организационно-управленческая деятельность:
способностью планировать деятельность организации (проекта) исполнительских искусств (ПК-25);
способностью осуществлять административно-организационную деятельность в области культуры и искусства (ПК-26);
способностью координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-27);
способностью вести учет имеющихся ресурсов в организации исполнительских искусств (ПК-28);
способностью осуществлять грамотный контроль деятельности организации (проекта), используя различные экономико-математические методы учета (ПК-29);
способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-30);
способностью исследовать проблемы функционирования во взаимосвязи с социально-экономической успешностью и социальной действенностью организации искусств, обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием), участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-31);
способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности, контролировать и отвечать за административно-организационные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-32);
методическая деятельность:
способностью участвовать в методической разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическим искусством, образованием, творчеством (ПК-33);
способностью участвовать в разработке педагогических технологий (ПК-34);
способностью разрабатывать методические пособия и методические материалы по организации и руководству учреждениями хореографического образования, коллективами хореографического и художественного творчества, культурными учреждениями и организациями (ПК-35);
способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах хореографии, художественного творчества и культурной деятельности (ПК-36);
способностью подготовить и провести телевизионные передачи и формы деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой и отечественной культуры и шедевров хореографического и художественного творчества (ПК-37);
культурно-просветительская деятельность:
способностью использовать приобретенные знания для популяризации хореографического искусства и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, экспозиции, организовать конкурсы, фестивали (ПК-38);
способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития хореографического искусства, подготовить публикацию, выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидение, технических средств коммуникаций (ПК-39);
способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и проводить исследования в сфере методологии хореографической науки и практики, педагогики, истории и теории хореографического искусства, творчества, проблем искусства и культуры по типу открытого научно-образовательного и культурно-просветительского процесса (ПК-40);
способностью дать профессиональную консультацию, проводить художественно-эстетический анализ и оценку явлений хореографического искусства, художественного творчества, осуществлять редакторскую работу (ПК-41);
способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций мировой и российской хореографической школы, участвовать в педагогическом проектировании профильных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-42);
способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, отечественных, мировых шедевров хореографического искусства (ПК-43);
способностью участвовать в разработке и реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-44);
способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере хореографического искусства, образования, художественного творчества (ПК-45).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 30-35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы анализа философских проблем, основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире, лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками критического восприятия информации | 15-18 | 1. Философия2. История3. Иностранный язык | ОК-1;ОК-2;ОК-3;ОК-4;ОК-19; | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 15-17 | |||
Б.2 | Общепрофессиональный циклБазовая часть IВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать: понятийно-категориальный аппарат истории и теории искусств, периодизацию истории искусств, связи искусств с исторической действительностью, общим развитием гуманитарных знаний, религиозно-философско-эстетическими идеями, особенности их выразительных средств и художественного языка, основные художественные стили, направления, методы, школы, методологию научного исследования искусства, стилевую и жанровую типологию искусства, основные элементы языка искусств, закономерности структурной организации произведений искусства, принципы режиссерского анализа пьесы; технологию создания режиссерского постановочного плана спектакля, строение организма человека, общие принципы функционирования органов и систем, строение двигательных действий, систему управления движениями и принципы подчинения движений законам механики, особенности опорно-двигательного аппарата танцовщиков, о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата человека, возникающих при занятиях хореографией и их причинах, о средствах их профилактики, лечения и реабилитации, основы гигиены танцовщиков, о клинических проявлениях повреждений опорно-двигательного аппарата;уметь: различать произведения искусства по виду, жанру и стилю, определять время и место (принадлежность к национальной, региональной школе) их создания, автора (или школу), анализировать их форму и содержание, ориентироваться в специальной литературе, использовать систему знаний по режиссуре в профессиональной деятельности, видеть режиссерские методы в осуществлении постановки спектакля;владеть: режиссерским анализом пьесы, методами оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата, возникших во время занятий, репетиций и спектаклей, навыками биомеханического анализа движений танцовщиков, методами анализа закономерностей развития искусств; | 45-50 35-40 | 1. Модуль "История и теория искусств":хореографическое искусство,театральное искусство,музыкальное искусство,изобразительное искусство2. Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии, | ОК-6 - 25;ПК-3;ПК-8;ПК-9;ПК-10;ПК-16;ПК-17;ПК-19;ПК-31;ПК-36;ПК-38;ПК-39;ПК-41;ПК-42; |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 5-10 | |||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен: | 130-136 40-43 | ОК-8;ОК-21;ОК-23;ОК-24;ОК-25;ПК-4;ПК-5;ПК-6;ПК-10;ПК-13;ПК-18;ПК-31;ПК-35;ПК-38;ПК-39; | |
для всех профилей подготовки:знать: текст хореографических произведений, принципы интерпретации хореографического текста, драматургического построения произведений хореографии, основные понятия БЖ, критерии здоровья, факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков и юношей в современном обществе, специфику формирования представлений о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей, основные принципы здорового образа психики, характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения, правила, принципы и средства безопасного поведения, методики формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях, принципы информационной, правовой, психологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, причины и методы профилактики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у танцовщиков, методы экспертизы и восстановления профессиональной трудоспособности, меры электробезопасности и противопожарной защитыуметь: демонстрировать, узнавать хореографический текст; интерпретировать хореографический текст в собственной деятельности;владеть: навыками анализа источников и причин возникновения опасностей, прогнозирования и оценки их воздействия в пространстве и во времени; | 10 | 1. Наследие и репертуар | ||
3 | 2. Основы безопасности жизнедеятельности и охраны труда в хореографии | |||
Б.3.1. | Модуль "Педагогика"**знать: основные принципы образовательной политики в России, основные направления модернизации, сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности, основы профессиональной компетентности педагога, педагогические основы различных видов профессиональной деятельности; основные источники педагогических идей, современную педагогическую публицистику, научную литературу, структуру современной системы отечественного образования, стратегию ее развития, систему методов и приемов обучения, художественного воспитания и руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся, основные особенности хореографической педагогики, особенности профессиональной деятельности, образования, воспитания и психологии танцовщика и педагога хореографии, принципы построения карьеры танцовщика и педагога, основы планирования профессиональной деятельности в хореографии, историю и теорию хореографической педагогики в России и зарубежом, трудовое законодательство о педагогической деятельности, базовые дидактические понятия, категории и принципы, философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения, современные теории, системы и методики хореографического образования, основные характеристики, структуру и этапы развития воспитательных систем, методы и средства воспитания, сущность воспитания, определения, основные виды, признаки педагогически технологий, их классификацию, общие принципы и методы преподавания дисциплин художественного цикла, учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса, особенности педагогической деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам, характеристики различных, многовариантных технических средств и приёмов обучения, дифференцированные подходы в художественном образовании, планирование художественно-воспитательной работы, технологии проведения уроков, принципы организации различных занятий, средства и методы организации самообразования, принципы оценки достижений учащихся в профессиональном и художественном развитии, специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах профессионального и художественного образования (музейной педагогике, музыкальном, изобразительном, театрально-сценическом, хореографическом образовании), задачи, программное содержание и методы обучения хореографии; принципы развития профессиональных и художественно-творческих способностей, личностных качеств и черт характера танцовщика и педагога хореографии; методы проведения занятий; закономерности формирования профессиональных способностей, средства и способы развития выразительности; правила исполнения и преподавания движений и комбинаций; концепцию определяющей роли собственной деятельности в развитии личности применительно к процессу хореографического обучения; принципы построения урока хореографии; формы контроля успеваемости; методическую литературу по предметам; основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении концепции психики и сознания, основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности, психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции, определение понятия "организм", его свойства, значение гомеостаза, закономерности индивидуального роста и развития детского организма, значение наследственности и среды, их влияние на развитие детского организма, анатомию, физиологию и возрастные особенности развития, принципы развития регуляторных систем морфофункциональные особенности нервной системы детей, принципы развития сенсорных систем, анатомию и физиологию вегетативных систем, возрастные особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции, питания, закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата, анатомо-физиологические особенности созревания мозга; психофизиологические аспекты поведения ребенка, основные закономерности функционирования психики,уметь: давать психологическую характеристику личности, осознавать и интерпретировать собственное психическое состояние, использовать результаты психологического анализа личности обучающегося в интересах повышения эффективности работы, соотносить объемы содержания учебных задач с возрастными и профессионально-физическими способностями, использовать речь преподавателя как один из основных приёмов обучения, развивать зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память, чувства и эстетическое восприятие у обучающегося, использовать психологические термины, определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути, использовать психологические знания в своей педагогической деятельности;владеть: навыками исследовательской работы в области хореографической педагогики и образования, приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей и способностей обучающихся, методиками саморегуляции протекания основных психических функций в различных условиях деятельности, навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности, навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности, навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов; | 30 | 1. Введение в педагогику художественного образования2. История и теория хореографического образования3. Возрастная и педагогическая психология4. Возрастная анатомия и физиология5. Методика преподавания профильного вида танца | ОК-16;ОК-17;ОК-18;ОК-25;ПК-1 - 8;ПК-17 - 23;ПК-33 - 35; |
Б.3.2 | Модуль "Искусство балетмейстера"**знать: основные термины хореографического искусства, образования, балетмейстерской деятельности, основные виды балетмейстерского творчества в России и за рубежом, особенности профессиональной деятельности, подготовки, образования, психологии балетмейстера, принципы построения карьеры балетмейстера, основы планирования профессиональной деятельности, историю хореографического сочинительства и исполнительства в России и за рубежом, тарифно-квалификационные характеристики в области хореографии и трудовое законодательство, основы авторского права в части защиты прав танцовщиков и балетмейстеров, технологию создания хореографического произведения, законы построения и структуру хореографических произведений, элементы пространственного строения танца и приемы его развития, средства образного раскрытия содержания хореографического произведения, принципы построения танцевального текста, основные законы хореографической драматургии;владеть: методами сочинения хореографического текста и построения композиции танца, навыками драматургического построения хореографического действия, навыками работы с концертмейстером, художником, дирижером, композитором, методикой постановочной, репетиторской работы, навыками анализа творческих ситуаций и решения организационных и художественных задач, опытом реализации художественного замысла в профессиональном творческом коллективе,уметь: сочинять качественный и профессиональный хореографический текст, создавать замысел будущей хореографической композиции, исходя из особенностей строения музыкального произведения, раскрыть тему, идею своего сочинения, осуществлять подбор музыкального материала, создавать либретто и композиционный план, создавать композицию танца различных хореографических форм, ориентироваться в специальной литературе, создавать сценарную, хореографическую драматургию балетного спектакля, работать с солистами, кордебалетом, выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе; | 30 | 1. Искусство балетмейстера2. Основы менеджмента исполнительских искусств | ОК-16;ОК-19;ОК-23;ПК-9 - 12;ПК-25;ПК-29;ПК-32; |
Б.3.3 | Модуль "Менеджмент исполнительских искусств"**знать: основные термины менеджмента исполнительских искусств, основы общего менеджмента и специфику менеджмента исполнительских искусств, историческое развитие менеджмента как науки и вида деятельности; сущность профессии менеджера, функции менеджмента, структуру подготовки менеджеров в данном вузе, основные понятия менеджмента, основные этапы, пройденные менеджментом в XX в., сущность и содержание менеджмента, школы менеджмента, методы менеджмента, сущность мотивационного воздействия, процесс принятия решения, принципы построения организации и основные типовые структуры, принципы планирования и общий процесс планирования, формы и стадии контроля, основные коммуникации в системе менеджмента, основы взаимодействия человека и организации, роль руководителя в системе менеджмента, основы делового общения, управление конфликтами и стрессами, сущность интеграционных процессов в управлении, основные подходы к оценке эффективности менеджмента, основные закономерности, ограничения и условия экономической жизни потребителя, производителя и общества в целом, формы и содержание организации отраслевых рынков, виды доходов владельцев, факторы производства и их распределение, мотивы поведения экономических субъектов, возможности и слабости функционирования рыночных механизмов, роль государства в экономической жизни общества, пределы его возможностей и слабости государственного вмешательства в экономику, основные макроэкономические проблемы и их особенности в России на современном этапе, способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов, особенности анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние производства и управления, основы своевременного предвидения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций экономического развития, разработки мероприятий по локализации и устранению недостатков, определению потребности в изменениях и нововведениях;уметь: воздействовать с помощью различных методов мотивационного воздействия, принимать решения, эффективно планировать, эффективно управлять человеком в организации, владеть деловым общением, разрешать конфликты в организации, оценивать эффективность менеджмента, применять знания экономической теории в руководстве экономическими службами и подразделениями, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и организации управления, разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор по критериям социально-экономической эффективности, организовывать и проводить практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления, осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития, разделять микроэкономические и макроэкономические проблемы, понимать взаимосвязь микроэкономических и макроэкономических процессов и проблем, ориентироваться в текущих экономических событиях в своей стране и мире.владеть: современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, количественными методами в управлении, методами диагностики и анализа, а также методами принятия решений, практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами). | 30 | 1. Общий менеджмент2. Экономическая теория3. Организация и управление персоналом в организациях искусства4. Маркетинг | ОК-1;ОК-2;ОК-6;ОК-14;ПК-25 - 32; |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 90-93 | |||
Б. 4 | Физическая культура | 2 (400 часов) | ОК-8; | |
Б. 5 | Учебная и профессиональная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 10-12 | ПК-1 - 45; | |
Б. 6 | Итоговая государственная аттестация | 5 | ОК-1 - 25;ПК-1 - 45. | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Обязательным является освоение одного модуля из трех в зависимости от профиля подготовки, который определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя:
учебный план,
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,
программы практик,
календарный учебный график,
а также методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.