Однако 10 октября 2010 года вступил в силу приказ Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 N 418/339 "Об утверждении перечня исторических поселений", в соответствии с которым Санкт-Петербург включен в перечень исторических поселений.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" градостроительная документация (в том числе, документация по планировке территории), разрабатываемая для исторических поселений, подлежит обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном порядке, если иное не определено соглашением о передаче полномочий соответствующему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия) проектов документации по планировке территории определен соответствующим Положением о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами разработанная документация по планировке территории Санкт-Петербурга, как исторического поселения, подлежит обязательному согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. При этом в настоящее время федеральным законодательством не определены порядок утверждения границ исторического поселения и орган государственной власти, в полномочия которого входит утверждение указанных границ. Кроме того, указанным постановлением Правительства Российской Федерации N 2 не решены некоторые существенные вопросы, возникающие при осуществлении согласования документации по планировке территории.
Таким образом, Закон Санкт-Петербурга, устанавливающий состав и содержание проектов планировки территории, порядок подготовки документации по планировке территории Санкт-Петербурга, может быть разработан в окончательной редакции только после урегулирования федеральным законодательством вышеуказанных вопросов.
В настоящее время ведется разработка региональных нормативов градостроительного проектирования, которые должны отвечать сформулированным в Градостроительном кодексе Российской Федерации и Законе Санкт-Петербурга "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" задачам обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях и предшествовать внесению изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, разработке проектов планировки и межевания территорий.
В целях оптимизации и ускорения процессов строительства, повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата Санкт-Петербурга представляется важным инициировать подготовку изменений в некоторые федеральные нормативно-правовые акты в части:
- Упрощения процедуры внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и их согласования, в случае внесения изменений.
- Проведения публичных слушаний только в тех муниципальных образованиях, которые затрагивает внесение локальных изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
- Установления упрощенной процедуры перевода земель водного фонда в земли поселений, в частности в целях благоустройства береговых зон, устройства набережных и мостовых переходов, создание# пляжей, гаваней маломерного флота и прибрежных рекреационных зон.
6.2. Инженерная подготовка территорий в целях строительства жилья экономического класса для государственных нужд
В целях осуществления централизованного и комплексного подхода в решении задач инженерной подготовки территорий кварталов перспективной застройки, повышения их инвестиционной привлекательности, сокращения сроков реализации инвестиционных проектов, увеличения объемов жилищного строительства в соответствии постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2001 N 102-р "Об инженерной подготовке городских территорий под жилищно-гражданское строительство" и от 22.06.2004 N 1124 "О комплексе мероприятий по подготовке территорий для жилищно-гражданского строительства в 2004-2010 гг." за счет средств бюджета Санкт-Петербурга выполняются работы по инженерной подготовке территорий.
В 2010 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга выполняются работы по территориям кв.15, 18, 20, 21 ЮЗПЧ; кв.55, 58, 59А, 59Б СПЧ, кв.9 южной части г.Пушкина; кв.24-27 Полюстрово; кв.16 СУН; кв.9 ШО; кв.74Б Каменка и территорий по Гатчинскому шоссе и кв.А-10 в Красном Селе в целях жилищного строительства.
На эти цели бюджетом Санкт-Петербурга в 2010 году предусмотрены средства в размере 1650,2 млн. рублей.
На выполнение работ по проектированию и реконструкции канализационных очистительных сооружений г.Петродворца выделено 445,8 млн. рублей.
И все же одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, является недостаточное наличие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой.
Программа направлена на обеспечение условий для увеличения объемов ввода жилья, в том числе для исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также на создание комфортной среды обитания с развитыми дорожными и социальными инфраструктурами.
Перечни территорий, осваиваемых и планируемых к освоению за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приведены соответственно в Приложениях 1 и 2 к Программе.
6.3. Комплексное освоение территорий Санкт-Петербурга в целях жилищного строительства
Комплексное освоение территорий Санкт-Петербурга в целях жилищного строительства регламентируется статьями 30.2 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2006 N 167 "О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства".
Предметом торгов по комплексному освоению территории является право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства путем подготовки документации по планировке территории, выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.
Победитель торгов обязан: в установленный срок разработать документацию по планировке территории, включающую в себя проект планировки территории, проект межевания, схему инженерного обеспечения, градостроительные планы земельных участков; в установленный срок осуществить строительство объектов инженерной инфраструктуры и передать их в собственность города; в установленный срок осуществить жилищное и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования, определяемыми утвержденной градостроительной документацией; не могут быть установлены требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущие за собой дополнительные расходы победителя торгов, кроме указанных выше.
Победитель торгов имеет право: после утверждения в установленном порядке проекта планировки и межевания территории победитель торгов имеет исключительное право выкупить в собственность или оформить аренду на 49 лет земельные участки, сформированные в границах предоставленной территории и прошедшие государственный кадастровый учет.
На первом этапе комплексного освоения земельного участка для целей жилищного строительства закладываются документальные пространственно-планировочные основы такого освоения, на базе которых возможна реализация его последующих стадий в интересах рационального, эффективного, сбалансированного развития соответствующей территории. Данный этап является достаточно длительным - на практике его реализация от начала разработки до утверждения соответствующей документации уполномоченными органами власти занимает, как правило, не менее одного года.
Второй этап - выполнение работ по инженерному обустройству территории.
Данный этап реализуется посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры - сетей инженерно-технического обеспечения различного назначения (системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, в том числе дождевой, теплоснабжения, газоснабжения и т.д.). Необходимость тех или иных инженерных систем и объектов в пределах осваиваемой территории, их мощности и пропускные способности, параметры их строительства и прочие факторы определяются на первом этапе, при разработке соответствующей документации, включающей в обязательном порядке материалы, посвященные инженерному обустройству территории, полученные на основании инженерных изысканий. Характерной практической особенностью реализации данного этапа является его дороговизна, связанная с высокой стоимостью подключения к существующим инженерным сетям в соответствии с выданными техническими условиями, прокладкой новых сетей и строительством новых инженерных объектов.
Еще одной значимой особенностью предоставления земельных участков для комплексного освоения территории является то, что предварительное согласование места размещения объекта в таком случае не проводится. Это положение перекликается с аналогичным правилом, установленным ст. 30.1 ЗК для случаев предоставления государственных или муниципальных земель под жилищное строительство, и кажется вполне логичным - ведь проводить предварительное согласование места размещения некоего комплекса объектов на незастроенной территории при отсутствии документации по ее планировке нецелесообразно и практически невозможно.
В 2009 году в Санкт-Петербурге было подготовлено 8 территорий общей площадью 388 га, ориентировочная площадь возводимых улучшений - 972000 кв.м, из них было продано 2 территории общей площадью более 150 га, с площадью возводимых улучшений - 75000 кв.м.
В 2010 году продано 2 территории для комплексного освоения общей площадью около 480 га, ориентировочная площадь возводимых улучшений - более 4 млн.кв.м и до конца года планируется еще одна территория для комплексного освоения общей площадью около 42,6 га, ориентировочная площадь возводимых улучшений - более 316 тыс.кв.м. Перечисления в бюджет Санкт-Петербурга составят более 130 млн. рублей.
Перечень территорий Санкт-Петербурга, осваиваемых и планируемых к освоению в целях жилищного строительства, приведен в Приложении 3 к Программе.
В 2011-2012 году планируется подготовить 5 территорий для комплексного освоения общей площадью около 130 га, ориентировочная площадь возводимых улучшений - более 500 тыс.кв.м.
Перечень перспективных территорий для комплексного освоения в целях жилищного строительства, планируемых для реализации на торгах, приведен в Приложении 4 к Программе.
Перечень стратегических и инвестиционных проектов комплексного освоения и развития в целях жилищного строительства приведен в Приложении 5 к Программе.
Перечень территорий, находящихся в собственности юридических и физических лиц, предназначенных для жилищного строительства, приведен в Приложении 13 к Программе.
Основные показатели жилой застройки при комплексном освоении территорий Санкт-Петербурга приведены в Приложении 25 к Программе.
6.4. Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга
В апреле 2008 года в Санкт-Петербурге принят Закон N 238-39 "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге", которым утвержден адресный перечень застроенных территорий, нуждающихся в первоочередной реновации, в перечень включены 32 территории.
Законом предусмотрено переселение граждан в благоустроенные квартиры, отвечающие современным требованиям, расположенные в многоквартирных домах на территории того же квартала. Переселение в многоквартирные дома, находящиеся за пределами развиваемой территории, возможно только с письменного согласия переселяемых граждан. Таким образом, запланированные меры по переселению граждан позволят сохранить возможность посещения гражданами существующих и вновь построенных поликлиник, магазинов и других объектов социальной инфраструктуры, расположенных в районе их постоянного проживания.
Администрациями районов Санкт-Петербурга созданы районные Комиссии по развитию застроенных территорий для рассмотрения и решения спорных вопросов реализации мероприятий по развитию территорий. На заседания районной комиссии приглашаются представители собственников жилых помещений (по 2 человека от каждого дома) с правом решающего голоса, а также нанимателей с правом совещательного голоса.
Перечень застроенных территорий Санкт-Петербурга, планируемых к развитию, приведен в Приложении 6 к Программе.
1. 29.10.2008 состоялся первый аукцион на право заключения договора о развитии квартала Кировского района 2А и 2Г Ульянка, по итогам которого заключен договор с ООО "Воин-В". Инвестором разработан проект плана реализации мероприятий, регламентирующий очередность и сроки расселения и сноса многоквартирных домов, а также нового строительства, в том числе объектов социальной инфраструктуры. В настоящее время план мероприятий находится на согласовании в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
На территории квартала расположено 27 многоквартирных домов, из них 15 домов планируются к сносу. Переселение будет осуществляться за счет средств инвестора. Для переселения 1,5 тыс. человек нанимателей инвестор должен передать городу 31,6 тыс.кв.м нового жилья. Переселение 1,5 тыс. человек собственников квартир инвестор будет осуществлять самостоятельно, для переселения которых потребуется порядка 37 тыс.кв.м. Планируемая общая площадь жилья (возводимые улучшения) 159714 кв.м.
13.12.2010 закончены публичные слушания по проектам планировки и межевания в отношении данной территории. Документация рассмотрена и согласована на совещании у вице-губернатора Р.Е.Филимонова 27.01.2011. В настоящее время документация по проектам планировки и межевания в отношении квартала Кировского района 2А и 2Г Ульянка направлена в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Начало поэтапного расселения жителей запланированно# на 2012 год.
25.11.2009 Правительством Санкт-Петербурга приняты решения о развитии 22 застроенных территорий в 9-ти районах города (постановления Правительства Санкт-Петербурга:
N 1371 "О развитии застроенных территорий в пределах: кварталов 7, 8, 9 района Автово, ограниченных Автовской ул., ул.Примакова, ул.Червонного Казачества и проездом вдоль сквера по пр.Стачек; квартала 55 Тихорецкого пр., ограниченного Тихорецким пр., пр.Науки, ул.Обручевых, ул.Гидротехников; квартала 1-5 Сосновой Поляны, ограниченного ул.Чекистов, ул.Пограничника Гарькавого, пр.Ветеранов, ул.Летчика Пилютова; района Нарвской заставы, ограниченного Промышленной ул., пр.Стачек, Новоовсянниковской ул., ограниченной береговой линией р.Невы, береговой линией р.Славянки, проектируемой магистралью; квартала 17-17А Гражданского пр., ограниченного Северным пр., ул.Карпинского, пр.Науки, ул.Софьи Ковалевской, и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий";
N 1372 "О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр.Непокоренных и внутриквартальным проездом; кварталов 128, 128А, 136 района Щемиловки, ограниченных пр.Обуховской Обороны, ул.Бабушкина, ул.Шелгунова; территории, ограниченной Лиговским пр., Расстанной ул., Тамбовской ул., Прилукской ул.; г.Колпино, территория квартала восточнее Загородной ул., ограниченного Загородной ул., проектной осью магистрали, Колпинской ул., продолжением ул.Севастьянова и проектной осью дороги на автотранспортное предприятие (Красный Кирпичник); квартала 35 района Ржевка, ограниченного красными линиями Рябовского шоссе, Ржевской пл., Камышинской ул., Беломорской ул.; квартала 18 Восточнее Витебской железной дороги, ограниченного ул.Белы Куна, Софийской ул., Пражской ул., ул.Турку, и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий";
N 1373 "О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 5 района Дачное, ограниченного Ленинским пр., пр.Народного Ополчения, Счастливой ул., бульв.Новаторов; квартала 43 Полюстрово, ограниченного пр.Мечникова, Замшиной ул., Бестужевской ул., Кондратьевским пр.; квартала 13-14-16 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Краснопутиловской ул., Варшавской ул., ул.Костюшко, Кубинской ул., Ленинским пр., пл.Конституции; квартала 10 г.Колпино; квартала 7-10 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Бассейной ул., Новоизмайловским пр., Краснопутиловской ул. и Кубинской ул., и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий";
N 1374 "О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченного пр.Ветеранов, ул.Пограничника Гарькавого, пр.Народного Ополчения, ул.Летчика Пилютова; квартала 6 района Ульянка, ограниченного пр.Ветеранов, Дачным пр., пр.Народного Ополчения, ул.Танкиста Хрустицкого; квартала 16 Малой Охты, ограниченного Заневским пр., Уткиным проездом, перспективной пробивкой пр.Металлистов, пл.Карла Фаберже; квартала 9 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченного Краснопутиловской ул., пл.Конституции, Ленинским пр., Кубинской ул.; территории, ограниченной с севера границами Курортного района Санкт-Петербурга, с востока проектируемым проездом N 1, с юга Школьной ул., с запада местным проездом, с юга Ленинградской ул., с запада Краснофлотской ул. (пос.Песочный, Военно-морской городок), и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий").
Победителем всех 4 лотов проведенного аукциона 30.12.2009 является ООО "СПб Реновация".