С целью реализации задач и функций, возложенных Правительством Санкт-Петербурга на региональный институт развития - ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство", в т.ч. как Гаранта выкупа нереализованного жилья по Программе Стимул, указанные# в п.5.15, необходимо предусмотреть оказание финансовой поддержки в форме предоставления денежных средств в уставный капитал до 2015 года в размере:
2011 г. - 300 млн. рублей.
2012 г. - 330 млн. рублей.
2013 г. - 360 млн. рублей.
2014 г. - 390 млн. рублей.
2015 г. - 420 млн. рублей.
6.14. Мероприятия по повышению доступности жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий
В настоящее время в Санкт-Петербурге содействие в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий оказывается в рамках реализации 5 целевых программ Санкт-Петербурга, таких как: "Молодежи - доступное жилье", "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы, "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты", "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" (Приложения 18, 19, 20, 21, 22 к Программе), а также в рамках постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений".
Каждая из перечисленных программ ориентирована на определенную категорию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Так молодые граждане могут улучшать свои жилищные условия в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", работники бюджетной сферы - в рамках целевой программы "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения".
Граждане, проживающие в отдельных квартирах, могут стать участниками программы "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты", а проживающие в коммунальных квартирах - участниками программы "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".
В рамках указанных целевых программ предусмотрен один из видов государственного содействия в улучшении жилищных условий городским очередникам:
- возможность приобретения жилых помещений на условиях беспроцентной рассрочки платежей;
- предоставление социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения.
Ориентация целевых программ на разные категории городских очередников, а также наличие разных видов государственной поддержки в улучшении жилищных условий, позволяют не только повысить доступность в приобретении жилья, но и стимулировать развитие жилищного строительства (например, возможность приобретения городскими очередниками жилых помещений на первичном рынке).
Кроме того, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий могут приобретать жилые помещения на территории Ленинградской области, где стоимость жилых помещений ниже, чем в Санкт-Петербурге.
В настоящее время Санкт-Петербургом особое внимание уделяется поддержке семей с детьми. Для всех целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на обеспечение жилыми помещениями семей с детьми, был разработан специальный механизм использования средств материнского (семейного) капитала для приобретения жилых помещений в беспроцентную рассрочку. Так, например, в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", в случае приобретения жилого помещения в рассрочку до 10 лет, теперь предусмотрена возможность оплаты такой рассрочки за счет средств материнского (семейного) каптала.
В рамках указанных целевых программ предусмотрен один из видов государственного содействия в улучшении жилищных условий гражданам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий:
- возможность приобретения жилых помещений на условиях беспроцентной рассрочки платежей;
- предоставление социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения.
Меры социальной поддержки в Санкт-Петербурге многодетных семей, то есть семей, имеющих в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, установлены Законом Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге". В число указанных мер статьей 4 указанного Закона Санкт-Петербурга включены меры, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей, в том числе:
предоставление вне очереди жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении трех и более детей одновременно;
включение в первоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в региональные программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" предусмотрено предоставление гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства земельных участков без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Перечень территорий, планируемых к рассмотрению возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, приведен в приложении 28-1 к Программе.
В 2011 году запланировано продление целевых программ Санкт-Петербурга таких как:
"Молодежи - доступное жилье", "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы", "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты" до 2016 года.
Наименование целевой программы Санкт-Петербурга | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||||
млн.руб. | семьи | млн.руб. | семьи | млн.руб. | семьи | млн.руб. | семьи | млн.руб. | семьи | |
"Молодежи - доступное жилье" | 1022,0 | 2141 | 1526,0 | 3197 | 2000,0* | 4166* | 2500,0* | 5200* | 3000,0* | 6250* |
"Санкт-Петербургские Жилищные сертификаты" | 100,0 | 200 | 200,0* | 400* | 300,0* | 600* | 400,0* | 800* | 500,0* | 1000* |
"Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы" | 250,0 | 720 | 400,0* | 1152* | 500,0* | 1440* | 600,0* | 1729* | 700,0* | 2017* |
"Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" | Финансирование не предусмотрено | 2000 | ____ | 2100* | ____ | 2200* | ____ | 2300* | ____ | 2400* |
"Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" | 500,0 | 1045 | 1000,0 | 2090 | 1000,0 | 2090 | 1500,0* | 3138* | 2000,0* | 4184* |
Итого: | 1872,0 | 6106 | 3126,0 | 8939 | 3800,0 | 10496 | 5000,0 | 13167 | 6200,0 | 15851 |
_______________
* Прогнозные показатели.
6.15. Стимулирование кредитования строительства жилья на принципах проектного финансирования
В Санкт-Петербурге проводится активная работа по стимулированию кредитования, взаимодействию банков и застройщиков при кредитовании инвестиционных строительных проектов в сфере жилищного строительства.
В рамках заключенных между Комитетом по строительству и банками соглашений о сотрудничестве при кредитовании инвестиционных строительных проектов осуществляется взаимодействие с ОАО "Северо-Западный банк Сбербанка России" и ОАО "Банк "ВТБ Северо-Запад". Соглашениями установлены требования и принципы проектного кредитования банками строительных компаний в рамках реализации инвестиционных проектов строительства жилья в Санкт-Петербурге. Подписаны соглашения о сотрудничестве при кредитовании инвестиционных строительных проектов в сфере жилищного строительства между ГУП "УКС Реставрация" и банками ОАО "БалтИнвестБанк", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Сотрудничество реализуется по двум основным направлениям.
1. Комитет по строительству предоставляет банкам необходимую информацию о застройщиках и проектах при принятии банками решений о предоставлении проектного кредитования и аккредитации для ипотечных программ. В Комитете по строительству создана рабочая группа по мониторингу застройщиков, рассматривающая строительные проекты для рекомендации банкам. При выдаче рекомендации принимается во внимание соответствие требованиям Федерального закона N 214-ФЗ, история работы застройщика, текущее состояние документации по проекту, экономика проекта. С октября 2009 года рассмотрено 17 обращений, общая площадь жилья, возводимого в рамках этих проектов, составила 1140 тыс.кв.м. 6 проектов получили проектное финансирование.
2. Для банков проводится ретроспективный анализ и последующий мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, в настоящий момент сопровождается 5 проектов. Эту работу проводит на основании соглашений ГУП "УКС Реставрация".
Задача - минимизировать риски, которые ассоциируются с инвестиционно-строительным процессом.
Одной из важных новаций в этой работе должна стать система мониторинга хода реализации строительных проектов, внедряемая сейчас Комитетом по строительству. Организациям, не исполняющих# свои обязательства перед дольщиками, банками должным образом будет предложено заключить соглашение о ходе реализации инвестиционного проекта. В рамках соглашения застройщик добровольно возьмет на себя обязательство силами экспертной организации вести сплошной непрерывный мониторинг хода строительства. Заключение о результатах мониторинга будет формироваться по техническому заданию Комитета. В результате будут ответы на вопросы: соблюдается ли требование о целевом расходовании средств, привлеченных для реализации проекта; соблюдается ли график строительства; адекватна ли система контроля качества строительства. Такие соглашения уже заключены с двумя компаниями. Результаты мониторинга будут учитывать при принятии решений о продлении срока действия договора аренды.
ОАО "Агентством по ипотечному жилищному кредитованию" совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства разработаны механизмы, предусматривающие стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья экономического класса, а также физических лиц, приобретающих возводимое в рамках данных проектов жилье (далее - Программа Стимул, разработанная во исполнение Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 28 апреля 2009 года N 12 и утвержденной постановлением правления Агентства от 30 июня 2009 года N 1/23).
В феврале 2011 года планируется подписать трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство" по реализации Программы Стимул.
Программа предусматривают следующее:
фондирование кредитных организаций в целях предоставления целевых кредитов застройщикам, осуществляющим строительство жилья экономического класса;
наличие гаранта продаж, осуществляющего приобретение квартир у застройщиков для погашения задолженности последних перед кредитором на окончательном этапе строительства, в случае, если такие квартиры не будут проданы на рынке.
С начала 2010 года Санкт-Петербург принимает активное участие в реализации Программы. ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство" совместно с Комитетом по строительству и Ассоциацией Банков Северо-Запада осуществляет информирование потенциальных участников программы (банков и строительных организаций) об основных условиях Программы Стимул и требованиях к ее участникам, а также осуществляет предварительное рассмотрение проектов и координацию ее участников в ходе рассмотрения и реализации проектов.
По состоянию на декабрь 2010 года, после активной методологической работы, проведенной при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, 10 кредитных организаций и 14 строительных компаний готовы принять участия в Программе. Гарантом продаж выступает ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство", единственным акционером которого является Санкт-Петербург.
В 2011 году в рамках Программы Стимул планируется реализовать проекты:
Наименование застройщика | Адрес | Площадь жилья (кв.м) | Прогнозный объем финансирования за счет средств АИЖК (млн.руб.) | Ориентировочный срок подачи заявки АИЖК |
ООО "Стоун" | г.Санкт-Петербург, ул.Дыбенко, участок 1 (севернее д.42, лит.А, по ул.Дыбенко (СУН, кв.12, на пятне корп.35 (блок В) | 6743,41 | 88 | IV кв. 2010 |
ООО "Планета" | г.Санкт-Петербург, Ленинский проспект, уч.6, 7, 9 (северо-западнее пересечения с улицей Доблести) | 138380,75 | 4590,33 | I кв. 2011 |
ЗАО "ИСГ "Норманн" | Красногвардейский р-н, Индустриальный проспект, уч.72 (севернее дома 10, к.1, лит.Б) | 6902,6 | 60 | I кв. 2011 |
ООО "Норманн-Запад" | г.Санкт-Петербург, пос.Шушары, Первомайская ул., д.5, лит.А | 27403,2 | 418 | I кв. 2011 |
В ближайшее время планируется приступить к реализации проекта в рамках Программы Стимул:
Наименование застройщика | Адрес | Площадь жилья (кв.м) | Объем необходимых инвестиций |
ОАО "Старт Девелопмент" | г.Санкт-Петербург, город-спутник "Южный" территория, ограниченная Киевским ш., Балтийским направлением ж.д. (ветка СПб-Луга-СПб), границей пос.Кондакопшино | 5000000 | 147,5 млрд. руб.:- первый этап (2010-2025 годы) - 71,4 млрд. руб.- второй этап (2020-2033 годы) - 76,1 млрд. руб. |