В рамках реализации проектов по развитию указанных 22 территорий планируется расселение и снос либо реконструкция 1080 домов. В результате чего 46303 нанимателя и 66612 собственников улучшат свои жилищные условия. Планируемая общая площадь жилья по 22 территориям (возводимые улучшения) 7113834 кв.м.
В настоящее время победитель аукциона ООО "СПб Реновация", в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и заключенным договором о развитии застроенной территории, разрабатывает 22 проекта планировок территорий. Срок окончания работ по разработке проектов планировки территорий и межевания - II квартал 2011 года.
На заседаниях районных Комиссий по развитию застроенных территорий в Колпинском и Красносельском районе уже рассмотрены архитектурные концепции развития кварталов, разработанные ООО "СПб Реновация".
2. В составе проектов планировки застроенных территорий разрабатывается план реализации мероприятий по развитию застроенных территорий, в том числе определяющий последовательность и сроки сноса, реконструкции многоквартирных домов, за исключением объектов (выявленных объектов) культурного наследия, планируемых к сносу, реконструкции при развитии застроенных территорий.
3. Расчетное время реализации мероприятий по развитию каждого квартала - не более 9 лет.
4. При развитии застроенных территорий переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, планируемых к сносу, реконструкции на основании адресной программы, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке в благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на соответствующих застроенных территориях, в отношении которых принято решение о развитии, за исключением случаев, когда предоставление благоустроенных жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на иных территориях, осуществляется с письменного согласия граждан. Таким образом, запланированные меры по переселению граждан позволят сохранить возможность посещения гражданами существующих и вновь построенных поликлиник, магазинов и других объектов социальной инфраструктуры, расположенных в районе их постоянного проживания.
5. Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, а также не являющихся таковыми осуществляется на единых условиях, при этом, Жилищный комитет в заключениях рекомендовал инвестору установить очередность расселения и снос зданий, начиная с многоквартирных домов, признанных аварийными.
6. При развитии застроенных территорий переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, планируемых к сносу, реконструкции на основании адресной программы, осуществляется в установленном действующим гражданским и жилищным законодательством порядке с соблюдением жилищных прав указанных граждан, в том числе права на предоставление жилых помещений общей площадью по норме предоставления площади жилого помещения, установленной законом Санкт-Петербурга, права на предоставление жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения.
Механизм переселения предполагает предоставление других жилых помещений в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 06.05.2008 N 238-39 "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 06.12.2010).
6.5. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
В целях ликвидации аварийного жилищного фонда постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1586 утвержден План мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы, действие которого будет пролонгировано (Приложение 7 к Программе).
В рамках реализации указанного Плана мероприятий Правительством Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются: Адресный перечень многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции, подлежащих расселению в текущем году, и Адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в текущем году (далее - Адресный перечень).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербурга осуществляется в жилые помещения в многоквартирных домах, построенных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для государственных нужд, в том числе на цели расселения аварийного жилищного фонда.
В адресные перечни 2005-2010 годов для расселения включены 913 многоквартирных домов общей площадью 680,0 тыс.кв.м, из которых подлежали переселению 15465 семей (37140 человек).
Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербург не получал в связи с тем, что многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в Санкт-Петербурге были расселены за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург готов направить заявку в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на получение средств софинансирования для переселения граждан из аварийного жилищного фонда после внесения изменения в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части исключения сроков признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
До 2015 года планируется обследовать 250 многоквартирных домов общей площадью 185,0 тыс.кв.м, что составляет 0,17% от общей площади жилищного фонда Санкт-Петербурга.
6.6. Реализация Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства"
26 марта 2009 года заключено Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Федеральным Фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Соглашение о сотрудничестве) в целях взаимодействия сторон в решении задач, связанных с формированием благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, благоприятных условий проживания для граждан на территории Санкт-Петербурга.
В рамках Соглашения о сотрудничестве используются следующие принципы взаимодействия:
эффективное использование земельных участков в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов;
учет социальных и экономических интересов Российской Федерации, Санкт-Петербурга, хозяйствующих субъектов, граждан;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов на территорию Санкт-Петербурга;
прозрачность и публичность процедур, связанных с использованием земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Санкт-Петербурга, для жилищного строительства для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий;
информирование через средства массовой информации о мерах направленных на развитие жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья, комплексному развитию территорий и инженерной инфраструктуры, иному развитию территорий.#
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2010 N 1251 "О Комиссии по содействию развитию жилищного строительства в Санкт-Петербурге" создана Комиссия по содействию развитию жилищного строительства в Санкт-Петербурге (далее - Комиссия). Председателем Комиссии утвержден вице-губернатор Санкт-Петербурга Р.Е.Филимонов.
К полномочиям Комиссии относятся:
- рассмотрение на своих заседаниях вопросов, связанных с реализацией на территории Санкт-Петербурга Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", принятие решения в соответствии с задачами Комиссии;
- рассмотрение и согласование перечней земельных участков для последующего направления в установленном Федеральным законом порядке в Фонд;
- рассмотрение и согласование примерных планов мероприятий по жилищному строительству на земельных участках в соответствии с перечнями земельных участков;
- рассмотрение и согласование примерных планов мероприятий по размещению объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства и размещения иных объектов для предусмотренных Федеральным законом целей в соответствии с перечнями земельных участков;
- направление запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, иные органы государственной власти, организации и должностным лицам документов и необходимой информации по вопросам деятельности Комиссии;
- заслушивать доклады членов Комиссии о результатах выполнения возложенных на них задач в рамках деятельности Комиссии;
- создавать рабочие группы, экспертные комиссии для рассмотрения и подготовки проектов решений по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, определять персональный состав и полномочия указанных рабочих групп, экспертных комиссий;
- взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными органами государственной власти, физическими и юридическими лицами по вопросам деятельности Комиссии;
- при необходимости привлекать к работе Комиссии при рассмотрении отдельных вопросов представителей организаций, экспертов и специалистов;
- информировать в установленном порядке Правительство Санкт-Петербурга о результатах своей деятельности;
- рассматривать иные вопросы и осуществлять иные полномочия, направленные на решение возложенных на Комиссию задач.
7 октября 2010 года состоялось первое заседание Комиссии, на котором принято решение о создании рабочей группы для решения текущих вопросов и подготовки, для рассмотрения на следующем заседании, перечня земельных участков, по которым Федеральным Фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") будут подготовлены предложения по вовлечению в оборот в целях жилищного и иного строительства.
В рамках реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства приняты решения о целесообразности передачи находящихся в федеральной собственности 15-ти земельных участков для формирования имущества Фонда "РЖС", расположенных на территории Санкт-Петербурга, общей площадью более 400 га. Для формирования имущества Фонда "РЖС" передано 14 земельных участков федеральной собственности, расположенных на территории Санкт-Петербурга, из них 2 земельных участка реализованы Фондом "РЖС" на аукционах. Аукцион, назначенный на 24.09.2010 еще по двум земельным участкам, не состоялся из-за отсутствия заявок.
В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 28.06.2010 N 18 принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком, ориентировочной площадью 1008104 кв.м, который может быть образован из находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, земли СПГАУ, участок 4.1, площадью 2661961 кв.м.
Решается вопрос о заказчике и исполнителе выполнения кадастровых работ.
Указанный земельный участок планируется использовать для предоставления на аукционе в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Перечень территорий, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Санкт-Петербурга, вовлекаемых в оборот в целях жилищного строительства, приведен в Приложении 8 к Программе.
6.6.1. Улучшение жилищных условий военнослужащих
По данным Минобороны России, в 2011 году на строительство жилья для военнослужащих предусмотрено 54 млрд. рублей.
В целях вовлечения в гражданский оборот земель Минобороны России, улучшения жилищных условий военнослужащих на территории Санкт-Петербурга реализуется проект комплексной жилой застройки военного городка в Выборгском районе, пос.Осиновая Роща. Общая площадь жилья построенного и введенного в эксплуатацию в пос.Осиновая Роща в 2010-2011 годах составит 374,2 тыс.кв.м (49 домов). В дома заселится 5594 семьи. За счет средств федерального бюджета Санкт-Петербурга осуществляется обеспечение данной территории инженерной, дорожно-транспортной инфраструктурой.
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга на данной территории в 2011 году будет построено и введено в эксплуатацию две общеобразовательные школы и четыре детских сада.
Ведется разработка еще трех территорий, вовлекаемых в гражданский оборот, под комплексное освоение в целях строительства жилья для военнослужащих в Красногвардейском, Красносельском и Пушкинском районах. Общая площадь территорий составляет более 13,5 га с площадью жилья более 80 тыс.кв.м. По данным территориям разрабатываются проекты планировки, в которых будет учтено развитие социальной, дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры.