В целях обеспечения обоснования проектов планировок территорий в части размещения объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2009 N 379 "О совершенствовании и развитии дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2015 года" утверждена отраслевая схема развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга до 2015 года (Приложение 12 к Программе) в следующем составе:
основные положения отраслевой схемы развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга до 2015 года;
схема размещения объектов строительства и реконструкции улично-дорожной сети Санкт-Петербурга до 2015 года.
На работы в рамках реализации отраслевой схемы бюджетом Санкт-Петербурга выделено на 2011 год 321,7 млн. рублей (заказчик Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга).
На строительство и реконструкцию магистральных дорог и улиц для обеспечения жилищной застройки бюджетом Санкт-Петербурга на 2011 год предусмотрено 2062,8 млн. рублей (заказчик Комитет по строительству).
В целях развития улично-дорожной сети на территориях, прилегающих к участкам строительства новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, осуществляется строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры.
6.10. Тарифная политика
В целях обеспечения системного подхода исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга к тарифному регулированию, своевременной разработки документов и последовательной реализации мероприятий, направленных на регламентацию тарифной политики в соответствии с действующим законодательством и учетом социально-экономических, территориальных и иных особенностей Санкт-Петербурга, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2009 N 833 принята Концепция тарифной политики Санкт-Петербурга (Приложение 30 к Программе).
Система тарифного регулирования направлена на соблюдение сбалансированности интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию, согласованности планов и программ (инвестиционных, производственных) организаций, производящих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги), тарифы (цены) на которые подлежат обязательному государственному регулированию.
Целями тарифной политики Санкт-Петербурга определены:
обеспечение баланса интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию;
последовательное проведение либерализации тарифов (цен);
повышение качества товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 29 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при заключении договоров в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющих условия реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в Санкт-Петербурге.
Порядок разработан в целях реализации Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и определяет порядок взаимодействия Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Жилищного комитета и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга при заключении договоров с организациями коммунального комплекса Санкт-Петербурга в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющих условия реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в Санкт-Петербурге.
6.11. Создание системы профессиональной начальной подготовки кадров для строительного комплекса
В Санкт-Петербурге принята и реализуется "Программа развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы" (далее - Программа), утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 N 577 (Приложение 23 к Программе).
В рамках Программы предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на содействие кадровому обеспечению промышленности Санкт-Петербурга и повышение престижности рабочих специальностей.
Комитетом по образованию ежегодно совместно с иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга на основании заявок петербургских организаций формируется заказ Санкт-Петербурга на профессиональное обучение в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессиям квалифицированных рабочих.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 09.09.2010 N Пр-2663 и Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N ВП-П8-6598 Министерством образования и науки Российской Федерации в настоящее время проводится работа по разработке типовой программы развития профессионального образования в России, на базе которой в дальнейшем с учетом местной специфики и особенностей будут формироваться региональные программы.
Начиная с 2007 года, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли реализует Программу подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности Санкт-Петербурга. За это время в рамках Программы прошли подготовку и переподготовку соответственно 892 студента и 277 работников различных промышленных предприятий.
Согласно разработанной схеме софинансирования Программы ее участники получают из бюджета Санкт-Петербурга субсидии в размере 80% суммы их затрат на подготовку студентов и переподготовку своих специалистов. В целом за эти годы сумма предоставленных субсидий составила более 46 млн. рублей.
Кроме того, с 2009 года в рамках реализации Программы инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1268, предоставляются субсидии промышленным предприятиям города на повышение квалификации их работников.
В Санкт-Петербурге также реализуется План мероприятий по обеспечению Санкт-Петербурга строительными материалами на 2009-2011 годы, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2009 N 516. Планом предусмотрены анализ и прогнозирование потребности в кадрах для промышленности строительных материалов на среднесрочную перспективу, а также разработка программы подготовки и профессиональной переподготовки кадров в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования для нужд промышленности строительных материалов в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы.
6.12. Реализация проектов государственно-частного партнерства при развитии жилищного строительства
За последние несколько лет государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) стало неотъемлемой частью российской экономики в различных отраслях, в том числе, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуре.
Формирование сети объектов образования серьезной ношей лежит на бюджете Санкт-Петербурга. В Адресную инвестиционную программу на 2010 год включены бюджетные ассигнования на проектирование и строительство 24 детских общеобразовательных учреждений. Более 20-ти адресов включены в Программу ПИР будущих лет. Финансируется строительство 12-ти школ. Еще 3 общеобразовательные школы реконструируются. 39 адресов школ включены в программу капитального ремонта на 2010 год. Общий лимит финансирования в 2010 году по отрасли "Общее образование" составляет 6414,8 млн. рублей; по отрасли "Дошкольное образование" - 3026,2 млн. рублей.
Но демографический провал, вследствие которого в течение ряда лет детские сады и школы были заполнены частично или даже использовались под другие цели, миновал. Сегодня потребность в объектах образования носит прогрессивный характер и не перекрывается возможностями городского бюджета. При этом следует отметить, что речь идет не только о вновь осваиваемых территориях, но и о сложившейся застройке.
Комитетом по образованию проведен анализ обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. По состоянию на октябрь 2010 года очередь сохраняется в 9 районах Санкт-Петербурга и составляет 3535 человек. Принимаемые администрациями районов Санкт-Петербурга меры по уменьшению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях предусматривают уменьшение очереди по устройству детей в детских дошкольных образовательных учреждениях к 01.01.2011 до 1583 человек.
Решение подобных задач во многих странах осуществляется путем применения инструмента ГЧП в статье 6 Закона Санкт-Петербурга от 20.12.2006 N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" предусмотрено участие города в ГЧП в целях создания и эксплуатации объектов образования.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2011 N 108 "О заключении соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды земельных участков" в целях развития инфраструктуры Санкт-Петербурга в области образования признано целесообразным создание и эксплуатация на основе ГЧП зданий, предназначенных для размещения общеобразовательной школы и двух детских общеобразовательных учреждений на территории жилого района "Славянка", а также общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения на территории жилого района "Новая Ижора" (далее - Проект), находящихся на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Реализацию Проекта планируется будет осуществлять Партнер, обладающий соответствующим опытом и способный привлечь необходимое финансирование. В соответствии с решением конкурсной комиссии об определении победителя конкурса, зафиксированном в протоколе определения победителя конкурса от 31.03.2011 N 3, был выбран победитель конкурса, с которым 26.04.2011 было заключено соглашение о ГЧП.
Ключевой особенностью предлагаемого подхода является то, что на Партнера возлагается задача строительства объекта и его последующая эксплуатация в течение достаточно длительного времени. Кроме всего прочего, эта особенность позволяет обеспечить необходимую мотивацию Партнера по ГЧП на создание объекта с улучшенными эксплуатационными характеристиками и повысить качество предоставляемых услуг.
Срок действия Соглашения определяется исходя из периода, необходимого для возврата инвестиций Партнеру. По истечении срока Соглашения объекты переходят в государственную собственность.
Площадь территории района "Славянка" 220 гектаров. Проектная общая площадь жилья - 1,4 млн.кв.м. Расчетная численность населения - 60 тысяч человек. До конца 2010 года будет сдано в эксплуатацию более 300 тыс.кв.м жилого фонда. Еще 140 тыс.кв.м будет введено в эксплуатацию в 2011 году в соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга.
Площадь территории района "Новая Ижора" 285 гектаров. Это территория малоэтажной застройки. Общая площадь жилья по проекту - 500 тыс.кв.м. Расчетная численность 17 тысяч человек. В районе Новая Ижора уже построено и введено в эксплуатацию более 100 тыс.кв.м жилья для более 800 семей. В 2011-2012 годах планируется строительство еще 100 тыс.кв.м.
На территории районов предусмотрены земельные участки для размещения объектов образования в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. В части уже застраиваемой в настоящее время территории районов такие земельные участки сформированы.
В соответствии с заключенным соглашением Санкт-Петербург предоставляет Партнеру на праве аренды земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, а Партнер создает на этих земельных участках объекты образования, право собственности на которые будет принадлежать Партнеру в течение определенного соглашением срока, и обеспечивает их техническую эксплуатацию, а Санкт-Петербург обязуется компенсировать затраты Партнера на создание и техническую эксплуатацию объектов образования.
В рамках проекта создания и эксплуатации на основе ГЧП объектов образования предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию 5 объектов: в жилом районе "Славянка" - 3 объекта (2 детских дошкольных учреждения и общеобразовательная школа), в жилом районе "Новая Ижора" - 2 объекта (детское дошкольное учреждение и общеобразовательная школа).
Реализация данного Проекта позволит:
ускорить темпы ввода в эксплуатацию объектов образования;
повысить качество предоставления услуг образования;
снизить единовременную нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга;
обеспечить возможности для комплексного освоения и развития новых территорий Санкт-Петербурга.
В целях развития жилищного строительства предполагается реализация проектов ГЧП о создании (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспорта, системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного фонда и территории Санкт-Петербурга, объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии и объектов образования.
Основные условия реализации таких проектов ГЧП могут быть представлены следующим образом. По результатам конкурса с Партнером заключается на длительный срок соглашение о ГЧП, в соответствии с которым Партнер будет обязан осуществить все мероприятия по проектированию, строительству, финансированию и последующей технической эксплуатации указанных объектов инфраструктуры в течение срока действия Соглашения о ГЧП. При этом все риски связанные с технической эксплуатацией всей инфраструктуры возлагаются на Партнера.
На Санкт-Петербург будут возложены обязательства по предоставлению земельных участков, компенсации затрат Партнера по созданию всей инфраструктуры, определенных на этапе подготовки конкурсной документации.
В целях повышения эффективности участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах разработан порядок подготовки проектов для последующей реализации по схеме ГЧП, изложенный в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 346.
В соответствии со сложившейся международной практикой, которая успешно применяется в Санкт-Петербурге, для подготовки Концепции, технико-экономического обоснования конкурсной документации и Соглашения о ГЧП требуется привлечение консультантов с достаточным для этого опытом в государственно-частном партнерстве.
Органом государственной власти, ответственным за формирование политики в сфере ГЧП в Санкт-Петербурге, назначен Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. В соответствии со сложившейся практикой Комитет по инвестициям и стратегическим проектам также выполняет функцию организатора конкурсов по ГЧП.