Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624 "О Региональной программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы" стр. 12

С целью реализации задач и функций, возложенных Правительством Санкт-Петербурга на региональный институт развития - ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство", в т.ч. как Гаранта выкупа нереализованного жилья по Программе Стимул, указанные# в п.5.15, необходимо предусмотреть оказание финансовой поддержки в форме предоставления денежных средств в уставный капитал до 2015 года в размере:
2011 г. - 300 млн. рублей.
2012 г. - 330 млн. рублей.
2013 г. - 360 млн. рублей.
2014 г. - 390 млн. рублей.
2015 г. - 420 млн. рублей.

6.14. Мероприятия по повышению доступности жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий

В настоящее время в Санкт-Петербурге содействие в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий оказывается в рамках реализации 5 целевых программ Санкт-Петербурга, таких как: "Молодежи - доступное жилье", "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы, "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты", "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" (Приложения 18, 19, 20, 21, 22 к Программе), а также в рамках постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений".
Каждая из перечисленных программ ориентирована на определенную категорию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Так молодые граждане могут улучшать свои жилищные условия в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", работники бюджетной сферы - в рамках целевой программы "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения".
Граждане, проживающие в отдельных квартирах, могут стать участниками программы "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты", а проживающие в коммунальных квартирах - участниками программы "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".
В рамках указанных целевых программ предусмотрен один из видов государственного содействия в улучшении жилищных условий городским очередникам:
- возможность приобретения жилых помещений на условиях беспроцентной рассрочки платежей;
- предоставление социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения.
Ориентация целевых программ на разные категории городских очередников, а также наличие разных видов государственной поддержки в улучшении жилищных условий, позволяют не только повысить доступность в приобретении жилья, но и стимулировать развитие жилищного строительства (например, возможность приобретения городскими очередниками жилых помещений на первичном рынке).
Кроме того, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий могут приобретать жилые помещения на территории Ленинградской области, где стоимость жилых помещений ниже, чем в Санкт-Петербурге.
В настоящее время Санкт-Петербургом особое внимание уделяется поддержке семей с детьми. Для всех целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на обеспечение жилыми помещениями семей с детьми, был разработан специальный механизм использования средств материнского (семейного) капитала для приобретения жилых помещений в беспроцентную рассрочку. Так, например, в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", в случае приобретения жилого помещения в рассрочку до 10 лет, теперь предусмотрена возможность оплаты такой рассрочки за счет средств материнского (семейного) каптала.
В рамках указанных целевых программ предусмотрен один из видов государственного содействия в улучшении жилищных условий гражданам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий:
- возможность приобретения жилых помещений на условиях беспроцентной рассрочки платежей;
- предоставление социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения.
Меры социальной поддержки в Санкт-Петербурге многодетных семей, то есть семей, имеющих в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, установлены Законом Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге". В число указанных мер статьей 4 указанного Закона Санкт-Петербурга включены меры, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей, в том числе:
предоставление вне очереди жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с установленной в Санкт-Петербурге нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении трех и более детей одновременно;
включение в первоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в региональные программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" предусмотрено предоставление гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства земельных участков без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Перечень территорий, планируемых к рассмотрению возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, приведен в приложении 28-1 к Программе.
В 2011 году запланировано продление целевых программ Санкт-Петербурга таких как:
"Молодежи - доступное жилье", "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы", "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты" до 2016 года.
Наименование целевой программы Санкт-Петербурга
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
млн.руб.
семьи
млн.руб.
семьи
млн.руб.
семьи
млн.руб.
семьи
млн.руб.
семьи
"Молодежи - доступное жилье"
1022,0
2141
1526,0
3197
2000,0*
4166*
2500,0*
5200*
3000,0*
6250*
"Санкт-Петербургские Жилищные сертификаты"
100,0
200
200,0*
400*
300,0*
600*
400,0*
800*
500,0*
1000*
"Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2011 годы"
250,0
720
400,0*
1152*
500,0*
1440*
600,0*
1729*
700,0*
2017*
"Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения"
Финансирование не предусмотрено
2000
____
2100*
____
2200*
____
2300*
____
2400*
"Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге"
500,0
1045
1000,0
2090
1000,0
2090
1500,0*
3138*
2000,0*
4184*
Итого:
1872,0
6106
3126,0
8939
3800,0
10496
5000,0
13167
6200,0
15851
_______________
* Прогнозные показатели.

6.15. Стимулирование кредитования строительства жилья на принципах проектного финансирования

В Санкт-Петербурге проводится активная работа по стимулированию кредитования, взаимодействию банков и застройщиков при кредитовании инвестиционных строительных проектов в сфере жилищного строительства.
В рамках заключенных между Комитетом по строительству и банками соглашений о сотрудничестве при кредитовании инвестиционных строительных проектов осуществляется взаимодействие с ОАО "Северо-Западный банк Сбербанка России" и ОАО "Банк "ВТБ Северо-Запад". Соглашениями установлены требования и принципы проектного кредитования банками строительных компаний в рамках реализации инвестиционных проектов строительства жилья в Санкт-Петербурге. Подписаны соглашения о сотрудничестве при кредитовании инвестиционных строительных проектов в сфере жилищного строительства между ГУП "УКС Реставрация" и банками ОАО "БалтИнвестБанк", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Сотрудничество реализуется по двум основным направлениям.
1. Комитет по строительству предоставляет банкам необходимую информацию о застройщиках и проектах при принятии банками решений о предоставлении проектного кредитования и аккредитации для ипотечных программ. В Комитете по строительству создана рабочая группа по мониторингу застройщиков, рассматривающая строительные проекты для рекомендации банкам. При выдаче рекомендации принимается во внимание соответствие требованиям Федерального закона N 214-ФЗ, история работы застройщика, текущее состояние документации по проекту, экономика проекта. С октября 2009 года рассмотрено 17 обращений, общая площадь жилья, возводимого в рамках этих проектов, составила 1140 тыс.кв.м. 6 проектов получили проектное финансирование.
2. Для банков проводится ретроспективный анализ и последующий мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, в настоящий момент сопровождается 5 проектов. Эту работу проводит на основании соглашений ГУП "УКС Реставрация".
Задача - минимизировать риски, которые ассоциируются с инвестиционно-строительным процессом.
Одной из важных новаций в этой работе должна стать система мониторинга хода реализации строительных проектов, внедряемая сейчас Комитетом по строительству. Организациям, не исполняющих# свои обязательства перед дольщиками, банками должным образом будет предложено заключить соглашение о ходе реализации инвестиционного проекта. В рамках соглашения застройщик добровольно возьмет на себя обязательство силами экспертной организации вести сплошной непрерывный мониторинг хода строительства. Заключение о результатах мониторинга будет формироваться по техническому заданию Комитета. В результате будут ответы на вопросы: соблюдается ли требование о целевом расходовании средств, привлеченных для реализации проекта; соблюдается ли график строительства; адекватна ли система контроля качества строительства. Такие соглашения уже заключены с двумя компаниями. Результаты мониторинга будут учитывать при принятии решений о продлении срока действия договора аренды.
ОАО "Агентством по ипотечному жилищному кредитованию" совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства разработаны механизмы, предусматривающие стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья экономического класса, а также физических лиц, приобретающих возводимое в рамках данных проектов жилье (далее - Программа Стимул, разработанная во исполнение Протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 28 апреля 2009 года N 12 и утвержденной постановлением правления Агентства от 30 июня 2009 года N 1/23).
В феврале 2011 года планируется подписать трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство" по реализации Программы Стимул.
Программа предусматривают следующее:
фондирование кредитных организаций в целях предоставления целевых кредитов застройщикам, осуществляющим строительство жилья экономического класса;
наличие гаранта продаж, осуществляющего приобретение квартир у застройщиков для погашения задолженности последних перед кредитором на окончательном этапе строительства, в случае, если такие квартиры не будут проданы на рынке.
С начала 2010 года Санкт-Петербург принимает активное участие в реализации Программы. ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство" совместно с Комитетом по строительству и Ассоциацией Банков Северо-Запада осуществляет информирование потенциальных участников программы (банков и строительных организаций) об основных условиях Программы Стимул и требованиях к ее участникам, а также осуществляет предварительное рассмотрение проектов и координацию ее участников в ходе рассмотрения и реализации проектов.
По состоянию на декабрь 2010 года, после активной методологической работы, проведенной при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, 10 кредитных организаций и 14 строительных компаний готовы принять участия в Программе. Гарантом продаж выступает ОАО "Санкт-Петербургское ипотечное агентство", единственным акционером которого является Санкт-Петербург.
В 2011 году в рамках Программы Стимул планируется реализовать проекты:
Наименование застройщика
Адрес
Площадь жилья
(кв.м)
Прогнозный объем финансирования за счет средств АИЖК (млн.руб.)
Ориентировочный срок подачи заявки АИЖК
ООО "Стоун"г.Санкт-Петербург, ул.Дыбенко, участок 1 (севернее д.42, лит.А, по ул.Дыбенко (СУН, кв.12, на пятне корп.35 (блок В)
6743,41
88
IV кв. 2010
ООО "Планета"г.Санкт-Петербург, Ленинский проспект, уч.6, 7, 9 (северо-западнее пересечения с улицей Доблести)
138380,75
4590,33
I кв. 2011
ЗАО "ИСГ "Норманн"Красногвардейский р-н, Индустриальный проспект, уч.72 (севернее дома 10, к.1, лит.Б)
6902,6
60
I кв. 2011
ООО "Норманн-Запад"г.Санкт-Петербург, пос.Шушары, Первомайская ул., д.5, лит.А
27403,2
418
I кв. 2011
В ближайшее время планируется приступить к реализации проекта в рамках Программы Стимул:
Наименование застройщика
Адрес
Площадь жилья
(кв.м)
Объем необходимых инвестиций
ОАО "Старт Девелопмент"г.Санкт-Петербург, город-спутник "Южный" территория, ограниченная Киевским ш., Балтийским направлением ж.д. (ветка СПб-Луга-СПб), границей пос.Кондакопшино
5000000
147,5 млрд. руб.:- первый этап (2010-2025 годы) - 71,4 млрд. руб.- второй этап (2020-2033 годы) - 76,1 млрд. руб.