Достижение указанной цели предусматривается осуществить путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки и иных форм обеспечения имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство - Санкт-Петербургский фонд обеспечения защиты имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство.
Главным учредителем Фонда согласно предложениям является Санкт-Петербург в лице уполномоченного исполнительного органа государственной власти.
Имущество Фонда формируется за счет:
имущественных взносов застройщиков;
доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений.
При этом имущественный внос застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, осуществляется в размере 2,5 процента от суммы, оплаченной дольщиками по договорам долевого участия в строительстве, либо паевых взносов, оплаченных членами жилищно-строительного кооператива.
В случае прекращения деятельности застройщика - жилищно-строительного кооператива в связи со сдачей объекта строительства в эксплуатацию осуществляется возврат его имущественного взноса в имущество Фонда.
Кроме того, предлагается установить максимальный размер имущественного взноса от одного застройщика в Фонд в 250 млн. рублей.
Такой закон призван регулировать отношения, связанные с порядком создания и деятельностью Фонда, его компетенцией, установлением правовых и организационных основ предоставления лицам, пострадавшими от участия в долевом строительстве, финансовой поддержки.
В частности, обеспечение имущественных интересов дольщиков в соответствии с предложением осуществляется путем:
реализации мер финансовой поддержки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору долевого участия в строительстве застройщиком;
завершения строительства (создания) многоквартирного дома, являющегося объектом строительства, за счет средств Фонда, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору долевого участия в строительстве застройщиком.
Средства Фонда, предусмотренные на предоставление финансовой поддержки, распределяются на приобретение жилых помещений, иных объектов недвижимости, в том числе на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение (строительство) жилых помещений и на погашение основного долга по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилых помещений.
Таким образом, с разработкой на основе предложений законопроекта может быть предусмотрено оказание фактической целевой помощи обманутым дольщикам за счет взносов застройщиков при поддержке Санкт-Петербурга.
В соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
на основании договора участия в долевом строительстве;
путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение данных требований запрещается.
В целях обеспечения защиты имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство, подготовлены предложения о разработке проекта Федерального закона "Об обеспечении защиты имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство".
Предложениями устанавливаются субъекты защиты интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство, а также формулируются основы механизма такой защиты. В частности, установлена возможность создания законами субъектов Российской Федерации внебюджетных фондов обеспечения защиты имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство. В случае создания такого фонда в субъекте Российской Федерации застройщики, осуществляющие деятельность по строительству жилья на территории данного субъекта Российской Федерации, обязаны вносить имущественные взносы в имущество такого Фонда.
В соответствии с предложениями о разработке проекта закона, участниками Фондов могут выступать:
субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
застройщики - строительные компании, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Имущество Фондов при этом формируется за счет:
имущественного взноса субъекта РФ;
имущественных взносов застройщиков;
доходов, получаемых Фондами от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений.
В целях обеспечения выполнения Фондом своей функции, а также обеспечения защиты застройщиков от установления субъектов РФ излишне высокого имущественного взноса, может быть предусмотрено, что размер имущественного вноса застройщиков определяется законом субъекта Российской Федерации исходя из суммы, оплаченной дольщиками по договорам долевого участия в строительстве, либо паевых взносов, оплаченных членами жилищно-строительного кооператива, в размере от 2 до 2,5% от этой суммы.
К предметам регулирования законов субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения защиты имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство, могут быть отнесены:
порядок создания и деятельности Фондов обеспечения защиты имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство;
размеры имущественных взносов участников Фондов в их имущество, а также порядок и сроки их внесения;
система управления Фондами и контроля их деятельности;
требования к размещению и расходованию имущества Фондов;
способы обеспечения имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство, за счет средств Фондов;
условия обеспечения имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство, за счет средств Фондов;
система контроля за соблюдением условий обеспечения имущественных интересов, связанных с привлечением денежных средств граждан на строительство, за счет средств Фондов.
6.20. Мероприятия, направленные на формирование маневренного фонда
В настоящее время ОАО "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов" подготовило проект соглашения "Об обеспечении права граждан на реструктуризацию долга по ипотечному кредиту, об обеспечении права граждан, утративших право проживания в жилье в результате обращения взыскания на это жилье, на жилище, о мерах по повышению финансовой грамотности населения" (далее - Соглашение).
Планируемый срок заключения Соглашения - III квартал 2011 года. После заключения Соглашения будет предусмотрено финансирование создания маневренного фонда из бюджета Санкт-Петербурга, либо формирование указанного фонда посредством выделения квартир из государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
7. Ресурсное обеспечение мероприятий программы
На реализацию мероприятий Программы предусматриваются средства в объеме 370727,31 млн. рублей за счет всех источников финансирования*(12), в том числе:
200922,41 млн. рублей - средства бюджета Санкт-Петербурга;
39621,70 млн. рублей - средства федерального бюджета*(13);
130183,20 млн. рублей - средства внебюджетные источников.
Направления и объемы финансирования с разбивкой по годам приведены в Приложении 32 к Программе.
Средства федерального бюджета планируются к привлечению для реализации мероприятий:
по обеспечению жилыми помещениями молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы;
на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
по строительству объектов в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".