного хозяйства осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах" в соответствии с Регламентом работы специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства (Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства), а также:
5.3.1. Схемой оповещения, в которой указаны перечень (действий), перечень организаций и должностных лиц, которым передается информация, срок, в течение которого производится оповещение, формат оповещения, порядок (способ) передачи оповещения, необходимость подтверждения.
5.3.2. Графиком представления отчетов и сведений, в котором указан перечень типовых (утвержденных) форм, получатели информации, отчетный период, срок представления согласно приложению N 7 к настоящим Методическим указаниям.
5.4. Рекомендуемая структура информационного обеспечения Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства указана в приложении N 5 к настоящим Методическим указаниям.
5.5. Вся полученная информация регистрируется и документируется техническими методами или путем ведения журнала учета сообщений, при этом регистрируются следующие показатели:
источник информации (кто передал);
время поступления (передачи) информации;
кто принял информацию;
краткое содержание информации (или полная копия сообщения, при электронном документообороте).
5.6. Текущая оперативная информация хранится не менее одного года. Перечень информации о лесном пожаре и ходе его тушения, подлежащей хранению в электронном виде, определяется техническими регламентами соответствующих информационных систем, а также формами статистических отчетов, утвержденными Федеральным агентством лесного хозяйства.
VI. Организация работы региональной диспетчерской службы лесного хозяйства
6.1. Структура и численный состав Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, с учетом рекомендаций, указанных в приложениях N 2 и N 3 к настоящим Методическим указаниям.
6.2. Обеспечение функционирования Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства возложено на руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, при котором она создана.
6.3. Руководители Региональных диспетчерских служб лесного хозяйства имеют высшее образование, опыт работы в лесном хозяйстве не менее 2-х лет. Диспетчеры Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства имеют образование не ниже среднеспециального.
6.4. Специалисты по дистанционному приему и учету обращений (сообщений) повышают уровень квалификации на специализированных курсах не реже 1 раза в три года в соответствии с рекомендуемым порядком подготовки и повышения квалификации персонала (приложение N 8 к настоящим Методическим указаниям). Технический персонал обязан проходить регулярное повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Региональные диспетчерские службы лесного хозяйства организуются на круглогодичной постоянной основе приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.
6.6. Прием сообщений диспетчерами Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства ведется круглосуточно.
6.7. Время работы профессионального состава (специалисты и аналитики) Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства устанавливается в следующих режимах:
в межсезонный период работа осуществляется в соответствии с трудовым распорядком учреждения (организации), при котором создана Региональная диспетчерская служба лесного хозяйства;
обычный режим функционирования - режим повседневной деятельности при отсутствии или невысоком уровне горимости. График работы с 6.30 до 21.00 местного времени, а при наличии горимости - до момента передачи сводки о лесных пожарах за истекшие сутки. В дни с 1 Классом пожарной опасности по условиям погоды, при отсутствии горимости лесов допускается сокращение рабочих смен в рабочие дни, предоставление выходных дней в субботы и воскресения, а также в праздничные дни;
специальный режим функционирования - режим повышенной готовности устанавливается при третьем или выше классе пожарной опасности по условиям погоды или наличии фактической горимости. График работы с 6.00 до 22.00 местного времени;
особый режим функционирования - режим чрезвычайной лесопожарной ситуации при установлении пятого класса пожарной опасности по условиям погоды и (или) введении режима чрезвычайной лесопожарной ситуации. Осуществляется круглосуточное дежурство усиленной смены (включая специалистов и аналитиков) для экстренного реагирования на угрозу возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами.
6.8. Состав Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства обеспечивает своевременное предоставление поступающей информации и прогнозов пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в Федеральную диспетчерскую службу лесного хозяйства, федеральные органы государственной власти, их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие заинтересованные ведомства.
6.9. Региональная диспетчерская служба лесного хозяйства устанавливает режимы работ диспетчерских служб лесного хозяйства на территориях лесничеств и обеспечивает контроль за их работой.
6.10. Для обеспечения опережающего (заблаговременного) реагирования служб и исполнительных органов государственной власти при наличии прогноза вероятности неблагоприятного развития лесопожарной ситуации, или вероятности возникновения угрозы населенным пунктам или объектам инфраструктуры, руководитель Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства вносит предложение руководству органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об установлении особого противопожарного режима ограничивающего пребывание граждан в лесах, в целях соблюдения требований правил пожарной безопасности в лесах, в том числе устанавливающего запрет на посещение гражданами лесов.
VII. Организация работы диспетчерских служб лесничеств
7.1. Специализированные диспетчерские службы лесничеств создаются по представлению специализированных государственных бюджетных и автономных учреждений и организаций, выполняющих работы по охране лесов от пожаров, очистке лесов от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия, а также от очагов вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса, и осуществлению иных мер пожарной безопасности в лесах, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
7.2. Специализированные диспетчерские службы лесничеств обеспечивают своевременное представление информации по развитию лесопожарной обстановки и прогнозов ее развития в Региональные диспетчерские службы лесного хозяйства и экстренные оперативные службы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В периоды высокой и чрезвычайной горимости обеспечивается круглосуточное дежурство. В дни с отсутствием чрезвычайных ситуаций, но с наличием фактической горимости - обеспечивается дежурство с 6-30 московского времени для передачи уточненной информации в Региональную диспетчерскую службу.
7.3. Персонал диспетчерских служб лесничеств имеет образование не ниже среднего специального. Руководитель диспетчерской службы лесничеств имеет опыт работы в лесном хозяйстве не менее одного года.
7.4.Техническое оснащение диспетчерских служб лесничеств обеспечивает бесперебойный ежедневный сбор и обработку лесопожарной информации с использованием современных аппаратных средств.
VIII. Полномочия руководителя Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства по принятию решений
8.1 Руководитель Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства:
руководит деятельностью Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства;
распределяет обязанности между подчиненными должностными лицами, обеспечивает соблюдение ими служебного распорядка;
по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, утверждает Положение о Региональной диспетчерской службе лесного хозяйства по образцу согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям;
создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц и работников Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства, внедрения перспективных приемов и методов работы;
организовывает разработку, представляет на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства проектов документов, относящихся к компетенции Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства;